Путешествие «Русь-Беларусь» Часть 6. Брянск. Музей партизанской славы. Гомель

Музей партизанской славы
Музей партизанской славы

День 6. 02/06/16 ЧТВ «Пересвет, партизаны и Беларусь»

Брянск — Гомель

Пробег 335 км

Новый день нашего путешествия на брянской земле встречал нас солнцем и теплым летним утром. Сегодня мы познакомимся с Брянском, посетим музей партизанской славы, а потом отправимся за границу. Вечером должны уже быть в белорусском Гомеле.

Наскоро позавтракав, отправляемся в путь. Так как вчера центр города практически не видели, то сегодня с утра решаем заехать на пару точек.

Во-первых, это Кафедральный собор и колокольня «Пересвет». То и другое — новодел. Но красиво и величественно. Рядом с колокольней установлен памятник герою Куликовской битвы, в честь которого она и была названа — брянскому монаху Пересвету. Богатырь представлен несколько необычно — с копьем и щитом, но в клобуке и монашеском одеянии. По случаю раннего времени в храме еще никого нет. На парадном крыльце идут строительные работы. Обошли, посмотрели, едем дальше.

Колокольня "Пересвет"
Колокольня «Пересвет»

Следующая остановка совсем недалеко — это Покровская гора, с которой, собственно, и начинался город. Ничего с той поры, конечно, не сохранилось, но территория не застраивается. Подъезжать приходится через подворье какого-то монастыря, поэтому решаем оставить машину и пройтись пешком. Здесь же находится духовное училище. Работает приемная комиссия и вывешен список экзаменов. Но, пройдя все эти здания, выходим к небольшому скверу, в центре которого высится стела с женской фигурой на вершине. В вытянутой руке женщины серп и молот. Подножие «охраняют» три мужские фигуры — солдата, рабочего и крестьянина. Понятно, что это все пришло к нам из времен Советского Союза.

Чуть ниже еще один монумент, посвященный снова Пересвету. Но на этот раз герой изображен на богатырском коне и в доспехах. Привлекает внимание, сидящая у ног коня фигура народного сказителя Баяна. PR-менеджера, как сказали бы сейчас.

На Покровской горе
На Покровской горе

Прогулявшись по приятной утренней свежести, отправляемся снова в путь. Дальше у нас по программе посещение мемориального комплекса «Партизанская поляна», который находится в лесу за городом. Но по пути к нему еще одна остановка.

Прямо около шоссе стоят на постаментах два автомобиля — ГАЗ-АА и ЗиС-5. Напротив них памятная стела. Это мемориальный комплекс, посвященный военным водителям. И все проезжающие мимо машины сигналят, отдавая дань памяти простым труженикам войны. И, знаете, это всеобщее единение вызывает особые чувства. Почему-то сердце сжимается, к горлу подкатывает комок, а на глазах наворачиваются слезы. Кажется, ничего особенного нет в этом памятнике. Но осознание того, что все проезжающие водители считают своим долгом отдать честь безвестным солдатам, которые не сбивали самолеты, не жгли танки и не топили корабли, но своим ежедневным трудом и самоотверженностью приближали час Великой Победы, очень сильно цепляет за душу.

Памятник воинам-водителям
Памятник воинам-водителям

Мы, конечно, остановились, подошли поближе посмотреть грузовики, сфотографировать. А рассказывать что-то детям было очень сложно. Шум автомобильного шоссе постоянно прерывался громкими, протяжными сигналами автомобильных клаксонов.

Взгляд невольно зацепился за необычные мусорные урны, установленные рядом. Они сделаны из хвостовой части корпусов авиабомб.

Можно ехать дальше. Но прежде, чем покинуть Брянск, хочу сказать пару слов в адрес водителей местных маршруток. И слова эти будут очень нелицеприятными. Более безобразного поведения общественного транспорта я не встречал. Ходят здесь не «газельки», а более быстрые мерседесы «Спринтер», которые носятся по дороге, как друзья Шумахера. Завидев потенциального клиента, кидаются к нему наперерез неважно из какой полосы. А если учесть, что на остановках нет карманов для заезда маршрутного транспорта, то получаются в таких местах заторы, занимающие правую и среднюю полосы. Незнакомому водителю ехать по городу в таких условиях крайне затруднительно, потому что постоянно приходится утыкаться в микроавтобусы, подсаживающие пассажиров. Объехать слева тоже бывает сложно, потому что там путь преграждают другие «летающие» такси. Одним словом, в Брянске от маршруток стоит держаться подальше и лучше соблюдать правило трех Д — «дать дураку дорогу».

Недалеко за городом мы увидели большой указатель «Партизанская поляна» и свернули с шоссе в лес. Правда, навигатор нас опять обманул. На очередной развилке он почему-то показал в противоположную сторону и вскоре привел к пейнтбольному клубу «Партизан». В этом, конечно, вина не навигатора, а тех сайтов, что размещают в интернете не совсем достоверную информацию. Выключив коробчонку, мы развернулись и, двигаясь по указателям, скоро уже добрались до полупустой автостоянки у входа на территорию музея.

Музей партизанской славы «Партизанская поляна» занимает довольно обширную территорию, на которой разместились и мемориальный комплекс с вечным огнем и стеной памяти, и выставка военной техники, и партизанские землянки, и само небольшое здание музея. В кассе нам заявили, что экскурсоводов у них сегодня нет, поэтому мы просто взяли входные билеты и отправились осматривать территорию, двигаясь по мощеной дорожке по часовой стрелке.

Мемориал памяти
Мемориал памяти

Около стены памяти нам не встретилось никого, кроме дворника, убирающего опавшие листья. Вечный огонь представлен не совсем обычно — в виде партизанского костра, сложенного из поленьев. А напротив него на белоснежной стеле сохранился профиль Ленина

Дальше вереницей тянется выставка бронетехники, очень мало имеющая отношения к действиям партизан, т.к. представлены в основном современные образцы АБТ. Интерес может представлять, разве что, мощный трактор «Сталинец» времен ВОВ. Везде таблички, запрещающие залезать на технику. Но в отсутствие смотрителей, кто же удержит детей от того, чтобы забраться на танк или пушку?

Военная техника на партизанской поляне
Военная техника на партизанской поляне

Впереди нас шла какая-то детская группа, которая задержалась около самолета Ан-2. Оказалось, что самолет открыт, и все желающие могут посидеть в кабине на месте пилотов. Нам пришлось немного подождать, чтобы тоже оказаться внутри.

В кабине АН-2
В кабине Ан-2
АН-2 снаружи
Ан-2 снаружи

Тут нужно сказать про еще одну капельку нашего везения. Группа детей гуляла не просто так, а с экскурсоводом, которая и открыла им входную дверь в самолет. У детей экскурсия закончилась, а мы разговорились с гидом, посетовав, что нам на кассе отказали в проведении экскурсии. Добрая тетушка поворчала на молоденькую кассиршу, а в качестве компенсации предложила нам рассказать об истории партизанского движения пока будем идти до музея. Что мы и сделали, не торопясь передвигаясь по тропинке и слушая речь местного экскурсовода. Из личного общения всегда можно узнать много интересного.

Например то, что на нынешнем месте мемориала раньше был учебный пункт партизанских отрядов, на котором они проходили начальную подготовку и формирование, а потом уже, после приближения линии фронта, уходили в тыл врага. Или интересный факт, что существовали особые еврейский партизанские отряды. Советская власть евреям не доверяла, а фашисты их просто уничтожали. Куда ж податься бедному еврею, желающему внести свою толику в общее дело борьбы с оккупантами? Одной из самых громких операций брянских партизан стал подрыв, так называемого, «Голубого моста» через Десну накануне Курской битвы, что существенно затруднило подвоз грузов и войск на Восточный фронт.

По словам экскурсовода, на партизанскую поляну иногда приезжают свадьбы и проводятся разные развлекательные мероприятия, но руководство относится к этому лояльно, так как реальных захоронений на этом месте нет.

Тепло простившись с гидом, мы отправились смотреть партизанские землянки. Сделаны они, конечно, декоративно, только в качестве образца. К тому же не в каждую можно зайти, а только заглянуть через решетку в дверном проеме. Хотелось бы здесь задержаться, но злые комары говорили, что партизанская жизнь — это суровое испытание, а не легкая прогулка на летний пикничок.

Завершая обход, подошли к музею. В небольшом деревянном здании всего пара залов, а самый главный экспонат — диорама «Взрыв Голубого моста». Для ее просмотра выключают свет, и в темноте вдруг раздается немецкая речь, потом звуки выстрелов и раскатистое «Ура-а!». При этом сполохи света выхватывают из темноты отдельные фрагменты диорамы, а завершается все мощным взрывом.

Музей «Партизанская поляна» нам понравился. Безусловно, обязателен для посещения, если вы окажетесь где-то поблизости. Постарайтесь заполучить экскурсовода, чтобы прогулка по территории была более интересной и информативной. А на наших часах время подходило к 14-00, и пора было выдвигаться дальше.

Наскоро перекусив прямо на стоянке, еще раз проехав мимо памятника военным водителям и посигналив рядовым труженикам войны, мы направились в сторону белорусской границы.

Первое в жизни пересечение государственной границы было волнительным. Вдруг что не так окажется. Хотя, все заранее уже продумано, перечитано и пересмотрено.

Не доезжая десятка километров, на обочине начали попадаться вагончики и просто стоящие машины, где можно было оформить страховку «грин кард». У первого страховщика, к которому мы подъехали, была очередь человека три на грузовых. Решили не ждать, ехать дальше. Еще через километр показалась совершенно свободная будка с надписью «Страхование», в которой мы и оформили все необходимые документы. Для страховки требуется предъявить только свидетельство о регистрации ТС и больше ничего. Еще добавить 840 рублей, и у вас появятся два зеленых листа страхования автогражданской ответственности на территории Беларуси, Украины и Прибалтики сроком на 14 дней.

Неподалеку и заправились до полного бака российским бензином, что оказалось совсем не лишней мерой. Теперь вперед — на границу.

Движение достаточно редкое, поэтому я «сел на хвост» какой-то «девятке» с местными номерами, чтобы не оплошать при прохождении КПП, крыши которого уже показались вдалеке.

На подъезде сбрасываем скорость и не торопясь катим мимо пограничного поста. Сидящие пограничники и таможенники даже не поворачивают головы в нашу сторону. Прокатываемся мимо. Это все?

На границе Беларуси
На границе Беларуси

На белорусской стороне у края дороги стоит гаишник. Впереди идущие машины подъезжают и останавливаются напротив него. Мы тоже подъехали. Опустили стекло. Вопросительно посмотрели друг на друга. «Может документы показать?» — спрашиваю. «Нет, не надо. Езжайте» — рука к козырьку. Вот и все формальности.

Через сто метров мы все же съехали на обочину, но только для того чтобы сфотографироваться у стелы «Гомельская область». Мы уже за границей!

Мы уже за границей
Мы уже за границей

Первые километры, конечно, самые необычные. Едешь, смотришь по сторонам и думаешь — это уже не наше, уже не Россия. Хотя какая разница? Во времена Советского Союза ездили везде и никаких различий не существовало. Это все была наша общая страна! Поля, мимо которых мы ехали, были нашими, леса и реки тоже. Деревни и города освобождали солдаты одной Советской армии, и не важно кем они были — русские, казахи, узбеки или украинцы.

До Гомеля всего около 50 километров. Не успели полюбоваться на возделанные белорусские поля, как уже начались пригороды. Смотришь за окно — все вроде тоже самое, люди, дома. Но законы у них свои и президент тоже. И нет им никакого дела до наших российских забот, своих хватает.

Проехали в центр города. На большой площади с памятником Ленину оставляем машину и идем гулять. Рядом раскинулся огромный дворцово-парковый комплекс, куда мы и направляемся. Первым на нашем пути оказался Петропавловский собор. Построенный в XIX веке в стиле классицизма, он выделяется своими белоснежными колоннами. Осмотрели его внутреннее убранство и отправились в сторону реки Сож, берега которой соединяет пешеходный мостик. С моста отрываются хорошие виды на набережную и парк.

Река Сож
Река Сож в Гомеле

Речка, конечно не очень большая, но кораблики ходят. В зелени деревьев скрывается дворец Румянцевых-Паскевичей. В нем сейчас действует музейная экспозиция. Но время уже перевалило за 18 часов, и там все закрыто. Поэтому заняться в парке особенно нечем, просто бродим, натыкаясь то на беседку, то на водоем с лебедями, то на какую-то часовню.

Румянцевский дворец
Румянцевский дворец
Фонтан в парке
Фонтан в парке

Совсем неожиданно для себя подошли к смотровой башне, которая недавно была отреставрирована и снова открыта для посетителей. Подъем на башню открыт до 19 часов, но билеты можно купить только за белорусские рубли. За российские продать отказываются. Вот незадача! Почему же мы не догадались сразу поменять деньги? Пока будем ходить менять, время пройдет, и башня закроется. Не рассчитывая снова сюда вернуться, отправляемся к выходу. Появилась конкретная цель — поменять российские рубли на белорусские, потому что без местной валюты мы здесь ничего не сможем — ни продуктов купить, ни в музей сходить.

Смотровая башня
Смотровая башня

От центральной площади в разные стороны лучами расходились несколько улиц. Выбрав одну из них, отправились на поиски хоть какого-то банка. И вскоре на противоположной стороне увидели филиал Белагропромбанка. Но пока шли до перекрестка со светофором, нашли такой-же на нашей стороне. Зашли. Оказалось, что поменять валюту можно в любом свободном окне. Быстро и без всяких очередей. Отдав 15000 российских рублей, я получил целую пачку — больше четырех миллионов — местной валюты.

Перестроиться на новый масштаб цен совсем не просто. Потом уже для себя определил, что один русский идет примерно за 300 белорусских рублей, и так пересчитывал цены.

В парк возвращаться было уже поздно, поэтому решили пораньше добраться до квартиры и отдохнуть, т.к. назавтра нам предстоял насыщенный день. О жилье я созванивался чуть раньше. Телефон брал все с того же сайта Суточно.ру. Тут еще раз переговорил, и через 20 минут нас уже ждали во дворе многоэтажного дома недалеко от центра. Вся процедура не заняла пяти минут. Прямо во дворе получили ключи, отдали 300000 рублей и все — хозяйка умчалась по другому адресу.

Однокомнатная квартирка оказалась на последнем девятом этаже панельного дома. Состояние на четверочку с плюсом, а из окон отличный вид и на парк, и Сож, и мосты через него.

Так, на шестой день нашего путешествия мы добрались до Беларуси. И кроме толстой пачки денег в кармане да автомобильных номеров пока ничто не напоминало о том, что мы уже выехали за пределы России. Еще утром гуляли по Брянску и музею партизанской славы, а вечером ужинаем уже в другой стране. Даже не верится! Какая же это другая страна? Это наша общая родина — Советский Союз!

Другие статьи из цикла «Путешествие «Русь-Беларусь»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1. Набережная Брюгге в Йошкар-Оле? Это надо видеть!

День 2. Музей тракторов в Чебоксарах и Большое Болдино Пушкина

День 3. Родина Ильи Муромца

День 4. Рязанские сказки и Куликовская быль

День 5. Куда пойти с детьми в Туле?

День 6. Брянск. Музей партизанской славы. Гомель

День 7. Белорусское Полесье

День 8. Брестская крепость. Бессмертный подвиг

День 9. Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще

День 10. Достопримечательности Гродненской области

День 11. На машине по Минску

День 12. Музейный комплекс «Линия Сталина»

День 13. На машине в Несвиж, Барановичи и Мир

День 14. Белорусская россыпь или «Путешествие к центру Европы»

День 15. Едем на машине в Ржев и дальше на восток

День 16. Ярославский дрифтинг и терем Снегурочки в Костроме

День 17. Возвращение домой. Что самое интересное в Беларуси?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика