Путешествие «Русь-Беларусь» Часть 10. Достопримечательности Гродненской области

Достопримечательности Гродненской области
Достопримечательности Гродненской области. Новый замок

День 10. 06/06/16 ПНД «Достопримечательности Гродненской области»

Брест — Ружаны — Красносельское — Гродно — Лида — Минск

Пробег 608 км

Хорошо отдохнув, мы покидаем наше комфортное пристанище в Бресте и отправляемся дальше. Сегодняшний наш маршрут будет пролегать по территории, которая носит историческое название «Черная Русь». Мало кто сейчас знает, что раньше кроме Белой Руси (Беларуси) существовали еще Черная и Червоная. Под Черной понимали западные области, соседствовавшие с Великими княжеством Литовским, а под Червоной (красной) Русью — восточные области на границе с Московией. Наш путь будет лежать вдоль белорусско-польской границы, а затем вдоль белорусско-литовской. К вечеру мы планировали добраться до столицы  Беларуси — города Минска.

По пути была намечена обширная и разнообразная программа, поэтому постарались выехать пораньше.

Первой точкой на этом маршруте были развалины замка Сапег в небольшом селе Ружаны. Когда-то это был богатейший дворец, который хотели пограбить многие завоеватели. Как следствие — последние лет двести он стоит в руинах. Реставрация постепенно началась. Уже привели в порядок здание у главных ворот, где сейчас размещается музей. Начали восстанавливать правое крыло дворца (если смотреть стоя к нему лицом). Но основная постройка так и пребывает в разрушенном состоянии.

На небольшую парковку мы подъехали достаточно рано, когда еще музей был закрыт, и никого из посетителей не было. Но пройти на территорию и побродить среди развалин можно совершенно свободно, чем мы и воспользовались. Раскинувшаяся в стороны колоннада и сейчас производит впечатление своей мощью и величием. Особая прелесть архитектуры дворца в том, что он стоит на холме, и, подходя к нему, не видишь расположенного сзади и ниже села. А в промежутках между колоннами и пустых оконных проемах видно только небо.

Руины дворца Сапег
Руины дворца Сапег

Глядя на развалины, можно только приблизительно представить, как все это выглядело пару веков назад. Огромное поле перед дворцом наверняка использовалось раньше для приема гостей. Кроме того, у дворца были глубокие подвалы. Часть из них обвалилась, но некоторые своды устояли, и холм под дворцом, наверняка, хранит еще немало тайн. Спустились и мы туда. Но фонарь остался в машине, а без него ничего не видно. Пофотографировали и едем дальше.

Дворцовые руины
Дворцовые руины
Многоэтажные подвалы
Многоэтажные подвалы

Следующая наша точка не совсем обычна. Это не исторический объект и не природный в прямом смысле слова. Это меловые карьеры около села Красносельского. Не так давно в интернете прошла информация о чудесном уголке на территории Беларуси, которое по цвету воды может соперничать с лазурным морем у Мальдивских островов. Конечно, соответствующие фотографии прилагались, вот и мы решили подъехать и посмотреть на такое чудо.

Уже на этапе планирования поездки я понял, что не все так просто. Белорусские Мальдивы оказались на самом деле меловыми карьерами, часть из которых заполнилась водой. Благодаря необычному химическому составу воды, никакая живность в них не водится. Но местные жители, за неимением лучшего, приезжают сюда, чтобы искупаться и отдохнуть, как на море. Но есть как минимум два «но». Во первых, берега у карьеров крутые, и подобраться к воде не просто. Соответственно и глубина там приличная. Народ тонет каждый год. А во-вторых, вся территория является промышленной зоной, куда въезд посторонним запрещен.

Подъезжая к Красносельскому, я решил сначала заехать на старый карьер, который заброшен уже лет пятьдесят. Там никаких запретов нет. Но и выглядит все не так интересно. Просто озеро средних размеров, берега которого покрыты разновеликой растительностью. Вода прозрачная, а на солнце так и совсем перламутрово-зеленая. Мы подъехали к самому берегу. Никого поблизости не было. Походили, посмотрели. А потом отправились на поиски новых карьеров.

Старый меловой карьер
Старый меловой карьер

Прямо на заправке встретили карьерный самосвал БелАЗ. Именно такие здесь ездят, и их можно довольно часто увидеть на дорогах. Не очень большие, не гигантские, но все же раза в полтора выше привычного КАМАЗа.

Встреча на заправке
Встреча на заправке
Карьерные самосвалы
Карьерные самосвалы

Координат карьера у меня не было, только распечатка из Гугла. А так как территория закрытая, то, понятно, и дорог навигатор там не знал. Когда я проехал под знак, запрещающий движение транспорта, кроме технологического, то жена немного заворчала и предложила бросить эту затею. Но разворачиваться и уезжать ни с чем мне не хотелось.

По довольно сносной грунтовке мы ехали туда, откуда навстречу нам шли груженые БелАЗы, поднимающие тучи белой пыли. Увидев в стороне небольшую лужу, свернули к ней. Это, конечно тоже был когда-то карьер, но совсем маленький. Приметив небольшую дорожку, огибающую выемку, поехали по ней, и скоро нашему взору предстал настоящий большой карьер, один из тех, что я видел раньше на фотографиях в интернете.

Белорусские Мальдивы
Белорусские Мальдивы

Восхититься увиденным нам не совсем удалось. Было облачно, и уловить солнечные просветы удавалось едва-едва. А без них все смотрелось грустно. На крутых берегах почти никакой растительности. К воде без риска, свернуть шею, не подойти. Вся местность вокруг изъезжена бульдозерами и другой тяжелой техникой.

Единственное радовало — на почти голой земле небольшими кустиками алели маки. Почему именно они и как здесь растут, я не знаю. Но главная растительность тут такая. Возможно, по случаю буднего дня и некупальной погоды (с утра было прохладно) никого из отдыхающих мы тут не встретили. А сделав несколько фотографий на память, вернулись обратно на трассу.

Маки
Маки

Едем дальше в сторону областного центра — города Гродно. Замечаю, что так как граница тут совсем рядом, то FM-приемник ловит одновременно радиостанции на польском, литовском и русском языках. Ни одной радиопередачи на белорусском языке мне услышать не удалось за все время поездки.

Гродно — большой административный центр, а также древний исторический город, расположенный на берегу Немана. Посмотреть в нем есть что, но вот времени у нас, к сожалению, было не так много. Хотя самое интересное, думаю, мы увидели.

Машину оставили на стоянке у театра, который расположен в самом центре города. Оттуда отправились гулять пешком. Сразу на первом перекрестке привлекает внимание «тридцатьчетверка» поднятая на высокий постамент. Тут же возникают вопросы — как она там уместилась, и как ее туда закинули? Смотрится оригинально, особенно на фоне старого костела.

Тридцатьчетверка на постаменте
Тридцатьчетверка на постаменте

Пересекаем главную площадь, оставляя пока в стороне знаменитый костел св.Франциска. Гулять было не очень уютно, похолодало, и дул сильный ветер. На пешеходной улице Советской, по большому счету, делать нечего. Никакой приметной, забавной скульптуры, чтобы сфотографировать, нет. Только домики под старину. В конце улицы инородной глыбой высится ЦУМ советских времен. Зашли в него с краешку, только чтоб погреться. Потом еще заглянули в магазин косметики. Белорусская косметика славится своим качеством и невысокой ценой. Набрали всякой всячины на подарки. Потом наши дамы немного застряли в трикотажном магазине. Мы с Вовой терпеливо ждали.

По пешеходной улочке Гродно
По пешеходной улочке Гродно

По той же улице вернулись назад, чтобы зайти в Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия, который считается самым богатым в Западной Беларуси. Костел, действительно, красивый. Притом, внутри он выглядит более пышно, чем снаружи. Народу почти никого не было. Спокойно походили, посмотрели. Посидели на скамеечке, подумали о вечном.

Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия
Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия
В костеле
В костеле

На выходе решили сходить еще до одного знакового места Гродно. Я имею в виду старый и новый замки. Сразу скажу, что стоит ли туда ходить — большой вопрос. По случаю понедельника музеи все были закрыты. Можно только постоять на высоком берегу Немана да посмотреть разные артефакты, выложенные под открытым небом на территории замка. От каменных ядер до сельскохозяйственных орудий. Вообще несколько старинных построек, стоящих кучкой, никак не тянут на звание «замка». От укреплений только одни ворота да каменный мост к ним. Где-то тут еще была старая Коложская церковь — самая древняя каменная постройка Беларуси. Но золотым куполом она не выделялась, и мы на нее даже не обратили внимания. 

В Старом замке
В Старом замке

Под Новым замком понимается огороженная территория рядом со Старым замком, с расположенным в центре зданием с колоннами, фронтон которого украшен барельефом в стиле советских времен — герб СССР и стяги. Новый замок строился в XVIII веке, уже как летняя резиденция польских королей и великих князей литовских. Никакого оборонительного значения не имел, но сгорел именно во время военных действий. правда, уже в ХХ веке (1944 г.)

После войны на его месте построили новое здание в стиле советского неоклассицизма, в котором располагался гродненский обком КПСС. Мы прогулялись по дворику в поисках туалета, о наличии которого говорили указатели, но ничего не найдя, отправились восвояси. Выделенное на Гродно время подошло к концу. Конечно, стоило бы здесь задержаться, проехаться еще по округе, но «нельзя объять необъятное».

Если будете в Гродно и решите там задержаться — можно подыскать себе недорогое жилье по этом сайте: хостелы, гостевые дома и гостиницы Гродно.

Что еще посмотреть в Гродно:

Выезжаем из города уже в восточном направлении, вдоль литовской границы. Следующая остановка в небольшой деревушке Мурованке, расположенной в пяти километрах от основной трассы. Главная и единственная достопримечательность в ней — церковь-крепость Рождества Богородицы, построенная между 1516 и 1524 годами. Вдумайтесь — почти 500 лет назад!.

Церковь-крепость в Мурованке
Церковь-крепость в Мурованке

Когда мы подъехали к церкви, то нас встретила запертая калитка забора. Времени уже около пяти вечера. Никто туристов не ждет. Церковь выглядит очень своеобразно. Крепкие стены с узкими окнами-бойницами. Выступающие из стен башни. На стенах следы пуль и картечи, оставленные солдатами шведского короля Карла  XII. Раньше еще и ворота были подъемными. Настоящая мини-крепость Для того и строилась, чтобы и помолиться можно было и осаду выдержать.

На наше счастье, недавно прошедшая гроза повалила одно дерево, которой упало в аккурат на ограждающий церковь забор, и придавило его к земле. Таким образом, не смотря на замок на калитке, мы беспрепятственно проникли на территорию. Делать там было нечего, только обойти да посмотреть на такую диковинку с разных сторон. Немного пообщались еще с местными жителями, живущими по соседству. Те предлагали продать нам козье молоко, но мы отказались.

Дальше наш путь лежал в сторону большого города Лиды, известного своим замком Гедемина, к которому мы сразу и проехали. Оставили на парковке машину и пошли гулять. Не зная, где находится вход в замок, решили обойти его против часовой стрелки, обнаружив позади большой пруд с утками и лебедями.

Лидский замок
Лидский замок

Когда же мы, наконец, добрались до замковых ворот, то увидели, что две смотрительницы и охранник уже собираются домой. Время на часах 18-00, рабочий день закончился. И тут произошло то, что можно отнести к разряду чудес или огромного-огромного везения. При нашем появлении лидчане не захлопнули двери, а поинтересовались, что мы хотели, потом без всяких упреков открыли кассу, продали нам билетики, открыли павильон, в котором представлен был образ жизни прежнего владельца замка. А когда мы это посмотрели, то предложили пройти еще по самому замку.

Лидский замок может быть не так интересен с точки зрения архитектуры — просто четырехугольник, ограниченный высокой кирпичной стеной. На противоположных углах две квадратные башни. Сооружение не раз разрушалось и вновь отстраивалось. После Великой Отечественной войны уже исключительно в качестве музейного экспоната. Сейчас на его территории восстановлены несколько построек, которые могли существовать тут пятьсот лет назад. Под навесами расположена выставка доспехов и холодного оружия, представлена экспозиция орудий пыток. Восстановлен механизм подъемного моста. Деревянные лестницы ведут на стены, где устроен боевой ход. В центре двора шатер и места для зрителей на случай разных исторических реставраций.

Замковый двор
Замковый двор
Стол феодала
Стол феодала
Наказание для непослушных
Наказание для непослушных

Больше часа мы бродили по всей территории замка в полном одиночестве. Все посмотрели, попробовали, потрогали. Никто слова ни не сказал. Только когда мы направились к выходу, то обнаружили, что охранник сидел на своем месте и терпеливо ждал, когда же мы нагуляемся. Нет слов, чтобы передать ему нашу признательность за терпение. Конечно, прощаясь, мы, как могли, поблагодарили его за оказанный прием. А скромный мужичок закрыл за нами ворота замка и только тогда отправился домой.

Я был потрясен таким отношением белорусов к своим гостям.

Мы же отправились дальше в путь. По случаю позднего времени, пришлось уже ехать до Минска без остановок. Хотелось заскочить еще в Новогрудок, бывший когда-то столицей Беларуси, и где сохранились еще развалины замка на холме, но я понимал, что мы не успеем тогда к назначенному времени встречи с хозяевами нашей новой квартиры.

В Минске мы были уже в десятом часу вечера. Квартира находилась в одном из спальных районов, недалеко от МКАДа — минской кольцевой автодороги. Еще подъезжая, я обратил внимание на большое количество машин, припаркованных прямо вдоль проезжей части улиц. А когда заехал во двор, то понял причину этого. Все доступные для парковки места во дворе были давно заняты. Кто приезжал с работы чуть позже и не успевал поставить машину у подъезда, был вынужден парковаться прямо на улице или проспекте. К таким относились и мы. Приезжая всегда поздно, машину приходилось оставлять за пределами двора. Хорошо, что окна квартиры выходили на улицу, и мы видели нашу машину с балкона.

Квартира была однокомнатная в типовой панельной десятиэтажке. Состояние на твердую четверочку. Правда, не было стиральной машины. Когда хозяин обратил мое внимание на это, я сказал: «Хорошо!». «Что хорошего?» — удивился он. «Хорошо, — говорю — что мы все перестирали в Бресте, и можем обойтись без стиральной машины!»

Изначально мы договаривались об аренде квартиры на три ночи по 25 долл. за ночь. Но я прикинул, что двух дней на знакомство с Минском нам никак не хватит — нужно и по городу, и на Линию Сталина, и еще в Мир и Несвиж съездить, поэтому сразу попросил разрешения остаться на одну ночь дольше. У хозяина, видимо, никаких планов пока не было, поэтому он благосклонно согласился, а мы за 100 долларов стали жителями Минска на ближайшие три дня и четыре ночи.

Другие статьи цикла «Русь-Беларусь»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1. Набережная Брюгге в Йошкар-Оле? Это надо видеть!

День 2. Музей тракторов в Чебоксарах и Большое Болдино Пушкина

День 3. Родина Ильи Муромца

День 4. Рязанские сказки и Куликовская быль

День 5. Куда пойти с детьми в Туле?

День 6. Брянск. Музей партизанской славы. Гомель

День 7. Белорусское Полесье

День 8. Брестская крепость. Бессмертный подвиг

День 9. Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще

День 10. Достопримечательности Гродненской области

День 11. На машине по Минску

День 12. Музейный комплекс «Линия Сталина»

День 13. На машине в Несвиж, Барановичи и Мир

День 14. Белорусская россыпь или «Путешествие к центру Европы»

День 15. Едем на машине в Ржев и дальше на восток

День 16. Ярославский дрифтинг и терем Снегурочки в Костроме

День 17. Возвращение домой. Что самое интересное в Беларуси?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика