Поездка в Абхазию. Часть 20. Что можно посмотреть в Атырау?

Что посмотреть в Атырау
Что посмотреть в Атырау

День 20. Что посмотреть в Атырау? 18/08/17 ПТН

Атырау — Орал (Уральск) — Бузулук

Пробег 760 км.

Ну, что ж, мы опять за границей! Сегодня познакомимся с одним из самых крупных городов западного Казахстана — Атырау, а потом продолжим путь на север, вдоль реки с таким родным названием Урал. Попытаемся найти место для стоянки на берегу озера Шалкар, чтоб с палаткой, костерком, как настоящие туристы. Что у нас получилось, а что нет, читайте в этой статье.

После Астрахани наш «правильный» график переездов сбился. Как я уже говорил, лучше выезжать с первыми лучами солнца, чтобы больше успеть, а с наступлением темноты не гнать по незнакомой местности, а вставать на ночлег. На калмыцкой трассе мы гостиниц не нашли, ехали до упора, пока заполночь не добрались до Астрахани. В самом городе с утра пробездельничали до открытия кремля, а потом долго и трудно ехали в Атырау. Естественно, что сегодня тоже пока встали, позавтракали, собрали вещи, собрались в путь — на часах уже было около 11.

Сдаем квартиру хозяину, искренне благодарим его за теплый прием и отправляемся знакомиться с городом нефтяников Атырау. В рабочий день да на солнцепеке на его улицах и площадях не так много народу, как вечером.

А ведь когда-то этот город именовался Гурьев. В 1640 году русский купец Гурий Назаров основал поселение в устье реки Яик при впадении в Каспийское море. Промышлял рыботорговлей. Потом его дело продолжили сыновья. Очень скоро, учитывая стратегическое расположение, городок обзавелся и каменным острогом. Захаживали сюда и Степан Разин, и Емельян Пугачев, которые находили поддержку как у яицких казаков, так и коренных жителей. С расширением границ Российской империи город превратился в глухую провинцию. Второе дыхание пришло 100 лет назад, когда на побережье Каспийского моря были обнаружены нефтяные месторождения. А после распада Советского Союза переименованный в Атырау город стал «нефтяной столицей» Казахстана.

Наша первая остановка около входа в Парк Победы. Парк, конечно, не такой большой, как в Саратове, не такой зеленый. Несколько единиц бронетехники и зашитый листами фанеры Ан-2. Краска выгорела почти до белизны. Интерес вызывает, пожалуй, танк Т-55, у которого открыт люк механика-водителя, и можно забраться внутрь боевой машины. К сожалению, там полный разгром и мусор. Вандализм, как и в России, тут присутствует.

Т-55 в Парке Победы
Т-55 в Парке Победы

Мимо стелы и вечного огня сворачиваем по Аллее памяти в сторону пешеходного моста через Урал. Аллея сформирована жиденькими деревцами, дающими слабую тень. Но установленные вдоль дорожки стенды с фронтовыми снимками примечательны. В первую очередь тем, что на фотографиях Великой войны представлены в основном лица с легко узнаваемыми казахскими чертами. Война была воистину всенародная, и вклад казахского народа в достижение общей победы неоценим. Многие знают, что знаменитая 316-я стрелковая «панфиловская» дивизия формировалась в Алма-Ате. А мы вспоминаем еще виденную на Ржевском мемориальном кладбище стелу «Вечная память», посвященную 100-й и 101-й стрелковым бригадам, также сформированным в Казахстане.

Аллея памяти
Аллея памяти
Лица Великой войны
Лица Великой войны
Всем павшим в современных войнах посвящается
Всем павшим в современных войнах посвящается

Аллея памяти приводит нас к современной композиции, посвященной погибшим в послевоенные годы «мирного» времени. Казахстан входил в состав СССР, и его сыны отличились как в Афганистане, так и других локальных конфликтах XX века.

Наконец, добираемся до моста. Пешеходный мост в Атырау считается самым длинным в мире. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован 551 метр его длины! Хотелось, как обычно, вспомнить, что по реке Урал проходит граница между Европой и Азией, но современные географы имеют иную точку зрения, проводя условное разделение двух частей света несколько восточнее. Таким образом, Атырау находится целиком в европейской части света. Но мост мы, тем не менее, переходим от берега до берега. Рядом шумит широкий автомобильный мост, под нами медленно текут зеленые мутные воды Урала. Вдоль берега реки теснятся новенькие таунхаусы и отдельные коттеджи.

На пешеходном мосту
На пешеходном мосту
Зеленые воды Урала
Зеленые воды Урала

Возвращаемся к машинам тем же путем, попутно разглядывая останки парка развлечений. Ржавые конструкции качелей и аттракционов виднеются в бурьяне за забором.

Луна-парк в Атырау
Луна-парк в Атырау

Вторая остановка — на центральной площади города, которую мы проезжали вчера поздно вечером. Сегодня при свете дня она выглядит совсем в другом ракурсе. С одного места можно насчитать с десяток рекламных вывесок разных банков. Главная достопримечательность площади — конный памятник Махамбету и Исатаю, двум бунтарям, боровшимся с царским произволом и отстаивавшим права казахов на приуральские земли в первой половине XIX века.

Кроме того, на площади имеется несколько красочных инсталляций и композиций, призванных компенсировать малочисленность зеленых насаждений.

Памятник Махамбету и Исатаю
Памятник Махамбету и Исатаю
Центральная площадь Атырау
Центральная площадь Атырау
Инсталляция
Инсталляция

Около дальнего края площади можно увидеть мечеть Имангали. Белоснежное сооружение с голубыми куполами, сориентированное по сторонам света, тем не менее гармонично вписывается в общий ансамбль площади, окруженной современными высотками бизнес-центров.

Мечеть Имангали
Мечеть Имангали

В окружении десятка банков мы подумали: стоит-нет поменять еще рублей на казахские тенге, но решили не спешить. На заправках принимают карточки, и курс обмена вполне выгодный. На продукты немного налички еще оставалось.

На выезде из города увидели какой-то продуктовый магазин оптовых цен, разместившийся в большом ангаре — заехали, чтобы прикупить на дорогу воды и еды. Цены в Казахстане приятно радуют. Всё процентов на 10-20 дешевле, чем в России. Бензин, так вообще, на наши деньги получался по 29-30 рублей за литр!

Накупили всяких вкусностей и отправились по дороге на север, в сторону Уральска. Все ближе к дому.

Состояние этой дороги тоже не идеально, но гораздо лучше вчерашней трассы. Местами можно было разогнаться и до 100 км/ч.

А вот пейзаж за окном все такой же однообразный. В одном месте сделали остановку на «зеленую стоянку». Съехали с дороги, чтобы посмотреть, что же такое растет в степи. Это оказалась верблюжья колючка! Одно дело видеть ее в школьном учебнике или на экране телевизора, а совсем другое — прикоснуться рукой. Сухие жесткие кустики, усыпанные мелкими листиками, ссохшимися до состояния иголок.

И снова блуждающие верблюды
И снова блуждающие верблюды
Верблюжья колючка самая настоящая
Верблюжья колючка самая настоящая
Саранча, однако
Саранча, однако

Когда я читал про озеро Шалкар, к которому мы сейчас направлялись, то почему-то проигнорировал тот факт, что все едут к нему через Уральск. Мы двигались с юга, и казалось так естественно — свернуть направо и через пару десятков километров выехать на берег озера. И навигатор уверенно прокладывал туда путь. Но, когда мы добрались до отворота с трассы, то первое сомнение закралось в душу. Навигатор уводил нас не по хоть какой-то накатанной грунтовке, а прямо по полю. Но нашли чужие следы и поехали. Дорога дошла до берега речки и повернула в кусты. Места совсем дикие и непроезжие.

Зеленые берега Урала
Зеленые берега Урала
Выводок куропаток
Выводок куропаток

Решили спросить направление у случайных местных жителей. Оказалось, что река перед нами — это Урал! А переправиться через него можно только в Чапаеве на пароме, а потом еще километров 50 пылить до озера по проселкам! Как я сразу не подумал, что шоссе идет по правому берегу Урала, а озеро на левом! Значит, где-то нужно переправляться! А о мостах заранее не позаботился, доверившись навигатору.

Ехать 200 км до Уральска, а потом в обратную сторону столько же, не хотелось. Возвращаться в Чапаев и искать паром тоже. Зато очень уже захотелось вернуться на родину. Второй день за границей, а такая тоска по дому! Нет, конечно, шучу. Мы уже третью неделю катаемся, столько всяких впечатлений набрались, что на какое-то казахское озеро решили махнуть рукой и держать путь в сторону дома.

Принятое решение было всеми единогласно одобрено и закреплено астраханским арбузом на капоте Кашкая где-то в степях Казахстана около берега реки Урал.

По арбузу и домой!
По арбузу и домой!

Выехали на асфальт и решили с него уже больше не съезжать. Помчались в сторону Уральска. Город проехали по самому центру, когда начинало смеркаться. Ничем особенным он не запомнился. На старинных улочках стоят двухэтажные купеческие домики, как в каком-нибудь Кунгуре или Сарапуле. На дорогах ремонт. Чем дальше на север, тем больше растительности. Попадаются уже не только заросли кустарника, но и рощи невысоких деревьев.

Последние тенге потратили на заправке. От Уральска направились в сторону Бузулука через погранпереход «Теплое». Движение в эту сторону менее напряженное, чем на трассе в сторону Самары. Уже затемно подъехали к пограничному шлагбауму. Также, как и днем ранее, прошли сначала казахский контроль с ехидным вопросом «Что, нагостились?», потом российский. Хоть и небольшая очередь, но машины постоянно подъезжают, а пограничники работают по сокращенной смене. Например, на паспортном контроле открыто только одно окно. Но мы благополучно прошли все формальности и вернулись в Россию.

Жаль только за ОСАГО казахское заплатили на две недели. Ни разу не понадобилось, никто даже не проверил. Шучу. Все, что не делается — к лучшему. С казахскими гаишниками нам пообщаться не довелось. Засад на дорогах также замечено не было. В городах движение мне показалось спокойное — машин мало, движение неторопливое и размеренное, если кто-то нарушает по-маленькому, то на это не обращают внимания.

Предпоследний день нашего путешествия долго не мог завершиться, потому что добравшись до Бузулука, мы никак не могли найти себе пристанище. Объехали пять гостиниц, но нормальной цены за ночевку семерых человек так и нашли. Потом уж администратор одной из гостиниц отправила нас в какой-то ведомственный отель без вывески. Там у них был свободный 6-местный номер за четыре тысячи рублей. Во втором часу ночи мы добрались до постелей

Автомобильное путешествие не назовешь легким видом отдыха. Каждый день сотни километров пути, новые города и достопримечательности. Сегодня мы узнали, что можно посмотреть в Атырау за один день. Даже за полдня. Самое общее представление получили. Зато за вторую половину дня мы приблизились на полтысячи километров к дому, переместившись из степной зоны Казахстана в лесостепи Оренбуржья.

Другие статьи из цикла «Путешествие в Абхазию»

Введение. Общая информация по маршруту.

День 1. Едем на юг! Пермского края…

День 2. От самарской «вертолетки» до саратовского Парка Победы

День 3. Едем через Волгоград

День 4. Пересечение абхазской границы

День 5. Пицунда. Монашеское ущелье

День 6. Озеро Малая Рица. Дача Сталина. Источники Ауадхара

День 7. Экскурсия по Пицунде

День 8. Гора Мамзышха и Гагра

День 9. Особенности абхазской медицины и форелевое хозяйство на Черной речке

День 10. Новый Афон. Достопримечательности и фото

День 11. Цены на продукты и прочие впечатления

День 12. Сухум и пещера Абрскила

День 13. Достопримечательности и маршруты для самостоятельных экскурсий.

День 14. Дорога из Абхазии в Приэльбрусье.

День 15. Канатка на Чегет.

День 16. Трекинг на Терскол.

День 17. На Эльбрус всей семьей.

День 18. Едем на машине в Элисту.

День 19. Астраханский кремль и дорога до Атырау.

День 20. Что можно посмотреть в Атырау?

День 21. Возвращение домой по дороге через Аскино.

Комментарии

  • В Атырау смотреть нечего. А про Уральск зря так сказали. Надо было там с ночевой встать..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика