Путешествие в Абхазию. Часть 8. Гора Мамзышха и Гагра

Гора Мамзышха над Гагрой
Гора Мамзышха над Гагрой

День 8. Гора Мамзышха и Гагра 06/08/17 ВСК

Пицунда — Мамзышха — Гагра — Пицунда

Пробег 124 км.

Нас снова тянет в горы! Вам что-нибудь говорит такое непривычное русскому уху слово Мамзышха? Можно встретить еще варианты Мамдзышха или Мамзышка. Все они обозначают одно место, точнее гору, у подножия которой раскинулась курортная Гагра. И ее покорение стало нашей очередной затеей.

Новый день нашего южного отдыха начинался также, как и предыдущие. Завтрак на кухне, потом прогулка до берега моря и утреннее купание. Каждый день пляжного времяпровождения был бы похож на все остальные — одинаковая погода, постоянная температура, одни и те же занятия. Кто-то любит и такой отпуск. Но не мы!

Утренние водные процедуры
Утренние водные процедуры

Сегодня было решено съездить до соседнего города и подняться на гору, которая «прижимает» Гагру к самому краю земли. Гора называется Мамзышха. Что означает это слово, мне найти на просторах интернета не удалось. Гора — загадка!

Готовясь к этой поездке, я выписал координаты десятка мест, которые можно посетить в Гагре и ее окрестностях. Но самыми интересными были, конечно, смотровые площадки на Мамзышхе. Забраться повыше, взглянуть на окрестности с высоты птичьего полета — что может быть увлекательнее?

Едем снова все вместе на одной машине. Как я уже говорил, наш Кашкай при желании легко превращается в семиместный микроавтобус, и может взять на борт довольно многочисленную компанию. Его высокий клиренс 200 мм нам сегодня тоже пригодится.

Недолгие сборы, и в путь. Никаких экстремальных переходов типа тропы до Малой Рицы тут не ожидалось. По привычной уже дорожке мимо пицундских сосен выезжаем из города и, добравшись до Сухумского шоссе, сворачиваем налево — в сторону российской границы. В самый первый день, когда мы в ночной темноте еще ехали вперед, то проезжали через Гагру. Сейчас взглянем на нее при свете дня.

Через два десятка километров дорога ныряет в тоннели, два из которых функционируют, а третий, очевидно, так и не был достроен. На другой стороне уже появляются домики Гагры. Начинаем высматривать отворот налево — в гору. Вот и он!

Асфальтовая дорожка довольно хорошего качества быстро приводит нас к месту, которое называется первой смотровой площадкой. Как мы и рассчитывали, после обеда здесь тишина и запустение. Ни машин, ни людей. Даже в кафе никого нет.

На первой смотровой площадке
На первой смотровой площадке

Сама площадка представляет собой бетонный уступ на склоне горы, обращенном к морю. Имеется даже декоративная отделка плиткой и парапет. Высота где-то метров 300 над уровнем моря. Вид открывается отличный на все 180 градусов. По берегу моря тянется Гагра. А где-то в дымке на юге можно разглядеть и Пицунду, и устье реки Бзыбь. Небольшая фотопауза, и едем дальше. Больше тут делать нечего.

Вид на море и Гагру
Вид на море и Гагру

Гораздо интереснее было добраться до второй смотровой площадки. Отзывы о дороге туда были самые противоречивые, но интригующие. Путь наверх был проложен еще в начале 20 века для фаэтонов, катавших отдыхающую публику. В советское время дорогу даже заасфальтировали, рассчитывая создать на вершине горы горнолыжный курорт. Снизу протянули канатную дорогу. Но грянула перестройка, а за ней развалился Советский Союз.

Чем выше мы поднимались, тем хуже становилось дорожное покрытие. Местами еще сохранился асфальт, и даже получше того, что мы видели в долине Ауадхара, но кое-где попадались очень большие рытвины. Я бы сказал, как воронки после артобстрела, если бы это не могло оказаться правдой. Во время грузино-абхазского конфликта 1992-93 годов здесь проходили ожесточенные бои. Грузинские войска заняли Гагру, отрезав абхазов от российской границы. А господствующая высота Мамзьшхи позволяла контролировать всю Гагру и окрестности.

В моем рассказе нельзя обойти вниманием особенно тяжелую тему той войны 1992-93 годов. Чем больше я узнавал о подробностях боевых действий, тем сильнее вставали дыбом волосы на моей голове. Такое варварство происходило в конце ХХ века!

Для россиян эти события как-то остались за рамками смутного времени. Нас больше волновало то, что происходило в нашей стране. А тут — на территории бывшего СССР разразилась самая настоящая бойня, когда амбициозные политики стравили в жестокой и бессмысленной войне два народа, веками живших бок о бок друг с другом.

На территории Абхазской автономной республики, входившей в состав Грузинской ССР, примерно половину населения составляли грузины. Но в 1992 году абхазский Верховный Совет заявил о восстановлении Конституции 1925 года и фактическом выходе из состава Грузии. В ответ Грузия ввела на территорию Абхазии войска Национальной гвардии, заняв в первую очередь Гагру, тем самым, отрезав сухумские власти от российской границы. Очень быстро вся территория Абхазии была взята под контроль грузинской армией, кроме небольшого пятачка вокруг российской военной базы в Гудауте.

На помощь абхазам пришли добровольцы, направленные Конфедерацией горских народов Кавказа. Среди них и небезызвестный позже Шамиль Басаев. Именно в абхазских горах его боевики приобретали боевой опыт, который потом обернется против российской армии. Откуда взялось оружие и боеприпасы у полупартизанских отрядов, пусть читатель догадается сам. Но бойня разразилась нешуточная. Меня больше всего поразили факты террора и геноцида, которые применялись как с той, так и другой стороны. Без суда массово расстреливали врачей, учителей, деятелей искусства. Вырезали целые семьи от мала до велика. Примеры современного варварства зафиксированы как с абхазской, так и грузинской сторон.

Во многом, благодаря бездействию и нерешительности грузинских властей во главе с Э.Шеварнадзе, контроль над территорией Абхазии оказался в руках незаконных вооруженных формирований. Произошло массовое бегство грузинского народа. Население страны сократилось практически вдвое. Все хозяйство было разрушено. Зато новые лидеры страны объявили о своей победе и независимости.

Сейчас граница между Грузией и Абхазией проходит по югу Гальского района и представляет собой практически застывшую линию фронта — минные поля и огневые точки. Никакого сообщения с Грузией нет. Суверенитет Абхазии признан всего несколькими государствами (включая, естественно, Россию). Для остальных это оккупированная территория Грузии.

Конфликт удалось притушить 25 лет назад. И с тех пор ничего не меняется. Абхазия довольствуется положением российского доминиона и с того кормится. Грузия не имеет сил и политической воли для восстановления статуса кво. Остальные страны мирового сообщества стараются не вмешиваться в это осиное гнездо, где горячие кавказские парни могут наломать новых дров.

Путешествуя по всей Абхазии, мы встречали очень много различных памятников, стел, монументов, посвященных той войне. Это, пожалуй, самые ухоженные объекты в республике. Поддерживаются в идеальном порядке. Но не реже вдоль дорог на местах боев можно увидеть и могильные обелиски или просто памятные доски с фотографиями молодых людей, погибших за чужие амбиции.

Итак, по узенькой дорожке, скрытой под ветвями деревьев и зажатой между склоном и обрывом, объезжая воронки, наша машинка забиралась все выше. Пару раз нас обгоняли местные джигиты, пока мы не «сели на хвост» одному микроавтобусу. Здешние водители не первый раз уже по этой дороге ездят, знают наиболее оптимальную траекторию движения по колдобинам. И мы воспользуемся их опытом.

Местами ямы имеют острые обрывистые края, и я подумал, что хорошо иметь высокий клиренс, иначе все днище обдерешь или бампера тут оставишь. И хорошо, что мы не взяли Солярис с его низкой посадкой. Но стоило так подумать, как на встречу попались и Солярис, и БМВ, довольно бойко катившие вниз по ямам.

Между тем, серпантин забирался все выше, и скоро мы оказались на высоте около 1000 метров над уровнем моря, где расположена вторая смотровая площадка. Ее, между прочим, можно легко проехать и не заметить. Хорошо, что тут стояла пара машин с такими же, как мы, автотуристами. Площадка представляет собой металлическую конструкцию, закрепленную на обочине дороги. Гагра с нее видится совсем где-то далеко внизу. И море голубеет в дымке. Линия горизонта сливается с небом. Всё ограждение площадки обвязано сотней тряпичных ленточек, а оттого выглядит неопрятно. Постояли, посмотрели. Вниз, кстати, смотреть не страшно. Тут нет отвесного обрыва. Просто очень крутой склон, весь поросший деревьями и кустарниками.

На второй смотровой площадке
На второй смотровой площадке

Но дорога уходила еще дальше вверх. Что там? Съездим, посмотрим?

Да, дорога идет дальше вверх, постепенно огибая всю гору. Где-то на высоте 1500 метров расположена довольно большая поляна, с которой стартуют парапланеристы. Есть такой вид развлечения — в паре с инструктором на параплане спуститься с Мамзышхи прямо на морской пляж Гагры. При нас с горы стартовало три параплана, а приземление одного из них мы наблюдали уже внизу в Гагре.

Парапланеристы над Мамзышхой
Парапланеристы над Мамзышхой

Еще выше начинается зона альпийских лугов. Но асфальтовая дорога тут заканчивается, превращаясь в грязный проселок, доступный только полноприводным вездеходам. Мы добрались до грязи и развернулись обратно. Оказавшиеся поблизости местные жители предлагали пересесть к ним на УАЗик и добраться до самой вершины горы (а это 1873 метра над уровнем моря), но мы отказались. Хотя, может быть, и стоило согласиться. Еще несколько километров грунтовки, и мы бы очутились на самом верху горы. А так, получается, мы ее не покорили. Но тогда нам казалось, что довольно и такого смелого рейда по горному серпантину куда-то к самому небу.

Дорога на Мамзышхе
Дорога на Мамзышхе

Машинка на перепад высоты реагировала совершенно спокойно и тянула, как ни в чем не бывало. По ямам на первой-второй передаче, а там, где поровнее, даже на третьей. Ничего не грелось. А вниз катилось и того проще. Не нужно только злоупотреблять тормозами, чтобы избежать их перегрева. Лучше тормозить двигателем. Хотя разогнаться особенно не получится. И ямы никуда не делись, и останавливаться хочется на каждом повороте, чтобы созерцать открывающуюся взору панораму.

На склонах Мамзышхи
На склонах Мамзышхи

Спустя минут сорок мы уже миновали первую смотровую площадку и скатились дальше вниз.

Первой достопримечательностью города Гагра была намечена крепость Абаата, которая была построена около V-VI века. Позднее, в XIX веке в ней размещался батальон российской армии. Любопытно прочитать отзыв о службе в этом гарнизоне одного из декабристов А.А. Бестужева-Марлинского

«Я переведен в ужасный климат Абхазии. Есть на берегу Черного моря, в Абхазии, впадина между огромных гор. Туда не залетает ветер; жар там от раскалённых скал нестерпим, и, к довершению удовольствий, ручей пересыхает и обращается в зловонную лужу. В этом ущелье построена крепостишка, в которую враги бьют со всех сторон в окошки, где лихорадка свирепствует до того, что полтора комплекта в год умирает из гарнизона, а остальные не иначе выходят оттуда, как со смертоносными обструкциями или водянкою. Там стоит 5-й Черноморский батальон, который не иначе может сообщаться с другими местами, как морем, и, не имея пяди земли для выгонов, круглый год питается гнилью солонины»

Сейчас трудно представить, как выглядела крепость двести лет назад. На ее территории расположены отель и ресторан. За их постройками совсем теряются невысокие, в два метра, каменные стены цитадели. Вход совершенно свободный. Но смотреть оказалось нечего. Из старинных построек сохранился только храм Св.Ипатия Гагрского, ровесник крепости, который является действующим. Да маленький домик с вывеской «Музей», который был закрыт на большой амбарный замок. В церковь мы зашли, но строгая смотрительница предупредила, что батюшка благословляет только одно фото с порога храма. Поставили свечки и двинулись дальше.

Храм Св.Ипатия Гагрского
Храм Св.Ипатия Гагрского

Между крепостью и морем сейчас построен какой-то отель, отгородивший себе участок пляжа. Но замок на калитке забора не работал, и мы прошли через его территорию совершенно свободно до берега, а там уже очутились около знаменитого гагринского пирса, который уходит в море на 200 метров.

Пирс в Гагре
Пирс в Гагре

Когда раньше я читал о том, что вечером все отдыхающие любят гулять по этому пирсу и смотреть со стороны моря на расцвеченный огнями город, то представлял себе это несколько иначе. Мне представлялся каменный мол-волнорез с устроенным по нему пешеходным променадом. На деле пирс оказался довольно высокой металлической конструкцией. Это сооружение скорее утилитарно-технологического характера, но никак не место для прогулок и увеселения. Тем не менее, чтобы отметиться тут, мы все-таки прошлись до конца пирса. Не смотря на наличие в его начале шлагбаума с предупреждающей надписью, что сооружение находится в аварийном состоянии, и проход запрещен. Но если нет забора с колючей проволокой, то нашего туриста простая надпись ничуть не остановит.

Проход запрещен
Проход запрещен

Вид на горы и город с пирса ничего так себе, но не выдающийся. Может вечером красивее? На склоне горы выделяется замок принца Ольденбургского, который сейчас превращен в ресторан.

Вид с моря на Гагру
Вид с моря на Гагру
Замок принца Ольденбургского
Замок принца Ольденбургского

В начале ХХ века принц Александр Ольденбургский, прельстившись мягкостью климата Гагры, решил превратить город в курорт. Построил себе замок на склоне горы и активно занимался благоустройством прилегающей территории. Так на неширокой полоске вдоль морского пляжа появился Приморский ботанический парк, названый по имени своего основателя.

После пирса мы пошли вдоль берега моря по этому парку, в котором можно увидеть и много диковинных тропических растений, и образцы парковой архитектуры. По случаю предвечернего зноя публики очень мало. Только там да тут скучали, уткнувшись в свои телефоны, продавцы вареной кукурузы, напитков или каких-нибудь развлечений.

Стоит добавить, что Гагра расположена ближе всех городов-курортов Абхазии к границе России и пользуется особой популярностью у российских туристов, поэтому Гагра быстрее всех остальных городов отстроилась и восстановилась после войны. Об говорит и тот факт, что в Гагре большой выбор гостиниц и отелей: https://edem-v-gosti.ru/abhazia/gostinitsy-gagry-u-morya/

В Приморском парке
В Приморском парке
Фонтан
Фонтан
Мать и дитя
Мать и дитя
Тропики
Тропики

Прошли мимо станции канатной дороги, которая уже давно не действует. Сейчас там кафе. Вообще сложилось впечатление, что абхазы из всех сил допользуют остатки советской эпохи. Время остановилось на 1980-х годах прошлого века. Ничего нового с тех пор не возведено и не построено.

Дошли до знаменитой колоннады. Прошлись между ее белых колон. Ничего особенного. За что ее так хвалят? Построена в 1955 году, когда вся страна еще залечивала раны тяжелой войны и разрухи. Засветилась в фильме «Зимний вечер в Гаграх» и стала негласным символом города.

Колоннада
Колоннада
Площадь перед колоннадой
Площадь перед колоннадой

Выделенное на знакомство с Гагрой время подходило к концу. Пришлось отправляться в обратном направлении снова через парк к оставленной у крепости Абаата машине.

По пути увидели и купили необычные дыни. Маленькие (размером с яблоко) и полосатые, как арбузики, но полоски коричневые по желтому фону. Смотрятся очень оригинально и ярко. Но кушать их надо, как обычные дыни — разрезать, вычищать семечки, потом выгрызать мякоть до тонкой плотной корочки. Не очень удобно. Особенно, если попытаться это сделать на ходу. Баловство.

Около машины обнаружили еще один объект, занесенный в туристические путеводители. Это детская площадка, на которой были сооружены какие-то бетонные конструкции, украшенные кусочками цветной плитки. Оказалось, что перед нами, ни много, ни мало, дипломная работа Зураба Церетели! Как всегда, монументально! Но свою основную задачу она не выполняет. Детей мы там не увидели.

Детская площадка от Церетели
Детская площадка от Церетели

Вернувшись к себе в Монашеское ущелье, перед ужином успели еще сходить на море искупаться. Вода чистая и теплая. А потом привычные уже вечерние посиделки с бокалом вина и настольными играми.

Так получилось, что сегодняшний наш день был полностью посвящен Гагре. Городу, наиболее любимому и посещаемому российскими туристами. Но мы смогли не только погулять по его чудесному Приморскому парку, а взглянуть на город и с высоты птичьего полета со склонов горы Мамзышхи, и со стороны моря — с оконечности 200-метрового пирса. И увидели примерно тоже самое, что здесь было и сорок лет назад.

Другие статьи из цикла «Путешествие в Абхазию»

Введение. Общая информация по маршруту.

День 1. Едем на юг! Пермского края…

День 2. От самарской «вертолетки» до саратовского Парка Победы

День 3. Едем через Волгоград

День 4. Пересечение абхазской границы

День 5. Пицунда. Монашеское ущелье

День 6. Озеро Малая Рица. Дача Сталина. Источники Ауадхара

День 7. Экскурсия по Пицунде

День 8. Гора Мамзышха и Гагра

День 9. Особенности абхазской медицины и форелевое хозяйство на Черной речке

День 10. Новый Афон. Достопримечательности и фото

День 11. Цены на продукты и прочие впечатления

День 12. Сухум и пещера Абрскила

День 13. Достопримечательности и маршруты для самостоятельных экскурсий.

День 14. Дорога из Абхазии в Приэльбрусье.

День 15. Канатка на Чегет.

День 16. Трекинг на Терскол.

День 17. На Эльбрус всей семьей.

День 18. Едем на машине в Элисту.

День 19. Астраханский кремль и дорога до Атырау.

День 20. Что можно посмотреть в Атырау?

День 21. Возвращение домой по дороге через Аскино.

Комментарии

  • Замок принца, он и был и есть замок. А ресторан Гагрипш он и был всегда рестораном. А на гору пешком от того места, где вы развернулись, можно дойти за час, а по лошадиной тропе 25 минут. Мы видели много таких, кому пешком кажется дико и невозможно и они так и не увидели настоящей красоты этой горы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика