Продолжение знакомства с краем коми-пермяков

историей коми-пермяцкого
Утро на Каме в Гайнах

Приветствую всех гостей нашего сайта! Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей коми-пермяцкого народа.

Второй день нашего путешествия по Коми-Пермяцкому округу начинался с прекрасного солнечного утра. Сделав несколько прощальных фотографий на берегу Камы, покидаем Гайны и двигаемся в южном направлении.

Карту нашего маршрута можно увидеть в первой статье об этом небольшом путешествии выходного дня «В гости к коми-пермякам«.

Юсьва

Прямой дорогой доезжаем до Кудымкара, но там сворачиваем на восток, чтобы проехать вдоль речки Иньвы до ее впадения в Камское водохранилище. И первой остановкой на нашем пути будет еще один районный центр Пермского края – поселок Юсьва. Это для русского уха — юсьва и юсьва – что необычного? А по коми-пермяцки звучит куда более романтично — «лебединая вода». Думаю, что не только жители Пермского края, но и многие россияне уже знают, что в финно-угорских языках (к которым относится и коми-пермяцкий) частичка «ва» означает – «вода». Сылва, Ласьва, Сосьва, Камва, Чусва – вот только несколько речных топонимов нашего края.

Но вернемся к нашей Юсьве. Первое упоминание о «деревне Юсьва на реке Юсьве» относится не много не мало к 1579 году. Впоследствии деревня поднялась до волостного центра Соликамского уезда. Но отсутствие «точек роста» — промышленных предприятий или транспортных путей, так и оставило ее на прежнем уровне развития.

Сделав небольшой круг по центру поселка, мы нашли возможным только остановиться у местного ЗАГСа и запечатлеть малые архитектурные формы. Увы, но больше ничего интересного не нашли. Едем дальше!

историей коми-пермяцкого
Здание районного ЗАГСа и непременные лебеди, как нигде к месту
Малые архитектурные формы
Малые архитектурные формы

Дорога бежит вдоль Иньвы, которая петляет по широкой долине, образуя порой заболоченные места. Наша следующая остановка в поселке Майкор.

Майкор

Окончание «кор» или «кар» тоже пришло к нам из коми-пермяцкого языка. Помните – Кудымкар – город Кудыма. Также и Майкор можно перевести как «город Мöя». А «мöй» с коми-пермяцкого – бобр. Ученые считают, что бобр был тотемным животным старейшины рода, основавшего когда-то поселение на берегах Иньвенского залива Камы. И было это до первого упоминания Майкора в писцовых книгах все того же 1579 года. В Майкоре археологи обнаружили городище X-XVI вв., на котором жили предки коми-пермяков. Вблизи городища находили золотой браслет с арабской надписью, серебряный сосуд иранского происхождения времен династии Сасанидов.

Подобно юсьвинским жителям майкорцы могли бы до конца ХХ века заниматься землепашеством и рыбной ловлей, если бы в 1811 году не обратил внимание на эти земли владелец соседнего Пожевского завода Всеволод Андреевич Всеволожский. Найдя возможность устройства запруды на Иньве, а также оценив запасы леса, решил Всеволод Андреевич основать в Майкоре листокатальный завод, назвав его в честь своего сына Никитским.

Вот так, мы снова возвращаемся к горнозаводской цивилизации Урала. Оказываемся на ее западной границе, где распространение железоделательных заводов вошло в соприкосновение с коми-пермяцкой культурой. Вспомним, что первые заводы на Урале в XVIII веке появлялись в местах добычи руды. Но для выплавки чугуна и выделки железа требуется много древесины и древесного угля. Потому территории вокруг заводов быстро оголялись и к XIX веку стало выгоднее строить заводы там, где есть лес, и везти туда руду, чем свозить древесину к месту добычи руды. А еще одним подспорьем стала Кама, по которой можно сплавлять лес с самых верховьев, где его запасы казались безграничными. Так железоделательные заводы стали появляться на берегах красавицы Камы.

Майкорский завод довольно быстро развивался. Строились новые цеха и печи. В 1914 году появилась своя электростанция. Чугун с Александровского и Всеволодо-Вильвенского заводов перерабатывали здесь в кровельное и листовое железо. Несколько лет простоя в годы гражданской войны сменились снова восстановлением и бурным развитием в годы первых пятилеток. Потом последовала Великая Отечественная война, в течение всех лет которой завод исправно выдавал свою продукцию для нужд фронта.

Но пришел 1954 год и все кончилось. Что случилось? Случилось завершение строительства Камской ГЭС и заполнение Камского водохранилища. Майкор своей планировкой четко делился на две части – нижнюю заводскую и верхнюю административную. Майкорский завод со всеми цехами и печами оказался в зоне затопления. Что смогли вывезли, а потом эта территория ушла под воду, и история завода завершилась. Рабочих трудоустроили на Иньвенский рейд, который возник над бывшим заводом. Много лет здесь собирали плоты для их сплава вниз по Каме. Но сегодня об этом уже ничто не напоминает.

Вот к такому интересному месту привела нас дорожка. Вид с высокого берега на просторы Камского моря, конечно, шикарный, но не это привлекает в первую очередь внимание заезжего автотуриста. А высокая четырехярусная колокольня недостроенного Богоявленского собора. У него тоже весьма интересная история.

историей коми-пермяцкого
Воды Иньвенского залива над Никитским заводом
Колокольня недостроенного Богоявленского собора
Колокольня недостроенного Богоявленского собора

В 1891 году рабочие немаленького уже к тому времени майкорского поселения обратились к тогдашним владельцам завода Демидовым с просьбой возвести новую каменную церковь взамен старой деревянной. Проектированием нового храма занимались архитекторы аж из самого Лейпцига. В 1901 году заложили фундамент. Обычный кирпич изготавливали на месте, а фигурный привозили из Екатеринбурга. Строительство затянулось до 1-й Мировой войны и в нем успели принять участие австрийский пленные, которые прибыли в Пермский край зимой 1915 года. К 1917 году над высокой папертью была возведена каменная колокольня в четыре яруса в неорусском стиле. Потом, понятно, история сделала крутой поворот, и каменный Богоявленский храм в Майкоре так и не был никогда достроен и не был освящен.

Каменное кружево
Каменное кружево
Собор мог бы стать жемчужиной неорусского стиля
Собор мог бы стать жемчужиной неорусского стиля

Но колокольня продолжает стоять и радовать глаз изящностью каменного орнамента, формой арок, кокошников, балясин. Я несколько минут стоял, задрав голову, не в силах оторвать взгляд от такого великолепия. Жаль, что нельзя подняться, и от пристроенной рядом трапезной остались только стены. Все равно, замысел архитекторов восхищает. Это была бы настоящая жемчужина Прикамья.

Пожва

А мы двигаемся дальше. Впереди еще один поселок с очень похожей судьбой. Я имею в виду Пожву. Снова коми-пермяцкий топоним «пож-ва» — «вода в решете» — чистая, рябит на перекатах.

От Майкора Пожва отличается тем, что Пожевской завод изначально был организован в 1715 году около места добычи медной руды и начинался как медеплавильный. Но запасы меди быстро иссякли, завод перепрофилировался на железо и начал работать на привозном сырье. Кроме чугуна и листового железа на заводе начали экспериментировать с разными изделиями машиностроения. В 1821 году построен первый на Каме пароход «Всеволод», а в 1839 году паровоз «Пермяк», ставший третьим в России после паровозов братьев Черепановых и первым для широкой колеи. Доменная печь Пожевского завода в первой четверти XIX века была самой крупной древесноугольной печью в Европе. О применении самых передовых технологий на Пожевском заводе может свидетельствовать то, что уже в 1816 году впервые в России в цехах была применена система газового освещения.

В 1918 году завод был национализирован и былого расцвета уже не достиг. Много лет стоял законсервированным, периодически подключаясь к производству сельскохозяйственной и лесопильной техники. Окончательную судьбу завода также решило заполнение Камского водохранилища. Пригодное для использования оборудование переместили на новую площадку, образовав Пожвинский машиностроительный завод, который закончил эту славную историю банкротством в 2013 году.

Пожвинский залив Камского моря
Пожвинский залив Камского моря

И снова для любознательного автопутешественника местом притяжения служит сохранившееся здание культового назначения. Свято-Троицкая церковь — двусветный четырёхстолпный крещатый в плане храм с трехъярусной колокольней – один из немногих сохранившихся в крае образцов культовой архитектуры середины ХIХ века в формах зрелого классицизма.

Пожва. Троицкая церковь
Пожва. Троицкая церковь
Лучи света под куполом собора
Лучи света под куполом собора

Церковь мы обошли и даже внутрь зашли. На этом, к сожалению, знакомство с Пожвой и завершилось. Дорога снова звала в путь.

Роданово городище

Следующей точкой на нашем пути было не совсем обычное место. У историков есть традиция называть целый исторический срез по имени места, где впервые были обнаружены артефакты, позволяющие выделить отдельную историческую культуру. И если я скажу про Роданово городище, то у многих сразу всплывет в памяти упоминание о родановской археологической культуре, которая характеризует Пермь Великую в X-XIII веках.

Причем тут коми-пермяки? Притом, что Роданово городище находится на их территории, и к нему мы сейчас и подъезжали. Сегодня это просто деревня Городище в десяти километрах к северу от Пожвы. Именно тут, на северной окраине, на выступе камского берега были произведены археологические раскопки. Были обнаружены остатки больших наземных бревенчатых жилищ с открытым очагом, ямой-кладовкой в центре земляного пола и 2-скатной крышей, найдены многочисленные орудия труда, украшения, местная и привозная глиняная посуда.

Странно было бы обнаружить здесь спустя несколько десятков лет следы былых раскопок. Для меня, как любителя истории родного края, это скорее символическое место, объединяющее Искор, Анфаловский городок, Красную горку в Кудымкаре, Редикорское, Рождественское, Сёминское городища. Это всё места, где проводились археологические изыскания, свидетельствовавшие о единстве культуры народа, населявшего Верхнего Прикамье еще до прихода русских с севера и татар с юга.

На берегу Камского моря
На берегу Камского моря

Но солнце еще высоко, а наш путь бежит снова на север края к месту, которое я давно хотел посетить, но никак не получалось, пока я не поставил его одной из главных целей нашего путешествия выходного дня. Я говорю про село Пыскор (ударение на первый слог). Один из старейших заводских и духовных центров Верхнекамья.

Пыскор

Сначала про завод. Пыскорский медеплавильный завод дал первую продукцию аж в 1635 году, т.е. почти за 90 лет до Мотовилихинского и Егошихинского заводов. На речке Пыскорке была поставлена плотина и построены медеплавильные печи, которые перерабатывали медную руду, поставлявшуюся по реке с рудника на Григоровой горе. Металлургическим премудростям местных ремесленников обучали 15 саксонцев, выписанных из-за границы царем Михаилом Федоровичем Романовым. Заводик проработал более 20 лет, ежегодно поставляя в казну до ста пудов красной меди.

В 1723 году по указанию В.И. де Генина были возобновлены работы по переработке медьсодержащих руд. Черная медь в качестве полуфабриката поступала на Мотовилихинский завод для дальнейшей переработки. Таким образом история Пыскорского завода продлилась еще на сто лет, после чего уже безвозвратно канула в лету. Территория бывшего завода сейчас тоже скрыта водами Камского моря.

Но кроме промышленного вклада Пыскор оставил и культурный след в истории края. Для начала нужно вспомнить про Пыскорский мужской монастырь, в котором принял монашеский постриг преподобный Трифон Вятский (более подробно об этом святом РПЦ можно узнать здесь). Долгое время Пыскорский монастырь был самым крупным в Пермском крае и самым богатым — владел вотчинами и солеварницами в Соликамском уезде.

За долгую историю монастырь несколько раз менял свое местоположение. Единственное исторически достоверное сооружение Пыскорского монастыря, дошедшее до наших времен – это Никольская церковь, расположенная на Пыскорской (какое совпадение!) горе. Она и была нашей очередной путевой точкой.

Но, добравшись до Пыскора, мы сначала остановились около церкви Преображения Господня, расположенной внизу у подножия горы. Ее годы постройки 1830-40. Современное состояние весьма плачевно. Фактически руины. Можно, конечно зайти внутрь, но ничего интересного вы там не обнаружите кроме, разве что, кирпичного свода главного купола.

Церковь Преображения Господня. Увы, в руинах
Церковь Преображения Господня. Увы, в руинах

Затем уже поднялись на рядом стоящую гору. Дорога, кстати, вполне проезжабельна для любого транспорта. На склонах горы много жилой застройки, на вершине располагается часто посещаемое кладбище, а рядом со старинной Никольской церковью высится новенькая, сложенная из оцилиндрованного бревна церковь Трифона Вятского.

К новым приключениям
К новым приключениям

Понятно, что за годы советской власти Никольский храм пришел в полное запустение, хотя сейчас предпринимаются некоторые работы по его восстановлению. Но пока их результат малозаметен.
Для любознательных путешественников, к коим мы относим и себя, храм интересен в первую очередь возможностью подняться на колокольню. Перекрытия кое-где еще сохранились. Деревянные лестницы лишились части ступеней, но кого это остановит? А виды сверху с лихвой компенсируют все затраченные усилия!

Подъем на колокольню
Подъем на колокольню
На самом верху
На самом верху

Для любителей менее экстремальных приключений Пыскорская гора предлагает смотровую площадку, с которой открываются шикарные виды на камское раздолье и заречные леса. Когда-то, говорят, под монастырем были подземные ходы, выводившие прямо к берегу реки. Но все то же Камское водохранилище подмыло берег, случился оползень, и подземелья превратились в еще одну городскую легенду.

Тропинка на смотровую площадку
Тропинка на смотровую площадку
Еще один вид на Каму
Еще один вид на Каму

С противоположной стороны горы имеется родник со святой водой, которую когда-то брали монахи. Ради интереса мы сбегали вниз до ключика. Но это мероприятие оказалось мало познавательным. Родничок никак не обустроен, маловоден, находится почти у самого камского берега. Зато комаров в тех местах превеликое множество!

Все намеченные цели в Пыскоре были выполнены. Можно направлять свои стопы в сторону дома. Но у меня, как всегда, имелась в заначке еще одна интересная точка, которую посетить давно хотелось, но до сих пор не случалась. И связана она, не много, не мало с космосом!

Все помнят, что Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос с борта космического корабля Восход-2. Но не все знают, что возвращение на Землю произошло в нештатном режиме, и вместо степей Казахстана спускаемый аппарат приземлился в лесах севера Пермской области. Про спасательную операцию любопытный читатель сам найдет информацию в интернете, а на пермской земле в ознаменование тех событий была установлена памятная стела. Но не в тайге, на месте посадки космического корабля, куда и сегодня можно добраться только на вездеходе, а на видном месте на берегу Камы недалеко от автодорожного моста, соединяющего Березники и Усолье.

Проезжая по мосту эту стелу видит каждый, а мне почему-то хотелось добраться непосредственно к подножию монумента. Сделать это не очень просто, но вполне возможно. Вот и сбылась мечта идиота.

Стела на берегу Камы
Стела на берегу Камы
Памятная табличка
Памятная табличка

Теперь точно можно ехать домой по проторенной за многие годы дорожке Березники-Пермь с обязательной остановкой на пироги в Чёлве.

Оставайтесь с нами! Впереди вас ждет еще много интересного!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика