День 17. На Эльбрус всей семьей. 15/08/17 ВТР
Поляна Азау — Эльбрус
Пробег 10 км.
Вот и настал тот день, которого я так долго ждал! Сегодня мы всей нашей дружной семьей поднимаемся на Эльбрус! Пусть не на самую вершину, но постараемся забраться как можно выше.
Но утренняя погода вызвала разочарование. Два предыдущих дня нас встречали ясным небом и солнцем. А в этот ключевой день все затянуло туманом с мелким моросящим дождиком. Даже ближних гор не видно. Но обратного пути нет. Сегодня третий день нашего пребывания в Приэльбрусье. Завтра предстоит ехать дальше. Уже в сторону дома.
Нижняя станция канатной дороги находится совсем рядом от нас на Поляне Азау, поэтому решаем машинки не беспокоить, а пройтись пешком.
Сейчас на Эльбрусе действует несколько канатных дорог. Есть старая маятниковая канатка, по которой ходит всего две, но больших 20-местных кабины. Очередей тоже две, поднимают на высоту 3500 метров до станции «Мир». Эта дорога дешевле — всего 500 рублей стоит билет в оба конца. Но кабинки двигаются медленно, поэтому их приходится ждать.
Есть новая канатная дорога, построенная совсем недавно. По ее трем очередям непрерывным потоком плывут несколько десятков маленьких 8-местных кабинок. Самая высокая станция «Гара-Баши» находится на высоте 3850 метров.
Мы решаем подниматься по новой канатной дороге и направляемся к кассам ультрасовременного комплекса. На табло светится информация, что третья очередь подъемника сегодня не работает по техническим причинам. Жаль. Но поднимемся хотя бы до станции «Мир». В кассе спрашивают свидетельства о рождении детей. Взрослый билет 950 руб., детский поменьше, но все равно подъем обходится не дешево — 2900 рублей. Семейного тарифа нет. Билеты выдают в виде обезличенных магнитных карточек для турникетов — ски-пассов.
Там же из текста информационного табло узнаем, что сейчас на станции «Азау» (2300 м) +14 градусов, на станции «Кругозор» (3000 м) +8 градусов, а на станции «Мир» (3500 м) всего +4.
Сегодня рабочий день. Да еще такая скверная погода, что желающих подниматься наверх совсем мало. Без какой-либо очереди занимаем первую подошедшую кабинку и начинаем путь наверх.
Канатная дорога устроена на высоких металлических опорах вдоль горнолыжной трассы. Да, зимой это место очень популярно. Специально для лыжников расчистили и разровняли широкую полосу ската. Летом трасса также используется пешими туристами и в качестве автомобильной дороги. При нас в гору стартовал груженный Урал, забрасывающий наверх снаряжение какой-то альпинистской экспедиции.
Через пять минут, добравшись до «Кругозора», делаем небольшую остановку. Фотографируемся на фоне тумана и шутим по поводу несоответствия названия станции окружающей обстановке.
Вторая очередь канатной дороги немного короче. Она доставляет нас на станцию «Мир», расположенную на высоте 3500 метров. Тут более оживленно. Т.к. третья очередь сегодня не работает, то для многих туристов эта станция будет последней.
Здесь же есть конструкция «Я люблю ЭЛЬБРУС», около которой все фотографируются. Мы во многих местах уже встречали подобные инсталляции. Удобно — указано и место, и время, когда ты там был.
Наверху довольно прохладно. Зато на какое-то время облака раздувает, и даже становится видно кусочек неба. Сам Эльбрус скрыт за плотной пеленой облаков.
Кабинки третьей линии канатной дороги висят неподвижно. Зато рядом работает старая однокресельная канатка, которая поднимает до альплагеря «Бочки». Без тени сомнения покупаем билеты и едем дальше. При этом Вова у нас едет самостоятельно — один в кресле — и нисколько этого не боится.
Пейзажи кругом открываются фантастические! Камни, ледники, горы. Ни травинки, ни деревца. На какой-то миг из облаков проглядывает солнце, и мне удается сделать несколько ярких фотографий. Вот они какие бывают — горы!
Когда делали горнолыжную трассу, то расчищали спуск и сдвигали большие камни в стороны. Поэтому о девственной красоте говорить не приходится. Везде видны следы пребывания человека. Не только выровненная полоса трассы, но и разные сломанные ржавые конструкции, брошенная техника и т.п.
Заканчивается старая кресельная канатка на высоте 3800 метров около кафе-отеля «Гара-Баши». Здесь снег уже растаял, но если пройти чуть дальше, то начинается сплошной снежный покров. Отсюда еще выше можно подняться на снегоходе или гусеничных ратраках, которые на обратном пути нагребают перед собой кучу снега, сталкивая его вниз и устраивая снежную дорогу до конечной площадки.
Так как мы не знали, чем тут заняться, то пошли просто выше по дороге. К моему удивлению на склонах Эльбруса было очень много альпинистов. Я бы сказал даже не десятки, а сотни людей шагали вверх по склону. От нас — простых гостей, они отличались гораздо более серьезной экипировкой.
Что с нашим самочувствием? Все отлично! Почти никакой разницы я не почувствовал. Для нормального дыхания воздуха более чем достаточно. Некоторая разница заметна только, если ты в быстром темпе поднимешься вверх метров на сто. Потом захочется остановиться и отдышаться. А если идти медленно, в размеренном темпе, то никаких проблем.
Альпинисты бредут куда-то выше в сторону виднеющихся сооружений станции новой канатной дороги «Гара-Баши», расположенной на высоте 3850 м. Мы же, добравшись до ледника, делаем несколько фотографий на память. Эльбрус так и не показывается.
Все сооружения альпинистского лагеря несут какое-то чувство временности. Ничего капитального и основательного. На пригорке несколько цилиндрических домиков — известный лагерь «Бочки». Напротив них наставлено с десяток временных домиков-контейнеров. Их затаскивают наверх по снегу на санях. Ставят на лед как придется, а после его таяния вагончики начинают крениться. Им под углы подсовывают все, что можно найти в округе. От того и выглядит такой поселок неаккуратным, временным. Альпинисты всегда в походе. Пришли, пожили, поднялись на гору и вниз — дальше, к новым горам и вершинам. А что тут останется после них, волнует далеко не каждого.
Видим недавнего знакомца. Грузовой Урал добрался до нашей площадки. Дальше грузы перегружаются в кузов ратрака. Для автомобиля выше дороги уже нет. В мире льда и снега господствует гусеничная техника.
Возвращаемся на пятачок, где разворачиваются снегоходы, и договариваемся с водителем одного из ратраков о поездке до «Приюта одиннадцати», расположенного на высоте 4080 метров. Водитель предлагал забраться на высоту 4500 метров (по 1000 руб. с человека), но я отказался. Что там на 4500? Снег, лед, туман.
«Приют 11» более знаковое место. Самый высокогорный отель, построенный еще в 30-е годы прошлого столетия. Потом не раз перестраивался. В войну был оккупирован немецкими горными стрелками. Когда-то представлял собой обшитый листами железа трехэтажный каркас, спроектированный конструктором дирижаблей Н.М. Поповым. Поездка до Приюта стоила дешевле — по 700 рублей.
Вместе с нами на лавках в небольшом кузовке устраиваются еще три женщины и мужчина, тоже не самой альпинистской наружности. Рассаживаемся. Ревет дизель, вырывается из трубы черный дым выхлопа. И, перебирая широченными гусеницами, ратрак везет нас выше в гору.
Дорога из снежно-ледяного крошева накатана десятками рейсов. Вниз под горку несутся речки талой воды. Как будто не август, а конец марта, когда тает снег. Но тут он никогда до конца не растает. Скоро похолодает, и все застынет. Не зря альпинисты на свои боты надевают специальные «кошки» с длинными зацепами. Тут они идут по сырой снежной каше, а дальше будет ждать голый лед.
Ратрак мотает из стороны в сторону. Мы проезжаем мимо пеших альпинистов. Кто- то идет с рюкзаками в гору. Кто-то уже спускается вниз. Приветственно машем рукой, в ответ такой же взмах. Как, все-таки, много людей идут на верх! Эльбрус не только самая высокая вершина Европы (5642 метра), но и одна из наиболее доступных. В относительном плане, конечно. Тут не требуется идти много километров снизу от лагеря. Большую часть пути можно проделать с комфортом по канатной дороге. Пара дней на акклиматизацию — и на штурм!
Ежегодно тысячи людей совершают восхождение на Эльбрус. И, тем не менее, гора не прощает снисходительного отношения к себе. Смертельные случаи здесь также нередки. Чаще всего замерзают. Погода меняется очень быстро. На смену солнышку может прийти буран и ледяной ветер. Последняя крупная трагедия случилась 9 мая 2006 года, когда в группе из 12 человек, застигнутых снежным бураном на седловине Эльбруса, насмерть замерзли 11.
По крутому подъему ратрак вскарабкивается на ровную площадку. Это наша конечная остановка. Приехали! Десять минут на фото. Кругом плотная пелена тумана, за которой не то что Эльбрус, «Приют 11» не виден. Неподалеку виднеются покосившиеся вагончики альплагеря. Чуть ниже в тумане угадывается конус памятника всем погибшим альпинистам. Где-то еще ниже новое здание приюта. Под ногами талая снежно-ледовая каша.
Но настроение у нас приподнятое. Даже снег с дождем и ветром, вдруг налетевшие на нас, не могут его испортить. Мы забрались на высоту в четыре с лишим тысячи метров! Мы поднялись в царство гор и альпинистов! Хочется прыгать от радости и нащелкать сотню кадров. Даром, что направление на Эльбрус можно определить только как противоположное тому, откуда мы приехали. Отсюда 3-4 часа хода, и можно подняться на восточную вершину!
Четыре тысячи метров — полет нормальный!
Немного успокоившись, занимаем места в своей коробчонке и тем же путем возвращаемся назад.
На Гара-Баши ни снега, ни дождя. Как уезжали, так и сейчас. Пасмурно, ветрено и холодно. Но с каким удовольствием пьется чай после очередного достижения! Пусть не все своими ногами прошли. Но наша главная цель была — любым способом попасть туда, в царство снега, камня, льда. Туда, где вечные льды. Туда, где обитают только альпинисты.
Может не стоило скупиться, а нужно было подняться на 4500? Вдруг мы бы оказались выше облаков и увидели Эльбрус вблизи? Такие мысли приходят мне спустя несколько месяцев. А тогда казалось, что мы сделали максимум возможного. Не только сами поднялись, но и детям показали еще один уголок, еще одну грань природы нашей Земли.
А навстречу нам поднимается новая группа, которая наверняка собирается покорить вершину. По канатной дороге наверх ползут их грузы. Где-то просто рюкзаки, где-то баллоны с водой, где-то вообще фирменные пакеты с надписью «Лента». Смотрится — как будто кто-то на мега-пикничок собрался.
Небо так и не прояснило. Пока ехали вниз на кресельной дороге, я изрядно промерз, поэтому решаем зайти на станции «Мир» в кафе и согреться горячим чаем с хычинами. Какая здесь странная традиция — оставлять на стенах денежные купюры с надписями. В кафе такими оклеены все стены. Мы решили приобщиться, но оставить не денежку, а нашу визитку с адресом сайта. Теперь я знаю, что частичка нас остается там, на Эльбрусе.
Обратно вниз спускаться грустно. Не только потому что мы не увидели вершин Эльбруса вблизи. Само осознание того, что приключение состоялось, и оно закончилось — это как спуск с небес на землю. На канатной дороге происходит не только в образном, но и в реальном представлении.
На все-про-все у нас ушло часа три-четыре. При хорошей погоде, конечно, можно было бы задержаться наверху подольше. А так — к обеду мы уже были дома.
После обеда и небольшого отдыха занимались кто чем. Кто спал, кто читал, кто съездил снова до Поляны Чегет. Докупили еще сувениров и взяли на ужин мясо для шашлыка. Рядом с Хижиной есть площадка с мангалом, вот мы и решили себя немного побаловать. Как-никак завершается третья часть нашего путешествия — горно-походная. Завтра мы отправляемся снова в дорогу, и нас ждет четвертая, не менее интересная часть «Возвращение домой»!
В заключение хочу сказать несколько слов о членах моей семьи. Я очень им благодарен за то, что всегда нахожу поддержку своим идеям. Стоит мне сказать: «А поехали…» — и все с воодушевлением кричат: «Ура! Едем!»
Говорят, что родители хотят дать детям то, чего не смогли получить сами. Может быть и так. У нас с женой в детстве не было больших возможностей для таких путешествий. Эльбрус был частью какой-то далекой и нереальной жизни. И мы рады, что для наших детей он теперь стал вполне осязаемым и доступным кусочком большой Родины.
Другие статьи из цикла «Путешествие в Абхазию»
Введение. Общая информация по маршруту.
День 1. Едем на юг! Пермского края…
День 2. От самарской «вертолетки» до саратовского Парка Победы
День 4. Пересечение абхазской границы
День 5. Пицунда. Монашеское ущелье
День 6. Озеро Малая Рица. Дача Сталина. Источники Ауадхара
День 9. Особенности абхазской медицины и форелевое хозяйство на Черной речке
День 10. Новый Афон. Достопримечательности и фото
День 11. Цены на продукты и прочие впечатления
День 12. Сухум и пещера Абрскила
День 13. Достопримечательности и маршруты для самостоятельных экскурсий.
День 14. Дорога из Абхазии в Приэльбрусье.
День 17. На Эльбрус всей семьей.
День 18. Едем на машине в Элисту.
День 19. Астраханский кремль и дорога до Атырау.