Алтай ближе, чем кажется. Часть 13. Музей, в который не водят детей

Музей смерти +в Новосибирске
Музей смерти в Новосибирске

Главным событием нового дня несомненно стало посещение музей смерти в Новосибирске. Это место никого не оставило равнодушным. Но, давайте, по порядку.

Начало здесь:

Часть 0. Подготовка поездки и планирование маршрута
Часть 1. Едем на порог Ревун!
Часть 2. Омск – город-неудачник?
Часть 3. Непонятый Новосибирск и курьезы Барнаула
Часть 4. Барнаул — город контрастов. Бийск — Сростки — Камлак
Часть 5. Алтай не резиновый? Манжерок-Тавда-Камышла
Часть 6. Алтай на букву «Ч». Чемальский тракт
Часть 7. Это должен увидеть каждый
Часть 8. В поисках места силы. Кош-Агач
Часть 9. В недрах Белого Бома
Часть 10. День, который самый-самый
Часть 11. Чуйский тракт в обратном направлении
Часть 12. Белокуриха — рай для пенсионеров

Наше автопутешествие неминуемо подходит к своему завершающему этапу – возвращению домой. Насколько полно был выполнен наш первоначальный план, вы могли узнать, прочитав предыдущие части этого цикла. Сегодня мы покидаем Алтайский край и начинаем движение в западном направлении. Снова сотни километров дорог и бескрайние просторы нашей Родины.

И у нас на пути опять будет столица Сибири город Новосибирск. По дороге вперед мы смогли познакомиться только с его зоопарком. Поэтому на обратный маршрут были припасены еще два музея. Один из них – музей железнодорожного транспорта — мы даже проезжали по пути в Бердск. Но он располагался на противоположной стороне оживленного шоссе, поэтому подъехать было затруднительно. А вот, при возвращении он оказывался как раз по правую руку – как тут не остановиться!

Интрига

Со вторым музеем было не так все просто. Еще в самом начале пути, когда я рассказывал своим детям о деталях нашего путешествия, то сообщил, что в Новосибирске есть музей, в который нормальные родители детей не водят. А мы не совсем нормальные, поэтому постараемся туда попасть. Создал интригу на всю поездку. Дети не раз принимались отгадывать – музей алкоголя или музей наркотиков, анатомический театр или музей пыток? Но всё мимо.

Первоначально мы с друзьями, которые отдыхали на северном берегу Телецкого озера, планировали встретиться в Бийске. Но им еще до Бийска ехать 250 км, а ходить по новосибирским музеям они не планировали, поэтому было решено перенести точку встречи за Новосибирск. У нас же освобождалось несколько часов для осуществления задуманных планов.

Итак, старт из Белокурихи в половине седьмого утра. И вновь за окном мелькают алтайские хлебные поля. Через час Бийск, а через два с половиной – отворот на Барнаул. Сам город лежит чуть в стороне от трассы, на противоположном берегу Оби. Без необходимости заезжать в него время сильно экономится. К обеду добрались до Бердска и потянулись по запруженному Бердскому шоссе. Тут и так всегда бывают пробки, а сейчас еще дорожники затеяли асфальт менять.

Железнодорожный музей

Перед входом в железнодорожный музей
Перед входом в железнодорожный музей

Только к часу дня мы добрались до ворот музея паровозов. Оставляем машину на парковке и идем на кассу в предвкушении той массы стальной техники, что виднеется за забором. И тут нежданчик – касса не работает. Висит листок бумаги, с единственным напечатанным на принтере словом «ЗАКРЫТО». Что, почему, как надолго? Ни-ка-кой информации. Спросить тоже не у кого.

Попробовал зайти в соседний ларек-кафешку, чтобы хоть что-то узнать, но суровая сибирская женщина меня отшила, что она не музей и справок не дает.

Кроме нас подошли еще посетители, которые также в нерешительности мялись около закрытой кассы. Может просто технический перерыв? Кассир до туалета убежала? Всякое бывает. Ковид? При чем тут вирус? Музей под открытым небом. Помещений нет. Больших толп народа не наблюдается.

Кто-то попытался звонить по телефону, что указан под расписанием работы музея. Но в ответ только длинные гудки.

Из ворот музея вышел какой-то мужичок с метлой. Ага! Значит музей открыт! Пойдем посмотрим паровозы, а заплатить можно и на обратном пути. С такими мыслями мы и вошли через приоткрытую калитку. Но не прошагали и десятка метров, как тут же откуда-то вихрем вылетели две бабенции, судя по всему, кассирша и охранница-ЧОПовка, и начали нас выпроваживать обратно.

Из их возмущенных речей я понял, что музей все-таки совсем закрыт из-за пандемии коронавируса, вся информация в интернете (в том числе и на Яндексе) о его работе недостоверная, а своего сайта у музея нет. А как-то более полно написать на бумажке, что висит на кассе, видимо не могли – тонер экономили.

Одним словом, очередное разочарование от Новосибирска. И отношение к гостям хамское, и закрытый музей под открытым небом – глупость, граничащая с маразмом. В магазинах толпиться можно, а погулять по огромной территории нельзя. Пришлось довольствоваться несколькими снимками паровозов через забор. Ну мы, ладно — мимо по пути заехали. Другой раз, правда, здесь не скоро будем. А кто-то целенаправленно сюда добирался. При нас семья из Кемерово также развернулась ни с чем.

Минутное посещение территории музея
Минутное посещение территории музея
Через забор "видит око, да зуб неймет"
Через забор «видит око, да зуб неймет»

А в наших планах на сегодня еще один музей. И он на другом конце города. Чтобы впустую не мотаться, решил сначала позвонить – справиться об их времени работы. Пришлось раскрыть детям интригу — папа задумал свозить вас в самый настоящий крематорий, в Музей Смерти!

Пока все пребывали в легком шоке, я нашел телефон, созвонился, и приятный женский голос сообщил, что музей работает, и нас будут рады видеть прямо сейчас. Понятно, что мы не заставили себя упрашивать, а сразу выдвинулись в сторону микрорайона Восход.

Музей смерти в Новосибирске

В не таком далеком 2003 году на территории заброшенной промзоны стараниями местного предпринимателя С.Якушина начал действовать первый в России частный крематорий. В 2012 г. недалеко от него открылся первый в стране музей мировой погребальной культуры, в простонародье «Музей Смерти» (у музея есть свой сайт). Вот к нему мы сейчас и приехали. Въезд под шлагбаум по молчаливому кивку охранника. Парковка сразу за въездом, а дальше метров 200 пешком по аллее.

Новосибирский крематорий
Новосибирский крематорий

Вся территория вокруг крематория обустроена и составляет единый комплекс «Парк памяти», в который кроме собственно величественного здания крематория, входят также колумбарий, три павильона Музея Смерти, множество предметов садово-парковой скульптуры самой разной религиозной и социальной направленности. Например, тут можно увидеть воинский мемориал с неким подобием пушки, статую Будды, динозавра, фигуры ангелов и т.п. Перед входом в музей Смерти посетителей встречает его хозяйка в черном балахоне, стоящая на носу речного буксира. Есть во всем этом некоторая доля сюрреализма.

Хозяйка музея на носу речного судна
Хозяйка музея на носу речного судна

Экспозиция музея располагается в трех больших ангарах, которые были когда-то котельной базы Военторга. Но проведенная реконструкция не оставила ни малейшего напоминания об их прошлом. Все элементы внутреннего убранства от плитки на полу, до витрин с экспонатами сделаны очень стильно, «дорого и богато».

Музей частный, и билеты в него совсем не дешевые. Взрослый комплексный 1100 руб., детский 700 руб. У нас на семью вышла немаленькая сумма, но учитывая уникальность такой экспозиции, решили, что оно того стоит. Каждый день в 12-00 и 16-00 проводится экскурсия для всех желающих (еще + 200 руб.). У нас так получилось, что на первый экскурсионный сеанс мы не попали, просто походили, посмотрели. А потом решили, что послушать рассказ гида тоже будет интересно, и прошли по залам музея второй раз.

Официальное название музея
Официальное название музея

Первый павильон, в котором располагается и касса музея, посвящен различным формам современной погребальной культуры. Начиная от ее зарождения в викторианскую эпоху и до советских похорон конца ХХ века. Отдельно можно выделить экспозиции, рассказывающие о надгробной скульптуре, традиции траурного платья, смерти в изобразительном искусстве. Большой раздел посвящен кремации покойных, что не удивительно (крематорий рядом и хозяин один). Представлена огромная коллекция урн для праха Тут же можно узнать о различных других возможностях сохранить память о покойном – сделать из пепла прозрачный кристалл или отправить капсулу в космос. Все что угодно по желанию клиента.

Экспозиция начинается с Викторианской эпохи
Экспозиция начинается с Викторианской эпохи
Экспонаты дополняются цитатами великих
Экспонаты дополняются цитатами великих
Детей ни сколько это не пугает
Детей нисколько это не пугает
Богатая коллекция урн для хранения праха
Богатая коллекция урн для хранения праха
Из праха можно сделать настоящий бриллиант
Из праха можно сделать настоящий бриллиант
Кладбищенская эротика тоже представлена
Кладбищенская эротика тоже представлена

Меня удивило то, что можно взять любой предмет, принести его в такой Музей Смерти и так или иначе связать это какой-нибудь похоронной темой. Пионерский галстук? – Вот вам стенд с пионерской атрибутикой, а рядом фотография «Похороны пионерки. 1950-е гг.» с почетным караулом и знаменем дружины. Швейная машинка «Зингер»? – Смотрите как выглядела швейная мастерская XIX века, где шили особенно изящные траурные платья для парижских модниц – манекены в ряд, шляпки, вуали и т.п. Перед погребением покойному стригли усы и бороду – вот тут стенд с двумя десятками видов усов и бород, какие носили когда-либо в мире. Покойный любил путешествовать? – Посмотрите на коллекцию тростей с прикрепленными на них шильдиками из разных стран мира. Хотите аквариум? – Пожалуйста, смотрите что происходит с телом утопленника на дне моря. И рыбки снуют между костей скелета. Куклы и мягкие игрушки? – Вот, ознакомьтесь с экспозицией, рассказывающей о детской смертности и погребении новорожденных.

Траурное платье
Траурное платье
Коллекция миниатюр из волос покойного
Коллекция миниатюр из волос покойного

Получается, что тема смерти и похорон, такая многогранная, и мы порой не задумываемся о том, что все в нашей жизни так или иначе связано с ее неминуемым концом. Команда музейных работников, которая собрала эту экспозицию, совершила титанический труд. Потому что все отдельные темы представлены в одном стиле, каждая коллекция, будь то картины из локонов волос или траурные булавки, претендует на полноту и уникальность, при том что является неотъемлемой частью всего целого.

Мы больше часу ходили только по первому залу. А потом перешли сразу в третий – это ангар, в котором собрана коллекция катафалков. И опять здесь можно увидеть все разнообразие транспортных средств. И крестьянские сани, на котором усопший проделывал свой последний путь до деревенского погоста. И трамвай-катафалк (модель, конечно) — был такой в Вене, где трамвайная линия доходила до городского кладбища. И грузовой ГАЗ-51 с оббитым бархатом кунгом. И катафалк Высоцкого. А вдоль стен бесчисленные полки с масштабными моделями автокатафалков. Только в одном этом зале можно зависнуть на полдня, если все внимательно рассматривать.

Общий вид на третий зал
Общий вид на третий зал
Классический катафалк
Классический катафалк
Катафалк для рокера?
Катафалк для рокера?
Катафалк ГАЗ-51 с особым кунгом
Катафалк ГАЗ-51 с особым кунгом

И, наконец, павильон № 2 (для нас он был третьим), одна половина которого посвящена российскому траурному обряду от Киевской Руси до бальзамирования тела Ленина. Другая половина посвящена традициям и обычаям похорон в различных религиозных конфессиях – от Древнего Египта до ислама и буддизма. И опять ходишь, и удивляешься, как можно увязать с погребальной тематикой любой предмет. Тачанка с пулеметом – как хоронили погибших в Гражданской войне. Масштабная диорама в 1:35 с танками, пушками, фигурками солдат – рассказ о том сколько погибло во время Великой Отечественной войны, и сколько еще не похоронено. Форма солдата Преображенского полка – похороны во времена Петра I. Фаллические сувениры, явно привезенные из какой-то турпоездки – рассказ об обычаях майя и ацтеков. И так дальше по кругу.

Общий вид на второй зал
Общий вид на второй зал
Саркофаг Ленина
Саркофаг Ленина
Росписной гробик
Росписной гробик
Простой католический гроб
Простой католический гроб

Отдельно в углу экспозиция, рассказывающая о подготовке тела к похоронам. Средства бальзамирования и косметики. Посмертные маски самых известных личностей от Гоголя до Маяковского и Сталина. Для сильных духом – муляж покойного с ранами разной сложности – огнестрел, ожог, обморожение, гангрена.

Как ни странно, но наши дети отнеслись ко всему увиденному с интересом, довольно спокойно. Я бы сказал, по-взрослому сдержанно, без лишних эмоций. Смерть, это неминуемый этап нашего бытия. Поэтому, наверное, надо о ней знать и быть готовым достойно встретить.

Картина на потолке вестибюля
Картина на потолке вестибюля

И еще одно «лирическое» отступление хотелось бы сделать. В залах этого частного музея я невольно вспоминал тоже частный музей автоугона в Барнауле. Какой разный подход к делу! Да, здесь стоимость билетов в три раза выше. Но и вложения в такое собрание многократно выше. Сам уровень культуры, оформления, подбора экспонатов в 10 раз лучше! После посещения Музея Смерти у меня не возникло ни одной мысли о неоправданной трате средств и времени.

Четыре часа (!) мы ходили по залам этого уникального музея. На улице уже дважды прогрохотала гроза. А к вечеру снова выглянуло солнце. На обратном пути прошли через колумбарий — интересно же посмотреть. У нас в городе крематорий никак не могут построить. Зато пермское Северное кладбище считается самым большим некрополем Европы (если верить Википедии).

Быстро, по-походному, перекусив прямо на парковке у крематория, мы стали решать, как нам выбраться из Новосиба. Если ехать прямо на запад, то через весь центр города в вечерний час пик. Если выезжать на север, то получается приличный круг. Созвонились с нашими попутчиками – они уже толкались где-то по пробкам в южной части города. Решили все-таки пробиваться через центр.

Может я обижу кого-то из сибиряков, но у меня сложилось впечатление, что в Новосибирске лучше умирать, чем жить, потому что вечером на его улицах творится настоящий коллапс. А когда ты едешь первый раз по этим суетным улицам по подсказкам навигатора, то совсем несладко приходится. Одна только площадь Кондратюка чего стоит, когда с Фрунзе надо выехать на Димитрова в сторону моста через Обь. Четырехполоска сливаясь пересекается с шестиполосной, чтобы уйти на трехполосную. Какие знаки? Какие светофоры? Кто втиснулся, тот и молодец. Мы, конечно все это одолели. Проехали на выезд из города, но спина у меня была вся мокрая.

Недалеко от своротки на аэропорт Толмачево заехали на АЗС, чтобы подождать машину друзей. Не прошло и пяти минут, как наша группа воссоединилась! Удивительная точность. Дальше едем снова в паре.

Но далеко нам сегодня уехать от Новосибирска не удалось. Именно из-за чистого неба и яркого солнца на западе, против которого дорога совсем не просматривалась. После сегодняшнего музея все изрядно устали, поэтому было решено остановиться в ближайшем мотеле, чтобы хорошо выспаться, а завтра с первыми лучами продолжить наш путь домой.

Сегодня за день мы одолели 490 км.

Продолжение здесь:

Часть 14. Возвращение в родные края
Часть 15. Что в итоге?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика