Путешествие в Абхазию. День 4. Пересечение абхазской границы

Вперед! На Абхазию!
Вперед! На Абхазию!

День 4. Бросок на юг. Пересечение абхазской границы. Здравствуй, «страна души» Апсны!  02/08/17 СРД 

Сальск — Майкоп — Туапсе — Адлер — Гагра — Пицунда.

Пробег 741 км.

Четвертый день нашего путешествия стал завершающим в первой части поездки, которую можно назвать «Дорога туда». В этот день не предполагалось никаких экскурсионных мероприятий, потому что нужно было обязательно добраться от Сальска до Пицунды, да еще пройти российско-абхазскую государственную границу.

Так что в этой моей статье не будет описаний музеев или достопримечательностей. Только дорога и дорожные приключения. Весь день мы ехали, ехали и ехали. Сначала по равнинам Краснодарского края, по адыгейским предгорьям Северного Кавказа до Туапсе, а затем вдоль берега моря на юг. Так как там мы еще не бывали, то представление о дороге имели очень приблизительное. К тому же предстояло очень важное мероприятие — пересечение государственной границы с Абхазией. И, наконец, переезд по территории сопредельного государства, о котором мы наслышались столько былей и небылиц, что ожидали встретить за каждым кустом коварных местных гаишников. Реальность оказалась, как всегда, несколько иной.

Просто красивое поле подсолнухов
Просто красивое поле подсолнухов

Выехав рано утром снова в дорогу, мы были несколько озадачены тем, что наши навигаторы проложили маршрут до Туапсе по-разному. У друзей навигатор предлагал ехать через Краснодар на Джубгу и дальше вдоль моря. Наш путеводитель строил маршрут на 100 км короче и выводил к Туапсе напрямую — через Майкоп. Решили ехать, как короче. Причина в таком разногласии выяснилась позже. У попутчиков стояла настройка «Без грунтовых дорог». В нашем навигаторе — с грунтовками. Признаться, неизвестный, но короткий путь с грунтовыми дорогами несколько напрягал. Уже не раз бывало так, что навигатор прокладывал такой короткий путь, по которому и на танке не проедешь. Но мы же любим приключения! Поэтому едем через горы!

А еще этим солнечным утром у нас состоялось первое общение с доблестными российскими ГИБДДшниками. Сначала вполне безобидно — простая проверка документов и пожелание счастливого пути. Вторая остановка в Зимовниках была скорее забавной. Один инспектор вручал какие-то листовки по безопасности движения, а другой фиксировал этот момент на свой телефон. С каждым водителем. Для отчетности что ли? А листовки им, наверное, выдают поштучно подотчет?

Благополучно миновали трассу на Минводы и свернули на Лабинск, въехали в Республику Адыгею. По обочинам дорог в деревнях стали попадаться различные фрукты. Цены приятно удивляли. Прямо в поле мы купили арбуз с машины по 11 руб. за килограмм, когда везде были по 15-20. Еще взяли очень хорошей сливы. Целое ведро за 200 рублей! Не знаю, что за сорт, но плоды сочные, сладкие и мясистые. Приобретенные там же яблоки и груши были не столь впечатляющими, но избавили нас от заботы приобретать потом что-то пожевать в дорогу.

Придорожный пейзаж
Придорожный пейзаж

На подъезде к Майкопу случилась у нас и третья встреча с гаишниками. Есть у них такая фишка на юге — поставить в любом месте на дороге знак «Стоп-контроль» (красный круг с черной горизонтальной полосой). Перед знаком все водители обязаны остановиться. Зафиксировать остановку и только потом ехать дальше. В чем заключается сакральный смысл этих действий, не знаю. Но рядом под тентом сидят доблестные сотрудники дорожной полиции и что-то контролируют. В наших краях таких знаков не встретить. Только на юге их видел.

Знак "Стоп-контроль"
Знак «Стоп-контроль»

И вот, едем мы, не торопясь в колонне. Впереди автокран, за ним пара легковушек, потом наши машины. Встречные уже предупредили о наличии поста ГИБДД. Тащимся 40 км/час. И все медленно проезжаем мимо описанного выше знака, стоящего на треноге. Никто остановку не зафиксировал, и инспектор всем дает знак остановиться на обочине.

Когда блюститель порядка подошел ко мне и объяснил причину остановки, и что мы нарушили, я попытался оправдать нашу оплошность — мы тут впервые, таких знаков никогда не видали, никому от нашего нарушения никакого ущерба не случилось и т.п. На что услышал: «Бакшиш давай!» Я даже опешил от такой прямоты. Переспросил и услышал ровно тоже самое. «Нет, говорю, — лишних нет. Не дам». Тогда инспектор отвел меня к старшему наряда и передал тому мои документы для составления протокола.

Сели в патрульную машину. Старший приготовился составлять протокол, но, судя по всему, делать ему этого очень не хотелось. Запросил по рации информацию — есть ли за нами другие нарушения в Адыгее. Порасспрашивал, куда едем да где работаем. В это время его напарник проводил такую же беседу с моим другом, но тот предпочел избежать формальностей.

Наши посиделки затягивались. Полицейский не торопился начинать составление протокола. А я не торопился расставаться с деньгами. Повздыхав еще немного, старший наряда пожурил мена за невнимательность и все-таки вернул документы, отпустив восвояси с пожеланием счастливого пути.

Вроде бы, сам виноват — нарушил требования знака. Но с другой стороны и нарушение мелкое, и ничем не чреватое. А вот требование дать «бакшиш» меня очень возмутило.

Для всех автотуристов напомню, что нарушение требований знака «Стоп-контроль» карается штрафом в 300 рублей (а если его оплатить со скидкой, так всего 150 получится) и угрозы нечистых на руку полицейских о лишении прав, суде, штрафстоянке рассчитаны именно на незнание приезжих.

На улице Майкопа
На улице Майкопа

На выезде из Майкопа встретился такой же пост контроля, но на встречной полосе. Мы же ехали в Туапсе по хорошей асфальтовой дороге и только небольшое беспокойство оставалось где-то внутри души. А как же обещанная грунтовка? Сколько километров она будет и в каком состоянии? Но синие дорожные указатели подсказывали направление на Туапсе, а значит, не мы одни туда ездим. Наконец-то асфальт закончился, а грунтовая дорога сразу пошла круто вверх. Потом уж я узнал, что это был знаменитый Шаумяновский перевал, про который в интернете пишут всякие ужасы.

На Шаумяновском перевале
На Шаумяновском перевале

На деле Шаумяновский перевал оказался не так страшен. Да, пыль стояла столбом. Порой не видно впереди идущей машины. Подъем крутой и извилистый. Но на второй передаче мы вполне уверенно его штурмовали. В какой-то момент я заметил, что температура двигателя подбирается уже к красной зоне. Пришлось включить печку. Пассажиры немножко вспотели, зато температура двигателя сразу пришла в норму. А там уже и вершина перевала, на которой есть кафе и кусочек асфальта длиной метров 200. А потом снова пыльный спуск. Но вниз уже легче. А в самом низу снова начинается асфальтовая дорога, которая уже без затруднений привела нас к Туапсе.

Туапсе — это настоящий город-пробка. Весь транспорт на юг со стороны Джубги и Майкопа идет через него транзитом, и весь он стоит в два ряда на главной улице города — Сочинской. Никаких возможностей для объезда моста через речку Туапсе. Что по пути вперед, что обратно, на проезд небольшого городка мы теряли по два часа времени.

На серпантине
На серпантине

А за Туапсе начинается знаменитый серпантин, проходящий вдоль берега моря от одного курортного поселка до другого. О большой скорости тут не приходится мечтать. Сначала даже интересно в узком языке выкручивать рулевое колесо до упора и с газом взлетать на очередной подъем. Но скоро такая езда, постоянное «наматывание» на «баранку», уже надоедают. Поворот за поворотом, а расстояние почти не уменьшается. От Туапсе до Адлера немногим больше ста километров, но ,чтобы их преодолеть, нужно часа три.

Вот и море!
Вот и море!

Море только изредка мелькнет где-то за кустами. А впереди очередная щель. Или поселок, в котором через единственную улицу взад-вперед снуют отдыхающие с пляжными сумками, зонтами и надувными матрасами. Подъезжая к Лoo, уже начинаешь тихо ненавидеть всех этих курортников, которые прутся отдыхать под Сочи.

Добро пожаловать в Сочи!
Добро пожаловать в Сочи!

В сам Сочи мы, слава богу, не заезжали. Построена широкая объездная дорога, которая через семь тоннелей под горами выводит прямо к Адлеру.

Через семь тоннелей мимо Сочи
Через семь тоннелей мимо Сочи

На въезде в Адлер мы с напарниками опять потерялись. Машин много. Движение дерганое. Каждый второй с номерами на три семерки. Нас навигатор повел по короткому маршруту через город. А друзья проскочили по трассе прямиком к границе. В результате, когда мы кое-как добрались до контрольно-пропускного пункта, они уже были на пять или шесть машин впереди нас. Вроде немного, но с учетом того, что очередь двигалась очень медленно, лишних полчаса мы на границе простояли.

Перед въездом на территорию пограничного поста у всех проверяют документы. Но это проверка скорее просто на наличие документов, как таковых. Затем все легковые машины разделяются на шесть или семь колонн, которые тянутся под навес КПП. Заранее предугадать, какая из очередей пойдет быстрее, невозможно. Все по законам Мерфи. Всегда кажется, что соседи двигаются быстрее.

Пассажиры проходят паспортный контроль самостоятельно, и могут это сделать раньше, чем водитель вместе с автомобилем, но только для того, чтобы потом стоять ждать на противоположной стороне. Перед навесом между очередями машин ходил какой-то офицер и проверял у всех содержание багажников и салонов. Интересовался оружием, в том числе травматическим, наркотиками и прочими запрещенными вещами. С какой целью он это делал, я не понял. Потому что, проехав чуть дальше, снова такой же контроль. Другой пограничник просит открыть все двери, заглядывает в бардачок и т.д. Потом дает добро, и ты идешь с паспортом и свидетельством о регистрации транспортного средства к окошку контролера. Если на все вопросы отвечать нет, не имею, не был, не участвовал, не состоял, то никаких заморочек, кроме траты времени при пересечении абхазской границы не будет.

Мы проходили границу с российскими паспортами. Для детей было достаточно свидетельства о рождении.

Российский КПП отнял у нас часа полтора времени. На абхазском все гораздо проще. Подъехали к постовому, протянули документы. Он мельком посмотрел и махнул рукой — проезжайте. Что уж российские пограничники хотят найти, не знаю.

На КПП наблюдали картину, как какой-то абхаз, только пройдя пограничный контроль, сразу снял с машины российские номера, приладил абхазские и поехал дальше.

Итак, около восьми часов вечера мы оказались на территории суверенного государства Республика Абхазия. Или Апсны, как ее называют местные жители, что в переводе означает «страна души».

А за окнами уже смеркалось, и скоро совсем стемнело. Поэтому остаток нашего пути до Пицунды мы проделали при свете фар. Напуганные рассказами о коварстве и жадности абхазских гаишников, мы ехали «на полусогнутых», соблюдая все нужные и ненужные правила. Дороги в Абхазии в принципе неплохие, но разметка на них присутствовала далеко не везде. А в непроглядной ночи приходилось ориентироваться только на подсказки навигатора.

Миновали Гагру, отметив про себя, что у знаменитой колоннады не так уж многолюдно. Есть даже, где припарковаться. Еще через десяток километров свернули с Сухумского шоссе в сторону Пицунды. Фары освещали большие деревья, стоящие вдоль обочин дороги. Чудилось в них что-то таинственное и загадочное.

Благополучно проехав мимо стационарного поста ГАИ, добрались до Пицунды. Дорога пошла мимо каких-то ларьков. Базарный день закончился, и торговцы собирали свой товар. Но нам от Пицунды еще семь километров ехать до Монашеского ущелья. Дорога из широкой превратилась вообще в узкую полоску асфальта, по которой может проехать только одна машина. Да еще начала петлять сначала между соснами, а потом впритирку с заборами каких-то домов. Мы начали сомневаться туда ли вообще едем? Но навигатор уверенно вел нас к цели. А впереди мелькали огни еще каких-то машин. Потом асфальт кончился. Слева стена, справа обрыв, кругом темень. Но где-то совсем рядом угадывается уже море.

Добрались до Монашеского ущелья. Темно, безлюдно. Пошли искать по адресу наш гостевой дом. За ужином в кругу семьи нашли его хозяйку Карину. Определились, как можно заехать и припарковаться. Потом хозяйка показала нам наши комнаты и познакомила с правилами внутреннего порядка — где что лежит, и как этим пользоваться. Сразу рассчитались с ней за десять ночей нашего пребывания здесь (с учетом предоплаты, которую мы делали еще в апреле, когда бронировали номера).

Перетащили часть вещей, чтобы можно было переночевать Потом быстро поужинали и легли отдыхать.                                                                                      ‘

День сегодня был сложный. Дорога от Сальска до Пицунды не очень долгая, но встретившиеся на нашем пути и перевал, и серпантин, и гаишники, и прохождение абхазской границы, и ночная езда по неизвестной территории чужого государства изрядно вымотали. Но теперь мы будем отдыхать! Завтра никуда не поедем!

P.S. За ужином на кухне узнали, что сегодня произошел взрыв на складе боеприпасов в Гудауте. Две русские туристки, так не вовремя катавшиеся на лошадях поблизости, погибли. Куда мы приехали?!

Другие статьи из цикла «Путешествие в Абхазию»

Введение. Общая информация по маршруту.

День 1. Едем на юг! Пермского края…

День 2. От самарской «вертолетки» до саратовского Парка Победы

День 3. Едем через Волгоград

День 4. Пересечение абхазской границы

День 5. Пицунда. Монашеское ущелье

День 6. Озеро Малая Рица. Дача Сталина. Источники Ауадхара

День 7. Экскурсия по Пицунде

День 8. Гора Мамзышха и Гагра

День 9. Особенности абхазской медицины и форелевое хозяйство на Черной речке

День 10. Новый Афон. Достопримечательности и фото

День 11. Цены на продукты и прочие впечатления

День 12. Сухум и пещера Абрскила

День 13. Достопримечательности и маршруты для самостоятельных экскурсий.

День 14. Дорога из Абхазии в Приэльбрусье.

День 15. Канатка на Чегет.

День 16. Трекинг на Терскол.

День 17. На Эльбрус всей семьей.

День 18. Едем на машине в Элисту.

День 19. Астраханский кремль и дорога до Атырау.

День 20. Что можно посмотреть в Атырау?

День 21. Возвращение домой по дороге через Аскино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика