Алтай ближе, чем кажется. Часть 7. Это должен увидеть каждый

Проехать по Чуйскому тракту
Проехать по Чуйскому тракту

Начало здесь:

Часть 0. Подготовка поездки и планирование маршрута
Часть 1. Едем на порог Ревун!
Часть 2. Омск – город-неудачник?
Часть 3. Непонятый Новосибирск и курьезы Барнаула
Часть 4. Барнаул — город контрастов. Бийск — Сростки — Камлак
Часть 5. Алтай не резиновый? Манжерок-Тавда-Камышла
Часть 6. Алтай на букву «Ч». Чемальский тракт

Проехать по Чуйскому тракту

На седьмой день путешествия нам предстояло проехать по Чуйскому тракту на машине. Здесь же предполагалось разделение нашей экспедиции. Друзья планировали провести часть отдыха в неспешной обстановке на северном берегу Телецкого озера, а нам хотелось поездить больше по Горному Алтаю. Поэтому маршрут дальше был у нас уже разный. Выезжали вместе в сторону Семинского перевала, а там наши напарники мчались вдоль всего Чуйского тракта до Гейзерного озера где-то за Акташем, чтобы успеть вернуться на базу Камлак, а мы не торопясь ехали, любуясь красотами, останавливаясь в самых интересных местах, потому что нам возвращаться было не нужно. В Акташе нас ждал домик, который будет нашей базой на следующие три ночи.

Два слова скажу про турбазу «Нина» в поселке Камлак, которая приютила нас на короткое время, и которую мы теперь покидали (более подробно тут).

Турбаза «Нина»

Территория базы не очень большая, огороженная забором. С одной стороны трасса Чуйского тракта, с другой — берег речки Семы. Слева и справа соседние участки. Притом, на одном располагалась такая же недавно отстроенная турбаза, а на другом стояла старая хибарка с вывеской «Продается». Вообще, довольно часто на Алтае можно увидеть не только объявления типа «Места есть» или «Дом, баня, рыбалка», но и «Продается». Если у кого-то возникнет желание, то можно прикупить участок земли, как с постройками, так и без.

На нашей базе кроме хозяйского дома было несколько жилых построек разного уровня комфорта. Мы снимали просторный двухэтажный дом, в котором из удобств имелись только холодильник, туалет и умывальник с холодной водой. Душ с горячей водой был общий на территории базы. Была и отдельно стоящая кухня с электроплитой и микроволновкой. Если вы не очень требовательны к комфорту, то вполне сносно. На территории даже стоял каркасный трехметровый бассейн. Но летняя жара спала, и желающих купаться в нем не нашлось. Парковка со стороны тракта на 3-4 машины, а также можно было подъехать от речки и оставить машину там.

Вид со второго этажа нашего домика
Вид со второго этажа нашего домика
Кухня и парковка рядом
Кухня и парковка рядом

На берегу Семы можно было посидеть и отдохнуть вечерком. Но у нас, признаться, это получалось плохо, потому что с утра выехать старались пораньше, а возвращались порой затемно.

Кстати, название речки правильно звучит СемА, с ударением на последний слог, соответственно и деревня по соседству Усть-СемА, а перевал правильнее называть СемИнский, а не Сёминский, как говорят многие приезжие.

Итак, сегодня нам предстоит проехать по дороге, которую некоторые путешественники ставят на первое место в рейтинге самых красивых дорог России – Чуйскому тракту.

Официально это трасса Р-256 протяженностью 941 километр, которая соединяет Новосибирск и приграничный поселок Ташанту. Так и установлены километровые столбы вдоль дороги. Но исторически считается, что тракт начинается перед мостом в Бийске. Там даже установлен памятный знак – нулевой километр Чуйского тракта.

Перевалы Семинский и Чике-Таман

На пути автотуристов, двигающихся с севера, будут два перевала. Первый – Семинский, второй – Чике-Таман. Их часто сравнивают между собой, потому что очень сильно разнятся два этих места. Первый выше, но заезд более пологий. Нет ощущения преодоления какого-то водораздела. И вид с перевала не впечатляет – только сувенирные палатки вдоль дороги. На второй перевал заезд более крутой, с настоящим серпантином, и обзор сверху куда интереснее. Проехали и мы эти два перевала, и можем полностью подтвердить слова предшественников.

От себя добавлю только, что на Семинском перевале находится спортивная база, где тренируются лыжники. Летом они там тоже катаются, но на роликовых лыжах. А где самый лучший асфальт? Конечно, на трассе. Вот, и нам пришлось наблюдать, как такие супер-спортсмены мчатся в гору коньковым ходом, занимая целую полосу, а за ними скапливается хвост машин, потому что обгонять через сплошную полосу разметки нельзя. И не всегда есть автомобиль сопровождения. Порой цепочка спортсменов растягивается так, что ни конца, ни начала не видать.

На перевале Чике-Таман не ограничивайтесь фотосъемкой у чугунного парапета, а пройдите вдоль всей улочки сувенирных киосков. Там можно найти и старую дорогу Чуйского тракта, и хорошие видовые площадки как на северную сторону, так и на южную.

На перевале Чике_Таман
На перевале Чике_Таман
Вид на долину и новую дорогу
Вид на долину и новую дорогу

Кстати, среди сувениров появились ранее незамеченные банки с тушенкой из мяса марала и алтайские лепешки. Последние, когда горячие – просто объедение!

За Чике-Таманом, говорят, начинается настоящий Горный Алтай. Действительно, и села попадаются все реже, и горы все выше, а места все красивее. За каждым новым поворотом открываются новые виды, описывать, которые я, к сожалению, не мастер.

Скатившись с Чике-Тамана, мы хотели набрать воды в источнике Кара-Суу. Где-то мне попалась информация, что вода в нем особенно вкусная и целебная. Каково же было разочарование, когда около источника мы увидели пустую загаженную парковку, а сам родник представлял собой лужицу, истоптанную коровами, из которой вытекал ничем не примечательный ручеек. Когда-то, видимо, пытались привести его в порядок, но потом забросили.

Ильгуменский порог на Катуни

Следующей нашей остановкой стал Ильгуменский порог на Катуни. Называется он так по речке, что впадает в Катунь как раз напротив порога. Свернув с трассы и преодолев метров 500 по полю, мы остановились на высоком берегу реки. Где-то внизу бурлила бирюзовая вода, а чуть подальше она становилась белой от пены. Место очень красивое!

Пока любовались окружающим пейзажем, от левого берега оторвался и поплыл на стремнину рафт с отважными гребцами. Через минуту они скрылись в бурунах, а потом уже благополучно показались ниже по течению. За первой лодкой пошла вторая, за ней третья. Интересно наблюдать. Захотелось подойти поближе.

Возле самого порога раскинулся целый кордон с гостевыми домиками. Но въезд туда был загорожен забором с воротами и сторожкой. На наш вопрос можно ли пройти, дядечка махнул рукой, и мы спокойно миновали чек-пойнт. Возможно, за денежку можно подъехать на машине. Но большого смысла в этом нет. Пешком пять минут, и мы на самом берегу Катуни. Через Ильгумень перекинут мостик, и к порогу можно подойти как выше, так и ниже устья впадающей речки.

Рафтинг на Катуни
Рафтинг на Катуни
Бурливый порог назван Ильгуменским по имени впадающей в Катунь чуть выше речушки
Бурливый порог назван Ильгуменским по имени впадающей в Катунь чуть выше речушки

Водная стихия вблизи еще больше завораживает. Водники продолжали свои тренировки, раз за разом проходя порожистый участок. И не всегда благополучно. При нас один из рафтов перевернулся вверх дном, и весь экипаж оказался в холодной воде. Спортсмены были в спасательных жилетах, и это происшествие закончилось благополучно. Скоро все самостоятельно выбрались на берег ниже по течению.

Немного еще попрыгав по прибрежным валунам, мы вернулись к Кашкайчику и снова переехали к высокому берегу, с которого смотрели на порог вначале. Лучше места для перерыва на обед трудно было представить. Погода нам сегодня благоволила. Было солнечно и тепло. Такая благодать, что не хотелось уезжать.

Обеденный привал над Катунью
Обеденный привал над Катунью

И снова в дорогу. До следующей достопримечательности – песчаной стены, что тянется вдоль дороги несколько сот метров. Песок говорит о том, что когда-то здесь плескалось целое море. И валуны, которые оказались в его толще, наверное, видели настоящих динозавров. Жаль, что они не могут говорить.

Песчаная стена
Песчаная стена

В районе Яломана дорога идет, петляя по террасе Катуни, и, наверное, это самое живописное место Чуйского тракта, хотя до самой Чуи мы еще не доехали. Впереди нас ждало село Иня и пешая прогулка по старому Ининскому мосту (история моста тут). Для этого мы свернули в центре села и подъехали к тому месту, где раньше проходила дорога. Съехать по ней до моста не получится – промоины и осыпи делают такое мероприятие опасным.

Старый Ининский мост

Ининский мост длиной более 100 метров был построен зимой 1936 года по проекту инженера Цаплина, поэтому его иногда еще называют Цаплинским. Особенность моста в том, что это подвесная конструкция. На крутых берегах Катуни установлены два мощных бетонных пилона, между которыми натянуты тросы, удерживающие собственно сам деревянный мост. Все делалось из подручных местных материалов. Даже тросы скручивали прямо здесь – на льду реки.

Но годы берут свое. И, хотя в 1994 году мост объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации, за его состоянием никто не следит. Сейчас по этому мосту не то что проехать, но даже пройти опасно. Почти весь настил разобран или разрушен. Местами зияют черные дыры поджогов. Почему-то я не думаю, что мост горел сам. Скорее это все-таки дело рук человеческих. Кто-то умеет строить, а кто-то только ломать. Фотографии этого моста тоже получились какие-то апокалиптические.

Старый Ининский мост подвесной
Старый Ининский мост подвесной
Современное состояние моста
Современное состояние моста
Дело рук человеческих
Дело рук человеческих
Пролет моста полностью деревянный
Пролет моста полностью деревянный

Вскоре за Иней справа по ходу можно увидеть в поле три камня, установленные вертикально. Это ни много ни мало овеянный легендами «Древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.) «Три каменных воина». Я, честно говоря, ожидал чего-то большего. Ограда около камней повалилась. Всюду следы жизнедеятельности крупного рогатого скота, который ходит тут же неподалеку. Что там на камнях вырублено понять невозможно. Достопримечательность одного фото. Щелкнул для памяти, что мы здесь были, и едем дальше.

Древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.) «Три каменных воина»
Древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.) «Три каменных воина»

Слияние Чуи и Катуни и дальше

Следующая остановка у места слияния рек Чуи и Катуни. Всяк проезжающий останавливается там, чтобы с высокого утеса посмотреть, как текут параллельно друг другу бело-зеленая Катунь и коричнево-мутная Чуя. Хотя, признаться, нижняя смотровая площадка мне понравилась больше. Через 500 метров есть отворот на Инегень, и там можно подъехать к устью Чуи ближе. И площадка ровнее, и народу меньше, а виды ничуть не уступают.

Над местом слияния двух больших алтайских рек
Над местом слияния двух больших алтайских рек

И снова под колеса убегает серая извилистая полоса Чуйского тракта. Вскоре на горизонте показался Белый Боом. Скала, сложенная из светлого камня. А за ней известный памятник Кольке Снегиреву. Тут для всех обязательная остановка, чтобы почтить память строителей и водителей, преодолевавших эту горную дорогу на допотопных автомобильчиках.

Памятник Кольке Снигиреву
Памятник Кольке Снигиреву

Не знаю, что уж символизирует американский Виллис, но для полноты картины пусть будет. Интересно, конечно, сходить и на противоположную сторону шоссе, чтобы подняться несколько сот метров по старой дороге и представить себя за рулем допотопного грузовичка, у которого даже не было усилителя тормозов.
Здесь мы встретили и первого местного обитателя. Кажется, это называется алтайской пищухой из отряда зайцеобразных. Живет в каменистых россыпях, что мы и наблюдали. Не пуглива.

Алтайская пищуха
Алтайская пищуха

Как видите, интересных мест вдоль Чуйского тракта предостаточно, и посмотреть их все за один день непросто. К концу пути мы уже проезжали некоторые достопримечательности, оставляя их посещение на другой раз, когда будем возвращаться. Но водопад Ширлак проехать не могли. Видно его с дороги хорошо, а чтобы подобраться поближе, нужно преодолеть несколько десятков метров довольно крутой тропы.

Водопад высокий, красивый и в нашем рейтинге алтайских водопадов он сразу занял почетное первое место.

Водопад Ширлак
Водопад Ширлак

Акташ. Турбаза «В горах Алтая»

Тем временем вечерело, и нам нужно было позаботиться о сегодняшнем пристанище, которое я заблаговременно забронировал через Букинг (ссылки нет). Так интересно получилось, что как только мы въехали в Акташ, сразу звонок от администратора турбазы – вы где, когда ждать? Я говорю – мы уже здесь, едем, высматриваем по сторонам вашу турбазу. Девушка мне все подробно объяснила, поэтому с поиском нашего домика проблем не возникло.

Очередным нашим пристанищем стала турбаза «В горах Алтая». База – это слишком громкое название. На огороженной дощатой оградой территории три домика-бунгало, летняя кухня, умывальник и деревянный туалет. Вот и вся база. Администратор сказала – крайний домик ваш, ключи лежат там-то, располагайтесь. Вот и все формальности. И за последующие три дня я ни разу не видел никого из обслуживающего персонала. Если нужно было что-то порешать, то звонил по телефону. А мусор из ведра сам исчезал таинственным образом.

Наше пристанище на следующие три ночи
Наше пристанище на следующие три ночи
Будем знакомиться?
Будем знакомиться?

В каждом домике четыре кровати, стол в углу, две лавки, вешалка. На стене электрический обогреватель. Вот и все убранство. Умывальник на улице – пара рукомойников под навесом. Про деревянный туалет типа «дырка в полу» тоже нечего сказать. Летняя кухня оборудована газовой плитой, микроволновкой, чайниками. Вода только привозная в бутылях. Об этом заботится администрация. Единственный плюс – все новое. Очевидно, турбаза построена совсем недавно, может быть первый сезон принимает гостей, поэтому все сияет желтым деревом. Условия достаточно спартанские. Но мы ведь сюда приехали не в домике отсиживаться.

Вечерние приключения

Но день на этом еще не закончился. Дальше начинаются приключения. Во второй половине дня стали замечать, что наш младший погрустнел и все чаще стал прикладываться. Никак простыл во время вчерашнего подъема на гору. Когда добрались до базы, то решили померить температуру. Одно неловкое движение рукой, и ртутный градусник летит на пол. Колба, слава богу, уцелела, ртуть не разлилась, но трубка внутри надломилась, и градусник пришел в негодность.

Смотрим по Яндексу – в поселке есть аптека. Работает до 20-00. Срываемся, мчимся за новым градусником. Но провизор смотрит на нас с удивлением – какой градусник? Ковид же кругом, все раскупили, а новых не привозили. Электронных тоже нет. Другая аптека есть в торговом центре, но откроется только с утра.
Пришлось вернуться ни с чем. Померили температуру ладошкой – 38 есть, дали жаропонижающее. Планы на завтра надо было срочно пересматривать.

Если помните, в первом своем очерке о планировании поездки я писал о нашем первоначальном маршруте. В Акташе предполагалось задержаться на три дня, чтобы по свободному графику поездить по его окрестностям, подняться на ретранслятор, доехать до Кош-Агача и т.п. С больным ребенком много не наездишь. И спуск в долину Чулышмана с ночевками в палатке, тоже оказался под больши-им вопросом.

О том, как мы распорядились нашим временем и возможностями я расскажу дальше.
Сегодня пробег за день составил «целых» 302 километра.

Продолжение здесь:

Часть 8. В поисках места силы. Кош-Агач
Часть 9. В недрах Белого Бома
Часть 10. День, который самый-самый
Часть 11. Чуйский тракт в обратном направлении
Часть 12. Белокуриха — рай для пенсионеров
Часть 13. Музей, в который не водят детей
Часть 14. Возвращение в родные края
Часть 15. Что в итоге?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика