Алтай ближе, чем кажется. Часть 11. Чуйский тракт в обратном направлении

путешествие по Чуйскому тракту
Озеро Учкёль

Сегодня нас снова ждет путешествие по Чуйскому тракту, но в обратную сторону.

Начало здесь:

Часть 0. Подготовка поездки и планирование маршрута
Часть 1. Едем на порог Ревун!
Часть 2. Омск – город-неудачник?
Часть 3. Непонятый Новосибирск и курьезы Барнаула
Часть 4. Барнаул — город контрастов. Бийск — Сростки — Камлак
Часть 5. Алтай не резиновый? Манжерок-Тавда-Камышла
Часть 6. Алтай на букву «Ч». Чемальский тракт
Часть 7. Это должен увидеть каждый
Часть 8. В поисках места силы. Кош-Агач
Часть 9. В недрах Белого Бома
Часть 10. День, который самый-самый

Очередное утро мы встретили не в теплых кроватях гостевого домика или туристической базы, а в спальных мешках под пологом палатки. Но не в каком-то богом забытом месте, а на перевале Кату-Ярык!

Утро на Кату-Ярыке

Безоблачное небо предвещало хорошую погоду. Солнце еще не показалось из-за гор на противоположной стороне ущелья, а вся округа уже озарилась его светом. Ближе к моменту восхода вдоль края обрыва стали собираться туристы, кто провел ночь также, как и мы под открытым небом. Желание увидеть первый луч солнца напомнило мне такую же традицию на вершине горы Моисея на Синайском полуострове, куда всю ночь идут паломники, чтобы, встретив восход, очиститься от всех грехов.

Утро автотуристов выглядит так
Утро автотуристов выглядит так
Сначала лучи солнца освещают вершины окружающих гор
Сначала лучи солнца освещают вершины окружающих гор
И вот, над горным хребтом пробивается первый луч
И вот, над горным хребтом пробивается первый луч
Крайнее фото над долиной Чулышмана. Когда-нибудь мы сюда еще вернемся!
Крайнее фото над долиной Чулышмана. Когда-нибудь мы сюда еще вернемся!

Летом на Кату-Ярыке солнце встает точно над противоположной стороной ущелья. Один миг, и вот уже первые лучи пробиваются над вершинами далеких гор. До самого дна, до берега Чулышмана они доберутся еще не скоро. Нам, как ни жаль, но спуститься вниз в этот раз не довелось. Как я писал ранее, затея с паромной переправой на СБТО у нас провалилась по причине моей нерасторопности. А посещение Каменных грибов и водопада Учар пришлось отложить по причине болезни экипажа. Нынешнее утро тоже началось с градусника и горсти таблеток. Пришлось выбрать более облегченный маршрут путешествия. Сегодня нам предстоит вернуться к цивилизации. Сначала 100 километров до Акташа, затем проехать Чуйский тракт в обратном направлении до Черги, и напоследок незнакомыми дорожками через село Алтайское до Белокурихи.

Снова обращусь к видеорепортажу нашего соседа по стоянке и порекомендую посмотреть его ролик Кату-Ярык и Каменные грибы, чтобы своими глазами увидеть каким было то утро, и до каких красот Чулышмана мы не смогли добраться. Видео очень яркое и живописное. Сделано мастерски!

Мы же, позавтракав по-походному, свернув лагерь, под звуки «Марша славянки», покидаем перевал Кату-Ярык и отправляемся в обратный путь. Впереди нас снова ждет сто километров дороги не самой лучшего качества. Может, кто-то обратил внимание, что в Акташе местные предлагают туристам такую услугу – поездка на перевал Кату-Ярык без спуска вниз. И стоит это удовольствие очень немало — 12000 рублей за машину. Михаил, водитель, с которым мы вчера поднимались на ретранслятор, признался, что акташские мужики не любят ездить на Кату-Ярык именно из-за плохого качества дороги, когда на экскурсию туда и обратно уходит целый день дорожной тряски.

Отправившись в путь в 9 часов утра, мы почти не встречали машин до самого Улагана. Дорога лучше не стала, но ехалось уже как-то полегче — и места знакомые, и утреннее солнце добавляло света и оптимизма. Кое-где, наученные опытом, проскакивали по параллельным грунтовкам.

Горное алтайское озеро Учкёль
Горное алтайское озеро Учкёль

Пазырыкские курганы

Не доезжая немного до Балыктуюля, заехали на Пазырыкские курганы (немного истории тут). Вчера мы их проскочили, не заметили, да и время поджимало. А сегодня сделали специально остановку. В 30-е годы прошлого века на Алтае был исследован ряд древних скифских гробниц, получивших название Пазырыкских курганов. Сами захоронения разграблены еще в древности. А современным ученым интересно не только золото, но и любые мелочи вроде осколков глиняной посуды, обрывков одежды или лошадиных костей. Поэтому отряженные сюда экспедиции перевернули вверх дном все пять захоронений, оставив после себя только ямы, с раскиданными в округе камнями.

Тем не менее, заехать к местам раскопок стоит хотя бы потому, что курганы находятся буквально в сотне метров от основной трассы, к каждому из них есть подъезд, и около каждого имеется большой стенд с описанием того, что ученым удалось здесь обнаружить.

В тот раз можно было подъехать к самим курганам
В тот раз можно было подъехать к самим курганам
Сейчас курганы представляют собой ямы, заполненные камнем
Сейчас курганы представляют собой ямы, заполненные камнем
Вид сверху
Вид сверху

После курганов мы хотели сделать зеленую стоянку и заскочили на вершину одного из холмов поблизости, где и застряли на добрых полчаса, потому что вся вершина была усыпана спелыми ягодами клубники. У нас клубника отходит уже в июле. А тут к середине августа подоспела. Конечно, пришлось отдать ей должное.

Зеленая стоянка
Зеленая стоянка
Кашкай органично смотрится на фоне любого пейзажа
Кашкай органично смотрится на фоне любого пейзажа

Ну, а дальше уже без задержек до самого Акташа. Какое же это блаженство – снова ощутить под колесами идеальный асфальт Чуйского тракта!

Чуйские пороги

Чтобы обратный путь не был простым наматыванием километров продолжаем делать остановки. Одна из них – около порога Бегемот на Чуе. Машину оставили на обочине трассы, а сами спустились на сто метров ниже — к берегу реки. К нашему удивлению там оказался хороший автомобильный мост, между двумя опорами которого с ревом грохотал поток воды. Даже летом страшно стоять над ним, а что тут бывает весной?!

Мост над порогом Бегемот
Мост над порогом Бегемот
Чуя менее полноводна, чем Катунь, но свой нрав тоже может показать!
Чуя менее полноводна, чем Катунь, но свой нрав тоже может показать!
Бурлящий порог скрывает огромные камни
Бурлящий порог скрывает огромные камни

И снова за окном мелькают пейзажи Горного Алтая, на которых горы сменяются горами, реки лесами, и только серая лента дороги изгибаясь уводит нас все дальше на север. Обеденную остановку сделали на хорошо знакомом уже нам высоком берегу Катуни чуть выше Ильгуменского порога.

Снова едем вдоль Катуни
Снова едем вдоль Катуни

Кедровые шишки

На перевал Чике-Таман наш Кашкайчик с двигателем 1.6 вполне бодро заехал на третьей передаче. Здесь, правда, помогло то, что не было попутных тихоходов. А когда разгонишься, то только знай успевай в повороты входить. Пять минут, и мы на вершине перевала.

На подъезде к Семинскому перевалу начинаем замечать, что все больше появляется машин, стоящих на обочинах дорог. Временами в лесу мелькают люди с белыми мешками. Что они там собирают? Шишки! – вдруг догадались мы! Кругом же кедрач! У нас на Урале кедры тоже растут, но очень редко, по пальцам пересчитать. А тут все склоны Семинского перевала украшены этими красавцами. Решили и мы попытать шишечного счастья.

У местных жителей бой шишки – один из основных промыслов. С хорошего кедра можно больше мешка набрать. Нам такие объемы не интересны, поэтому мы вполне довольствовались разной мелочью и некондицией, что оставалась после добытчиков в траве. Несколько десятков свежих ароматных шишек пополнили наш список сувениров Алтая, притом совершенно бесплатно.

Возвращение в Алтайский край

Так вот, не торопясь, немного не доехали до Камлака, где была у нас база по пути вперед. Но чтобы не повторяться свернули в Черге на грунтовую дорожку местного значения. Дорога Черга-Алтайское проходит параллельно Чуйскому тракту, но на 30 километров западнее. Отсутствие большого грузопотока привело к тому, что эта трасса, ничуть не уступая красотой своих пейзажей, оказалась на задворках цивилизации. За пару часов нам попалось от силы с десяток встречных машин. Да, покрытие грунтовое, но вполне сносное, позволяющее держать скорость 60-70 км/ч. Не сравнить с тем грейдером, по которому мы ехали сегодня утром. Так сказать, изнанка Алтайского края, лишенная туристического лоска. Полузаброшенные деревни да фермы. Где-то там мы покинули Республику Горный Алтай и снова въехали в Алтайский край.

Возвращение в Алтайский край
Возвращение в Алтайский край

Нужно, наверное, сказать пару слов про домашних животных. В Горном Алтае сельское хозяйство почти целиком представляет собой пастбищное животноводство. Пасущихся коров, овец или лошадей можно встретить в любом уголке республики. Притом, чаще всего встречаются именно кони. Традиционно блюда из конины пользуются большим уважением у местных жителей. Почти все животные имеют маркировку – желтые пластмассовые бирки на ушах. Однако, для меня так и осталось загадкой, как же их хозяева отслеживают перемещение своей скотины, потому что, если овцы еще пасутся небольшими группами где-то около жилья, то коровы и кони могут бродить где попало. А как же утренняя и вечерняя дойки?

Очень часто животные выходят на дорогу, где представляют серьезную опасность для проезжающих машин. Правила для них не писаны. Только на подъезде к Алтайскому нам встретилось и несколько свиней, гулявших по деревенской улице.

Село Алтайское относится уже к Алтайскому краю, и пейзаж за окном разительно меняется. Горы уступают места обширным хлебным полям. Настоящая житница Сибири.

Стела на въезде в Белокуриху
Стела на въезде в Белокуриху

Нам оставалось проехать совсем немного, чтобы добраться до съемной квартиры в Белокурихе. В разгар сезона двухкомнатная квартира в самом центре обошлась 2200 рублей за сутки через Букинг. Квартира с добротным ремонтом, но что самое удобное для автопутешественников — на первом этаже и парковкой около самого подъезда.

Завтра нас ждет знакомство с одним из наиболее раскрученных курортов Алтайского края – Белокурихой. В рекламных проспектах ее называют алтайской Швейцарией. Посмотрим, сравним. Нам есть с чем сравнивать.

Пробег за день сегодня составил 502 км.

Продолжение здесь:

Часть 12. Белокуриха — рай для пенсионеров
Часть 13. Музей, в который не водят детей
Часть 14. Возвращение в родные края
Часть 15. Что в итоге?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика