Западная Сибирь на минималках. Часть 1. Истории заводского Урала

Главная достопримечательности Кушвы - памятник Степану Чумпину на горе Благодать
Главная достопримечательности Кушвы — памятник Степану Чумпину на горе Благодать

Начинаем наше автомобильное путешествие по городам и дорогам Западной Сибири. Главная цель первого дня — посмотреть достопримечательности Кушвы. Но кроме этого увидим много интересных диковинок вдоль Северного широтного коридора, по которому мы будем двигаться.

Маршрут на сегодня: Пермь — Промысла – Верхняя Тура – Кушва – Тренькино.

В путь!

Теплым летним субботним утром отправляемся в путь-дорогу. Как всегда, первые километры у нас звучит марш «Прощание славянки», его сменяет «It’s my life» Джона Бон Джови, а заканчивает обязательную программу «Live is life» от Опуса. Этот ежедневный набор задает нам ощущение путешествия и нужный настрой на весь день.

Первый день, как правило, бывает «выездной». Т.е. главная задача отъехать как можно дальше от дома. Пока и силы есть, и места все вокруг знакомые, не раз изъезженные. Какие уж тут достопримечательности? Чтобы как-то разнообразить поездку приходится выискивать самые мало-мальски значимые, хотя бы подъехать, остановиться и ноги размять.

Из Перми мы выезжали на север. Нашей главной дорогой на ближайшие четыре дня будет Северный широтный коридор. Чусовской мост, Полазна, Чусовой, Горнозаводск промелькнули за окном достаточно быстро и привычно. А дальше по плану нас ждала первая достопримечательность – поселок Промысла и установленный на его окраине памятник первому российскому алмазу.

Памятник первому российскому алмазу

Сейчас поселок Промысла, затерявшийся среди лесов Среднего Урал, совсем неприметен. Автопутешественник, проезжающий по трассе в сторону Свердловской области, лишь мельком взглянет на остающиеся с правой стороны покосившиеся серые бараки, да отметит желтые свеженапиленные доски около лесопилки. Жизнь еще теплится в этом уголке горнозаводского Урала, но как долго – никто не скажет. Когда-то поселок гордо именовался селом Крестовоздвиженским, а его «градообразующим» предприятием были «Крестовоздвиженские золотые промысла». Еще в начале 19 века на местной речке Полуденке были обнаружены золотые россыпи. Народ потянулся на прибыльное тогда дело. Начал мыть желтый песок. Но никто и внимания не обращал на мелкие прозрачные камешки, что попадались порой в старательских лотках. Пока в 1829 году юный крепостной промывальщик золота Павел Попов (говорят, ему было всего 14 лет от роду) не принес такой «камешек» управляющему приисков. Взглянув на находку, знающий человек сразу определил, что это ни много ни мало – алмаз весом 0,5 карата.

Началась большая кутерьма! Парнишке сразу дали вольную, а старатели переключились на новый вид добычи и результаты не заставили себя ждать. Очень скоро в старательскую контору потоком потекли природные алмазы, один другого краше. Село Крестовоздвиженское привлекло к себе внимание, если не всего мира, то всей Российской империи точно. Лучшие алмазы преподносились в дар самому императору. Научные общества снаряжали экспедиции на разведку природных богатств северных уральских рек. Случилась настоящая «алмазная лихорадка», когда на Урал устремились старатели со всей необъятной. Что дало второе дыхание пришедшей в упадок после железоделательного бума горнозаводской цивилизации. А какой была судьба первого российского алмаза можно узнать тут.

Из известных людей можно вспомнить Александра Гриневского (А.Грина) будущего автора «Алых парусов», который работал на Крестовоздвиженском прииске в сезон 1900 года.

В 30-е годы по уральским рекам пошли драги, которые промышленным способом перемывали донные отложения, добывая такие необходимые стране алмазы. Пока в 60-е годы не открыли новые месторождения алмазов в Якутии. Так называемые «кимберлитовые трубки». Добыча на которых была более производительной. Только тогда уральские прииски стали приходить в упадок. Для сравнения в 1959 году в Промыслах жило 2684 человека, а сейчас осталось всего 380.

Это, как говорится, только присказка, чтобы показать, к какому исторически интересному месту мы подъезжали. Свернув с асфальта трассы, мы проехали поселок насквозь, чтобы у южной его окраины остановиться у памятника первому российскому алмазу. Да, чтобы как-то увековечить для истории события двухвековой давности, в 2001 году на том самом месте, где когда-то Павел Попов нашел первый алмаз, был воздвигнут памятник. Хотя, может быть, слишком много пафоса для этого места, но тем не менее.

У памятника первому российскому алмазу
У памятника первому российскому алмазу

Бетонная дорожка в десять метров приводит нас к черному камню около метра в поперечнике, на одной из сторон которого укреплена памятная доска, которая и объясняет, что же это за монумент.

Не смотря на всю выше описанную историю, памятник достаточно скромный и популярностью особой не пользуется (все-таки надо с трассы съезжать). Этакая достопримечательность одного фото. Чтобы только потом можно было сказать: «Да, я там был».

Какой-никакой туристический объект
Какой-никакой туристический объект
Памятная доска установлена странно — лицом вниз
Памятная доска установлена странно — лицом вниз

Вот и в нашем путешествии это место, чтобы немного отдохнуть, размять ноги, вспомнить историю и погордиться за земляков. Оживившиеся на теплом летнем солнышке пауты не дали нам задержаться подольше.

Что еще примечательного в поселке Промысла?

Недалеко от места находки первого алмаза остатки старинного кладбища. Монументальные надгробия хаотично разбросаны и никак не вяжутся с окружающим пейзажем деревенской околицы.

Старинное кладбище
Старинное кладбище

Как обычно, есть обелиск односельчанам, погибшим на всех войнах. Стоит он на полянке на берегу речки. На склоне каменная лестница в десяток ступеней. Вот и все достопримечательности.

Куда же без обелиска погибшим в Гражданскую и последующие войны?
Куда же без обелиска погибшим в Гражданскую и последующие войны?

Граница Европы и Азии

Следующая по дороге остановка более привычная – граница Европы и Азии, что проходит по главному Уральскому хребту. На трассе Северного широтного коридора стоит огромная стела, и есть площадка для отдыха. Но я всегда советую останавливаться на противоположной стороне дороги. Там тоже есть заасфальтированная площадка, с которой вид на стелу поинтереснее будет. На асфальт нанесена полоса, символизирующая границу между двумя частями света. А для особо страждущих есть и домик с дыркой в полу.

Граница Европы и Азии
Граница Европы и Азии
Передок уже в Азии, а багажник еще в Европе
Передок уже в Азии, а багажник еще в Европе

Одним словом, удобное место для дорожного перекуса – чай попить с бутербродами. Наученный опытом придорожных привалов, я сподобился сделать в багажник Кашкая выкатной столик. Может быть, когда-нибудь более подробно опишу его конструкцию. Но там ничего хитрого. Сверху лист ДСП, чтобы можно было ставить сумки и багаж. С боков невысокие стенки – только чтобы закрепить роликовые направляющие. И сама столешница с этими роликами. Как ящик у стола. Только без стенок, одно дно. Надо – выкатил, покушал — задвинул. Удобнее чем раскладной стол, который обычно заваливается на дне багажника сумками. Его надо вытаскивать, раскладывать, потом все обратно укладывать. Нам на четверых и такой выкатной столешницы хватает.

Дорожный перекус на выкатном столике
Дорожный перекус на выкатном столике

Немного подкрепившись держим путь уже по территории Свердловской области. Следующая достопримечательность – гора Благодатная в Кушве.

Ездим мы обычно по навигатору. Сначала это был Навител. Сейчас бесплатный Яндекс. Но чудят они всяк по своему, прокладывая маршрут к цели по кратчайшей траектории. Иногда это заводит в какой-нибудь тупик, а иногда позволяет сделать целое открытие.

Верхняя Тура

Так и в этот раз – навигатор повел нас через центр Верхней Туры, в которую мы заезжать не планировали. Но увидев новенькую набережную, какие-то пушки под навесом, решили, что место вполне достойно для того, чтобы остановиться и немного погулять. Благо запас по времени у нас был. А рядом оказалась большая площадь с Доской почета и местом для парковки.

Погуляли приятно. Видно, что набережную пруда благоустроили недавно. Чуть поодаль установлена даже купальня с вышкой для прыжков. Есть детская площадка. Есть современный туалет-контейнер, в котором, правда, не было воды. Под навесом размещен ряд милитаристских экспонатов, которые должны символизировать продукцию местного машиностроительного завода.

Верхотурский пруд
Верхотурский пруд
Продукция местного машиностроительного завода
Продукция местного машиностроительного завода
Пушки, конечно, новодельные
Пушки, конечно, новодельные

Верхняя Тура, как и многие уральские заводские города была основана в 1737 году около железоделательного завода. Руду привозили из Кушвы, а вода из огромного пруда круглый год приводила в действие меха доменных печей. Когда руды стало не хватать, завод перепрофилировался на военную продукцию. Сначала это были пушки, а потом ядра для них. С тех пор весь 20 век артиллерийские снаряды оставались основной продукцией Верхней Туры. Спрос на них, к сожалению, остается и поныне.

На нашем пути Верхняя Тура была небольшой неплановой остановкой, чтобы приятно прогуляться и сделать несколько фотографий на память. Но едем уже в Кушву!

На горе Благодать

Самой главной достопримечательностью этого города была (или является?) гора Благодать. Еще в 1735 году В.Н. Татищев обнаружил на склонах горы выходы железной руды. Исследователи рудного тела определили его длину и ширину, но глубину не смогли. В тот же год было решено основать рудник и завод по переработке добытого. Долгие годы гора Благодать обеспечивала богатой железом рудой не только Кушвинский завод, но и соседние железоделательные предприятия. Понятно, что это не пошло на пользу самой горе. Часть горы превратилась в огромный карьер, со дна которого до сих пор выскребают остатки железа.

О горе много писал Павел Бажов. Бывали здесь и Прокудин-Горский, и Васнецов. До начала 20 века вершину горы украшала часовня. Но позже она была разрушена. По запасам магнитного железняка Благодать могла соперничать с горой Магнитной. Сейчас вершина горы (или то, что от нее осталось) находится на территории промышленного предприятия, и формально проход туда запрещен. Но я читал в интернете, что запрет довольно символический и многие ходят, тем более на горе остался памятник вогулу Степану Чумпину, который по легенде указал на гору русским землепроходцам, за что впоследствии и был сожжен своими соплеменниками.

А теперь перейдем от теории к практике. Указав на навигаторе точку с координатами 58.288845, 59.784272, мы довольно успешно поднялись по технологической дороге до всем известного шлагбаума с домиком охраны. Чуть ниже есть площадка на пару машин, где и припарковали нашего Кашкайчика. А дальше – вперед под шлагбаум, делая вид, что охранника не существует. Что он может вам сделать? На каком основании вам запрещают посещать памятник истории? Короче, идете прямо к своей цели.

Смотровая на Благодати
Смотровая на Благодати

А до нее всего ничего – каких-то метров 200. Миновав технологическую территорию, вы окажетесь на смотровой площадке, с которой открывается отличный вид на Кушвинский карьер. Площадка мало-мальски окультурена. Есть ограждение и бетонная лестница, которая уводит еще на десяток метров выше – туда где на самой вершине горы (или того что от нее осталось) стоит геодезическая вышка. От неё можно немного прогуляться в обе стороны, но пейзажи увы не сильно радуют глаз – с одной стороны карьер и заброшенная обогатительная фабрика, с другой какие-то металлические конструкции и малоэтажные домики Кушвы.

Вид на Кушву с вершины горы
Вид на Кушву с вершины горы

Лучше вернуться к смотровой площадке и с высоты понаблюдать за работой техники в карьере. Карьер имеет около километра в поперечнике и метров 200 в глубину. Если видели Качканарский разрез, то не впечатлит. Экскаватор внизу еще подгребает какую-то мелочь, а основная добыча теперь идет через горизонтальные штольни и через ствол шахты.

Карьер шириной около километра
Карьер шириной около километра
Глубина почти 200 метров. Фото сделано с приближением
Глубина почти 200 метров. Фото сделано с приближением

Основное внимание на площадке привлекает памятник Степану Чумпину – чугунная тумба, увенчанная языком пламени. Если верить Википедии, то этот монумент был воздвигнут в 1826 году на вершине Благодати, а позднее просто перенесен на край карьера. Трещины на основании говорят о долгой и непростой истории самого памятника. А огонь наверху у меня почему-то вызвал ассоциации с рукой, протянутой к нам из преисподней. Запечатлелись на память и едем дальше.

Достопримечательности Кушвы

Так как со временем у нас сегодня полный порядок, то решаем заехать еще в одно место, которое называется горой Малая Благодать. Навигатор без проблем вывел нас к каким-то гаражам, откуда предстояло совершить небольшую прогулку вверх по склону. Малую Благодать и горой-то трудно назвать. Этакий скальный выступ, расположенный прямо в центре города. Место, возможно, пользуется популярностью у любителей вечерних посиделок, потому весьма замусорено. Вид с «вершины» так себе – на окна пятого этажа стоящей рядом «хрущевки». Потому это место однозначно записываем в третьесортные достопримечательности.

На вершине Малой Благодати
На вершине Малой Благодати

Более интересно проехать по центральной улице Первомайской. Там еще сохранились двухэтажные купеческие дома начала 20 века. Но состояние их тоже не вызывает восторга. Опять же, таких «достопримечательностей» в каждом провинциальном российском городишке с лихвой.

В завершение знакомства с Кушвой решаем осмотреть храм Архангела Михаила, что высится на противоположной стороне пруда. Храм действительно большой и красивый. Заслуживает того, чтобы подъехать к нему и, хотя бы, обойти вокруг. Построен еще в 1892 году местным купцом М.Ф.Ушковым (не путать с адмиралом). История храма, увы, повторяет перипетии многих других церквей России 20 века. Те же аресты и расстрелы священников, та же реставрация и восстановление в постсоветское время.

Храм Архангела Михаила
Храм Архангела Михаила

Время близится к обеду, а потому решаем покинуть наконец Кушву и отправиться дальше, выискивая место для дорожного перекуса. А путь наш лежит теперь на север. Сначала в сторону Серова, а потом все дальше по Северному широтному коридору. Когда-то мы ездили на Конжаковский камень и прокатились по этой трассе до Карпинска. Я отметил для себя, что асфальтовое покрытие хорошего качества, траффик очень спокойный – катись в свое удовольствие. Тогда-то и появилась первая мысль – прокатиться по СШК дальше, за Североуральск.

На подъезде к Краснотурьинску нас ждала еще одна достопримечательность. Не исторического, не природного характера, а самого что ни на есть техногенного. И она оставила у нас едва ли не самое яркое впечатление дня. Но давайте по порядку.

Провал

В не таком далеком 2012 году местные власти решили отремонтировать дорогу, по которой заезжали с трассы в город Краснотурьинск все желающие. Положили новенький асфальт, нанесли разметку. Не знаю успели-нет перерезать ленточку, но дорога вдруг провалилась в тартарары. Натурально, на изгибе дороги образовался провал метров 300 длиной и 50-60 глубиной. Дорога как была – с асфальтом, разметкой, дорожными знаками и деревьями, съехала в этот провал. Виновен, как всегда, оказался человек. Вернее, дело его рук — шахта, что действовала в расположенном неподалеку поселке Рудничный. Грунтовые воды подточили свод выработки, он обрушился, а вслед за ним провалилась и земная поверхность.

Самое интересное, что местные власти ничего восстанавливать не стали. Даже с владельца шахты не пытались взыскать убытки. А просто построили новую дорогу в другом месте. А прежнюю так и оставили как есть. Въезд только перегородили кучей щебня, чтобы никто не вздумал там ездить.

Вот к такому интересному месту мы и подъехали во второй половине дня. К сожалению, погода немного испортилась, полил дождь. Мы его немного переждали, но потом рассудили, что до провала идти всего метров 500, да по асфальту, так что можно накинуть дождевики и сбегать посмотреть. Что и было реализовано.

Реально нереальное место! Идешь по лесу, по гладкой асфальтированной дороге с беленькой разметкой. И не боишься, что тебя догонит машина. Но вот появляется первый сдвиг – просто уступ от проседания дорожного полотна. Потом асфальт покрывается буграми и ямами, как будто его кто-то месил как тесто. А вот уже и сам провал. Дорога тут поворачивала влево. С левой же стороны образовался провал, в который дорожное полотно стянуло большими кусками. Смотрится эпично. Прямо как в фильме про апокалипсис.

Дорога через лес
Дорога через лес
Что-то здесь не так
Что-то здесь не так
А вот и сам провал!
А вот и сам провал!
Дорога из ниоткуда в никуда
Дорога из ниоткуда в никуда

Прошло уже много лет и земные раны начинают затягиваться молодой порослью. Ходить не страшно. Еще несколько лет и природа снова возьмет свое. Интересно было бы взглянуть с противоположного края провала, но время нас торопит дальше в путь. Где-то еще предстоит найти ночлег.

Проезжая Североуральск обратили внимание на надпись крупными буквами на каком-то промышленном здании — «КРАСНАЯ ШАПОЧКА». Что же это могло означать? Оказалось – название шахты! Интересно, кто же придумал так ее назвать? В районе Североуральска большое месторождение бокситов. Добывают их шахтным способом. Но как это может быть связано с персонажем сказки Ш.Перро?

Североуральск нам понравился. Хоть мы его посмотрели только чуток. Проехали по улице Молодежной вокруг аллеи туда-обратно. В окружении сталинских 2-3 этажных домиков смотрится очень атмосферно. Правда, хмурое небо добавляло некоторой северной суровости этому городу.

Ночевка на берегу

Но пора уже заканчивать описание первого дня нашего путешествия. Для ночевки в палатке я заранее наметил несколько точек на берегах водоемов, вдоль которых проходит СШК. Первой из таких был берег Тренькинского водохранилища. Триста метров накатанной дороги, и мы на высоком берегу, поросшем соснами. Площадка для разворота и полянка показались идеальным местом, чтобы устроить здесь свой лагерь. Особую красоту месту добавлял водопад, который образовался в месте впадения в водохранилище водоотводного канала одной из шахт. Поток был достаточно полноводным, и водопад получился шумным и бурливым. Мостик в две жердочки позволял подойти к нему с обеих сторон.

Водопад на Тренькинском водохранилище
Водопад на Тренькинском водохранилище
Поток искусственный, но бурный и шумливый
Поток искусственный, но бурный и шумливый

Изредка подъезжали местные рыбаки. Кто-то с вечера, кто-то с утра. Но они нам не мешали, зато придавали чувство некоторой безопасности – все-таки не совсем глухое место мы выбрали для ночевки в тайге.

Остаток вечера прошел за установкой палатки, разжиганием мангала, приготовлением шашлыка и, конечно, посиделками у костра. Комары и мошкара временами налетали, но сильно не досаждали, отпугнутые репеллентами. К вечеру погода направилась, небо очистилось от облаков и на горизонте явственно проступила громада Денежкиного камня. До перевала Дятлова отсюда меньше 200 км, поэтому как не пощекотать детишкам нервы рассказом о страшной и непонятной истории исчезновения одной туристической группы в далеком 1959 году.

Обязательное дело на природе
Обязательное дело на природе
Вечер на Северном Урале
Вечер на Северном Урале

Пробег за день составил 625 км.

Оставайтесь с нами! Впереди вас ждет еще много интересного!

Комментарии

  • Прежде чем писать сперва нужно выучить матчасть, северный широтный коридор не относится к западной Сибири, он заканчивается на среднем Урале а именно не доезжая нижней туры переходит плавно в серовский тракт и дальше уже идёт как свердловско-серовская дорога, следующий момент не верхотурский пруд а верхней туринский, верхотурский находится в верхотурье а это совсем другое место, в Кушве ещё много хороших мест а не только памятник чумпину

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика