Путешествие «Русь-Беларусь» Часть 12. Музейный комплекс «Линия Сталина»

Музей "Линия Сталина"
Музейный комплекс «Линия Сталина»

День 12. 08/06/16 СРД Музейный комплекс «Линия Сталина»

Минск — Линия Сталина — Аквапарк

Пробег 122 км

Главным событием второго дня нашего пребывания в Минске стала поездка на Линию Сталина. В двадцати километрах от города, около трассы Минск-Молодечно, расположился огромный историко-музейный комплекс, равных которому мне не доводилось посещать. По количеству экземпляров бронетанковой техники подмосковная Кубинка побогаче будет. Но одно дело — ангары, в которых рядами стоят танки. Другое — несколько десятков гектаров территории, заполненной самыми разными видами боевой техники и инженерных сооружений. Но давайте по порядку.

После заключения мирного договора между Польшей и Советской Россией государственная граница проходила в непосредственной близости от Минска. По опыту Первой мировой войны все страны придерживались тогда позиционной тактики ведения боевых действий. В Европе начинают появляться различные системы укреплений, названных именами своих создателей: «Линия Зигфрида», «Линия Маннергейма». Соответствующая полоса фортификационных сооружений на западной границе СССР получила неофициальное название «Линия Сталина». Хоть она и не была сплошной линией обороны в прямом смысле слова. Расстояния у нас не те. В Советском Союзе решили строить укрепленные районы, которые могли бы отражать атаки наступающего противника с любого направления и прикрывали самые важные объекты и транспортные узлы.

Был такой укрепрайон возведен и недалеко от Минска. Почему он не сыграл своей решающей роли в обороне города, мы рассказывать не будем. Тут можно вспоминать и перенос границы в 1939 году после раздела Польши, и тактику немецкого «блицкрига», и много еще чего другого. Факт тот, что сегодня в 20 км от Минска, около поселка Лошаны, восстановлена часть таких укреплений, а также расположилась огромная выставка самой разной техники Советской Армии. Для таких любителей военной истории, как я — это просто находка!

Мимо этого музея под открытым небом не проехать. На трассе есть соответствующие указатели, и сам музей хорошо виден. Сворачиваем с шоссе и сразу оказываемся около кассы. Цены на входные билеты достаточно демократичны. Парковка для машины тоже недорогая. Оплатив вход, Вы можете везде ходить и все смотреть. Есть и дополнительные услуги. Можно, например, пострелять из разного вида стрелкового оружия. Один выстрел 30000 белорусских рублей. На наши — 100 рублей. Дорого или нет? Сам я решил не тратиться. Но перед нами один посетитель оплатил 20 выстрелов из пулемета Максима. А за просмотр денег не берут. Так что, мы могли постоять около тира и послушать грохот настоящих очередей. Три секунды — и 2000 российских рублей разлетелись эхом по всей округе.

В тире музея
В тире музея

Но вернемся к прейскуранту дополнительных услуг, предлагаемых музейным комплексом «Линия Сталина». Я еще на сайте обратил внимание, что здесь можно прокатиться на броне самого настоящего танка Т-34! Правда, там была указана какая- то неадекватная стоимость — 9000000 (Девять миллионов!) белорусских рублей. Даже на наши деньги сумма выглядит астрономической — 30000 рублей за один круг в 1,5 километра длиной! Думал, может опечатка на сайте? Но нет. Все верно. На кассе музея была указано точно такая же стоимость «покатушек». Прокатиться очень хотелось! Но увы! За все время нашего пребывания там мы видели только один раз, как облепленная счастливчиками тридцатьчетверка пропылила где-то в стороне. Может быть музейщики таким образом берегут ресурс танка?

Мы приехали в музей в будний день. С утра никого не было, но потом стали подъезжать автобусы, подвозить детей больших и маленьких, которых тут же разбивали на группы и под предводительством экскурсоводов отправляли по маршруту осмотра. Нужно заметить, что все сотрудники музея ходят исключительно в красноармейской полевой форме начального периода войны. Выглядит очень колоритно! Не говоря уж о девушках, которым форма всегда идет. Любой мужичок — контролер на въезде или инструктор в тире — все одеты в красноармейскую форму с петлицами 1941-42 годов. На ногах сапоги, на голове фуражка или пилотка, на ремне подсумки и фляжка.

Послушав грохот пулеметных очередей в тире, мы отправились в обход территории. Но привлеченные площадкой с бронетехникой, нарушили правильный маршрут обхода музея, поэтому пришлось потом немного возвращаться. На площадке, как я уже говорил, были представлены образцы только советской техники: пушки, танки, самоходки от времен Великой Отечественной войны до наших дней. Каких-то супер диковинок я тут не увидел. Можно сказать, стандартный набор. Покрашены какой-то краской, которая то ли так сильно выгорела на солнце, то ли изначально была не совсем достоверна. Но вся техника имеет одинаковый бледный палево-зеленый цвет. Хотя кое-где имелись таблички, предупреждающие не влезать на технику, но они всеми игнорировались, и наши дети не отставали — залезали, куда только могли.

На танке
На танке

Тут можно было «зависнуть» надолго, поэтому мы потащили детей дальше, в историческую часть музейного комплекса «Линия Сталина», туда, где сохранились настоящие доты — артиллерийский и пулеметный. В каждый из них можно было зайти. Нужно только удачно попасть между экскурсионными группами, чтобы не толкаться в тесных помещениях. Эти два дота, пожалуй, самая главная ценность музея. Артиллерийский полукапонир перекрывал проходящую рядом автодорогу, а пулеметный чуть в стороне простреливал подходы к оборонительному пункту. Все внутренне устройство дотов восстановлено и находится в отличном состоянии. Можно посидеть на месте пулеметчика и, взявшись за рукоятки «Максима», оценить сектор обстрела. Можно с командирского места взглянуть в трубу перископа и сквозь мутные стекла увидеть движение автомашин по дороге. Можно увидеть укладку боеприпасов, рабочее место дизелиста и радиста. Все по-настоящему здорово!

Артиллерийский дот
Артиллерийский полукапонир
Расчет орудия
Расчет орудия
Пулеметный дот
Пулеметный дот
Рабочее место стрелка
Рабочее место стрелка

Между дотами устроены ходы сообщения, по которым можно добраться до следующих интересных экспонатов. Например, здесь представлена целая коллекция различных бронеколпаков, служивших как для наблюдения за полем боя, так и огня из стрелкового оружия. В каждый из них можно, конечно забраться.

Бронеколпак
Бронеколпак

Меня, как бывшего пограничника, привлекла представленная здесь же полоса пограничных инженерно-технических заграждений, КСП, пограничные знаки и даже наблюдательная вышка. Было что рассказать детям о своей службе.

Полоса пограничных заграждений
Полоса пограничных заграждений
37-мм зенитный автомат
37-мм зенитный автомат

Между дотами оборудовано несколько позиций зенитной артиллерии. На деле их, конечно, не располагали бы на переднем крае, но так — для общего антуражу — сгодится. Установленные 37- мм автоматы можно было наводить как по горизонтали, так и в вертикальной плоскости. В чем все дети с удовольствием и упражнялись. Хорошо, что мы ходили сами по себе, потому что когда группа человек в 15-20 облепляла тонкую конструкцию зенитки, мне было ее жалко (я имею в виду, конечно, пушку).

Детская группа
Детская группа

Неподалеку расположено поле для проведения различных реконструкций — развалины домов, копны сена. Из одной даже торчал хвост якобы сбитого истребителя. Есть и специальные трибуны для зрителей. В музее часто проходят разные фестивали и исторические мероприятия. Например, ежегодная «Операция «Багратион», посвященная освобождению Беларуси в 1944 году.

Затем, обойдя небольшое озеро можно подойти к парку, где хранится ходовая техника. В сам парк, конечно, не пускают, но возле него можно посмотреть и облазить еще несколько единиц бронетехники, которые находятся отнюдь не в музейном состоянии, а очень даже в разобранном. Зато хорошо видно и толщину броневых плит и внутреннее устройство.

Парк ходовой техники
Парк ходовой техники

Впереди нас ждала еще одна экспозиция, на которой представлена инженерная техника Советской Армии. Не побоюсь сказать, что такого скопления разных понтонов, мостоукладчиков, землеройных машин, постановщиков мин, тралов и просто автокранов вы нигде больше не увидите. Конечно, траншеекопатель — это вам не танк, но по-своему грозная и мощная машина. Тут уж наши дети на каждый экземпляр не залезали, а пропускали через один. В довесок в конце шеренги всей этой техники были представлены различные модульные конструкции для устройства дотов, блиндажей и просто укрытий.

Модульный ДОТ
Модульный ДОТ

Параллельно инженерной технике стоит еще одна шеренга, в которой можно увидеть боевые самолеты и вертолеты. Не такая представительная, как в музее авиации, но тоже кое-что есть. Меня же заинтересовали радиолокационные станции, развернутые по соседству. Знакомая техника — в школе ДОСААФ приходилось обучаться работе на такой. Где-то дома значок отличника до сих пор валяется.

РЛС П-18
РЛС П-18

Ходили мы по территории музейного комплекса долго. Приехали утром к открытию, а время уже к обеду. Но почти все обошли и посмотрели. Ближе к выходу стоят еще БМД-1 и БРДМ-1 специально раскрытые и раскуроченные, чтобы все желающие могли полазить внутри их корпусов. Состояние, конечно, предметаллоломное. Но лучше, чем ничего. На БРДМке даже пулемет настоящий установлен.

БРДМ-1
БРДМ-1

Последние два танка ждали нас уже около самой автостоянки. Последние в мире тяжелые танки Т-10 тоже интересные экземпляры.

Т-10
Т-10

Напоследок, добавили развлекательного момента, отправив Вову прокатиться на детском квадроцикле три круга по поляне. Красноармеец, заведующий прокатом, одел на него каску, и в путь. Каска оказалась совсем не лишней, потому что на спуске многие маленькие гонщики не справляются с управлением и въезжают в кучу покрышек, могут и упасть.

Трасса квалроциклов
Трасса квалроциклов

Полные впечатлений прямо на стоянке мы перекусили едой, припасенной с утра в термосе, и отправились в аквапарк. Сегодня едем раньше, и никуда он от нас не денется!

Минский аквапарк достаточно большой и интересный. Правда часть горок и бассейнов находится на улице, а в начале июня было еще очень прохладно, чтобы там кататься, и эти аттракционы были закрыты. Но и в помещении забав тоже хватало.

Меня удивило, что на некоторых трубах было указано нижнее возрастное ограничение — 6 лет. Сами трубы по-взрослому большие, и сложность указана средняя. Когда я сам скатился по такой, то понял, что с допуском малышей тут явно погорячились. Ладно, если бы на двойном круге съезжать, а то ведь одного ребенка надо отправлять. Я не рискнул. Пусть Вова лучше в детском бассейне шлепается. Наташу один раз уговорил скатиться там, где можно было на двойной плюшке, но больше она не захотела.

Три отпущенных нам часа, мы отплавали сполна. Правда, вода в общем бассейне была достаточно прохладная, и это нам потом аукнулось, когда Вова на следующий день затемпературил.

В отличие от Рязанского аквапарка фотографировать здесь самостоятельно не разрешают, поэтому фотографии у нас только остались на выходе.

Аквапарк "Лебяжий"
Аквапарк «Лебяжий»

Так прошел еще один день нашего путешествия и второй день пребывания в Минске. Могу с уверенностью сказать, что музейный комплекс «Линия Сталина» обязателен для посещения всеми гостями белорусской столицы. Не важно — разбираетесь вы в военной технике или нет.

На завтра я планировал совершить выездную экспедицию в западном направлении, чтобы посмотреть два замка — Мирский и Несвижский, которые являются главными туристическими изюминками Беларуси. А по пути заехать еще в музей паровозов в Барановичах. Что мы там увидим — читайте в следующей статье.

Другие статьи цикла «Русь-Беларусь»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1. Набережная Брюгге в Йошкар-Оле? Это надо видеть!

День 2. Музей тракторов в Чебоксарах и Большое Болдино Пушкина

День 3. Родина Ильи Муромца

День 4. Рязанские сказки и Куликовская быль

День 5. Куда пойти с детьми в Туле?

День 6. Брянск. Музей партизанской славы. Гомель

День 7. Белорусское Полесье

День 8. Брестская крепость. Бессмертный подвиг

День 9. Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще

День 10. Достопримечательности Гродненской области

День 11. На машине по Минску

День 12. Музейный комплекс «Линия Сталина»

День 13. На машине в Несвиж, Барановичи и Мир

День 14. Белорусская россыпь или «Центр Европы»

День 15. Едем на машине в Ржев и дальше на восток

День 16. Ярославский дрифтинг и терем Снегурочки в Костроме

День 17. Возвращение домой. Что самое интересное в Беларуси?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика