Западная Сибирь на минималках. Часть 2. Северный широтный коридор

Денежкин Камень утром
Денежкин Камень утром

Продолжаем рассказ о нашем автопутешествии по городам и дорогам Западной Сибири. Сегодня мы продолжим движение по Северному широтному коридору (СШК) на участке Ивдель Ханты-Мансийск. Попутно заезжая в города, через которые проложена трасса СШК.

Маршрут на сегодня: Тренькино – Ивдель – Югорск – Советский – Нягань – Ханты-Мансийск

Наш новый день начался довольно рано. Я встал с первыми лучами солнца, и пока дети спали, решил немного покидать спиннинг с берега. Без каких-то, впрочем, надежд на успех. Просто сбить охотку с призрачной возможностью хоть что-то поймать.

Привал странников
Привал странников

Но с восходом солнца, приходом тепла, налетела и мошка, от которой уже не было никакого спасения. Брызгалки не помогали. Только шляпа с накомарником, которая у нас была одна на четверых. Поэтому сбор лагеря происходил с удвоенной скоростью – скорей бы все свернуть, закинуть в бокс и в багажник и укрыться в салоне авто от атакующих туч мошкары. Как местные жители их выносят? У рыбаков я видел накомарники, но руки-то открыты. А эта дрянь лезет и кусает везде куда только может добраться.

Переодеться удалось лишь немного отъехав от берега. Пока мошка не поняла хитрый маневр и не догнала, нам удалось привести себя в порядок и приготовиться к продолжению нашего путешествия. Сегодня по плану предстоит посетить несколько городов, которые как бусины нанизаны на серую асфальтовую нитку Северного широтного коридора. У каждого своя история и, может быть, свои сюрпризы.

Прогулка по Ивделю

Первым на очереди стал город Ивдель. Основанный в 1589 году, как Лозьвинский городок, он был некогда центром золотодобычи и форпостом Российского государства на сибирском направлении. Но прииски обеднели, границы отодвинулись, а городок, переименованный по названию речки, превратился в глухой «медвежий угол». Второе дыхание городу в 20 веке дали подневольные лесозаготовители и их артель Ивдельлаг. Одним из осколков той эпохи оставалась до недавнего времени ИК-56 особого режима «Черный беркут» в сорока километрах к северу от Ивделя. Из интересного можно еще упомянуть, что отсюда, от железнодорожной станции отправилась в свой последний поход туристическая группа И.Дятлова. Сюда же привезли их тела спустя какое-то время.

Для знакомства с городом у меня была намечена небольшая прогулка по набережной. Миновав мост, оставляем машину и идем гулять. По случаю раннего времени совершаем променад почти в одиночестве. Река Ивдель достаточно широкая, но не глубокая. Бурлит по каменистому дну. Набережная с парапетом и заасфальтированным тротуаром является, наверное, «излюбленным местом прогулок горожан», как принято говорить.

Набережная реки Ивдель
Набережная реки Ивдель
Качелька на берегу
Качелька на берегу

Все бы ничего. Привычные лавочки, качели и детская площадка. Но есть тут один «объект», который поверг меня в шок. Это мост! Скажете, что в нем такого? Есть речка, значит должен быть и мост. Фишка в том, что мост расположен не поперек реки, а вдоль! То есть, он не соединяет берега, а расположен на одном берегу, выполняя чисто декоративную функцию. Низко согнувшись под ним можно пройти, спустившись к самой воде, но никакой другой пользы, кроме эстетической он не несет. Хотя на деньги, вбуханные в этот арт-объект, вполне можно было сделать настоящий подвесной пешеходный мост, нужный людям.

Мост вдоль реки
Мост вдоль реки

Еще одна достопримечательность – белая ажурная беседка в начале набережной. Глядя на это сооружение на фоне окружающей действительности, вспоминаются строки Леонида Филатова – «какая-никакая, а культура вам нужна!». Где же еще фотографироваться на память местным молодоженам и заезжим туристам вроде нас?

Беседка или ротонда?
Беседка или ротонда?

Вот и все достопримечательности. Можно было подняться еще к памятнику Ленину, пройти вдоль мемориала ВОВ, зайти в местный музей. Но время раннее — музей закрыт, а у нас сегодня дорога дальняя. На выезде сделали только одну минутную остановку. Поднятая на высокую табуретку милицейская «Победа» ГАЗ М-20 – объект, который многие фотографируют из окна машины, покидая город Ивдель.

ГАЗ М-20 Победа
ГАЗ М-20 Победа

А нас ждало 180 километров однообразной дороги среди лесов и болот. Ни сел, ни деревень! Мы въезжаем в страну, которая называется Югра! Когда-то много веков эти земли считались чуть ли не колонией Новгородской республики. Новгородцы регулярно наведывались и собирали дань, попросту обирая местные народы ханты и манси. С присоединением Новгородчины к Московскому княжеству отошли и зауральские земли.

Ханты и манси вели полукочевой образ жизни, не строили городов, потому более-менее крупные поселения появились на этой территории только в 20 веке, когда протянулась ветка железной дороги Ивдель-Обь. Лесозаготовительные участки вдоль нее называли в соответствии с эпохой – Пионерский, Советский, Комсомольский. Последний в 1992 году получил статус города и стал именоваться Югорском. Градообразующим предприятием является «Газпром трансгаз Югорск», и этим все сказано. Городок новый, зажиточный, но какой-то исторической составляющей тут не найти.

Югорск

А наша первая остановка была на парковке около торгового центра на ул.Ленина. Первой задачей было – подкрепиться в ближайшем «Бургер Кинге», а потом прогуляться до самолета Як-40, что установлен в сквере неподалеку. «Бургер Кинг» несколько разочаровал – по случаю пандемии продавали только на вынос. Пришлось перекусывать прямо в салоне машины. А потом по пути к самолету неожиданно нам повстречался дедушка Ленин. Необычность этого монумента в том, что фигура вождя мирового пролетариата (немаленького размера) установлена не на высокий пьедестал, а на совсем скромный постамент. Выглядит совсем по-другому. Непривычно. Смотришь на него не снизу вверх и можешь дотянуться рукой.

Ленин шагает по Югорску
Ленин шагает по Югорску

Самолет Як-40 является основным объектом устроенного вокруг него сквера. Установлен, вроде как, в честь первопроходцев. Машина достаточно редкая, потому в отсутствие других точек привлечения внимания обойти, пофотографировать, подержать за крыло – достаточно интересно. Надо было сходить еще в сторону ж/д вокзала, сфотографировать установленный там паровоз, но наш маршрутный план предусматривал другое.

Як-40 в качестве парковой скульптуры
Як-40 в качестве парковой скульптуры

Мы переехали к парку «Юбилейный» около городского ЗАГСа, где размещено два десятка самых разных жанровых композиций. Общая тематика – дом, семья и любовь, но каждый автор представляет свое видение и реализует его в своей технике. Пожалуй, место обязательно для посещения гостями города. Минут 40-50 будет вполне достаточно, чтобы приятно погулять, пофотографировать и подивиться задумкам авторов.

Символ над Горынычем показывает — кто тут главный!
Символ над Горынычем показывает — кто тут главный!
Пастораль с лебедями
Пастораль с лебедями
Аист с гостинцем
Аист с гостинцем
Немножко духовного на фоне скейт-парка
Немножко духовного на фоне скейт-парка
Головоломка
Головоломка
Вишенки в губах, кто не догадался
Вишенки в губах, кто не догадался
Эта композиция нам понравилась больше всех!
Эта композиция нам понравилась больше всех!
Кто в семью аистов приносит аистят?
Кто в семью аистов приносит аистят?
Немного отдохнуть после трудов праведных
Немного отдохнуть после трудов праведных

В целом Югорск нам понравился. Молодой, компактный. Есть где погулять и что посмотреть. Правда, больше времени мы планировали провести в парке культуры и отдыха, что расположен в соседнем поселке Советский. Там даже детские аттракционы предполагались. Но к великому сожалению нас ждали закрытые ворота. Парк был на реконструкции. Территория обнесена забором, за которым гудела строительная техника, и даже просто погулять там не получилось. Пришлось довольствоваться танком Т-55, что установлен в качестве памятника прямо у автопарковки ПКиО. Постамент невысокий, танки мы любим, потому с удовольствием забрались на грозную некогда бронемашину.

Танк в Советском
Танк в Советском

Чтобы сидя на башне посмотреть вдаль и подумать куда ехать дальше? Потому что был выбор – ехать сразу в Ханты-Мансийск, или сделать круг через Нягань (+80 км). Путешествуем мы для того, чтобы узнавать новые места и города, время, запланированное на посещение парка, освободилось, а потому было решено, что для «бешенной собаки семь верст не околица». Посмотрим Нягань!

Нягань

Сейчас даже не знаю, стоило ли так поступать? Из достопримечательностей города интернет подсказал только стелу на въезде да жанровую уличную скульптуру «Сантехник и дворник». Последняя и послужила конечной точкой для нашего навигатора в Нягани. В семейной коллекции есть уже пара таких композиций, в которых сантехник якобы вылезает из канализационного люка на свет божий. Одна из Братиславы, другая из Омска. Теперь добавился к ним рабочий из Нягани.

Сообразим на троих?
Сообразим на троих?

После короткой фотосессии купили в ближайшем магазине мороженое и погуляли вдоль проспекта Нефтяников. Хотели уже отправляться восвояси, но увидели парк с бронетехникой и сделали неплановую остановку. Осмотр представленных БТР, БМП и «Шилки» вызвал лишь разочарование уровнем их реставрации. А налетевшая мошка поторопила нас дальше в путь.

БМП-1 как бы
БМП-1 как бы

В целом Нягань не оставила какого-то позитивного впечатления. Дороги широкие, но асфальт в ямах. Город нефтяников должен быть богатым, но обшарпанные панельки стоят с советских времен. Мы хотя бы заправились относительно недорогим бензином. Ну, и на выезде сфотографировались у стелы. Одним словом – отметились.

На выезде из Нягани
На выезде из Нягани

Теперь уже без остановок в столицу Ханты-Мансийского автономного округа – город Ханты-Мансийск (какое совпадение)! От Нягани до него 289 км, чуть больше трех часов езды по хорошей асфальтированной трассе. Но дались они мне тяжело. Потому что скучно! Очень монотонная дорога. Веки опускаются, хоть спички ставь. По сторонам ни сел, ни деревень. Только лес да болота. Иногда своротки на ЦДНГ. Много технологического транспорта – разных трейлеров, автокранов и цистерн. Они тихонько пилят по своим делам, обгоняешь почти не снижая скорости – дорога прямая и просматривается далеко вперед.

На подъезде к Ханты-Мансийску потянулись такие обширные болота, что я подумал уже все – тайга осталась позади, дальше только тундра. На самом деле, конечно, не так. Но от этого большее впечатление испытываешь, когда среди равнины болот видишь возвышающийся горб Самаровской горы. Ханты-Мансийск расположился у подножия и на склонах этого останца Ледникового периода на берегу Иртыша в 20 км от его слияния с Обью. Когда-то было село Самарово. Но про его историю чуть позже.

Подъезд с запада к городу по насыпным дамбам, а потом через мост «Красный дракон». Современное, ажурное, футуристическое сооружение, выкрашенное в ярко красный цвет.

Красный Дракон, но вид со стороны Археопарка
Красный Дракон, но вид со стороны Археопарка
В Ханты-Мансийске я заранее бронировал квартиру на две ночи. Весь следующий день будет посвящен знакомству с городом, больших переездов не планировалось.

Пробег сегодня составил 715 км.

Оставайтесь с нами! Впереди вас ждет еще много интересного!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика