День 13. 09/06/16 ЧТВ «На машине в Несвиж, Барановичи и Мир»
Минск — Несвиж — Барановичи — Мир — Минск
Пробег 340 км
Итак, еще один день в центре Беларуси. Но проведем мы его не в Минске, а сделаем радиальный выезд. Очень хотелось съездить на машине в Несвиж, посмотреть родовое гнездо магнатов Радзивиллов. А оттуда рукой подать до красивейшего Мирского замка. Ну, и попутно заехать в Барановичи, в еще один музей железнодорожного транспорта — для полноты нашей коллекции паровозов.
От белорусской столицы до Несвижа чуть больше ста километров. Замок открывается в 10 часов. Мы хотели быть там самыми первыми, поэтому выехали в 8 утра. Но по главной белорусской автостраде, соединяющей Минск и Брест, пролетели это расстояние всего за час. Хотя в Беларуси действует ограничение скорости 90 км/ч+10 км/ч допустимого превышения, но на магистрали установлены знаки ограничивающие скорость движения легковых автомобилей то 110 км/ч, то 120 км/ч. Так что какая у них там максималка без ограничений — я не понял. Но ехать получалось достаточно быстро.
Около входа на территорию дворцово-замкового комплекса есть автостоянка, но она платная. Мы отъехали на 50 метров и совершенно бесплатно припарковались около собора, в который потом тоже планировали зайти. Так как приехали на полчаса раньше запланированного, то пришлось немного погулять по берегу пруда да заняться изучением карты всего паркового ансамбля. Кроме самого дворца, вся окружающая территория раньше представляла собой ухоженный парк с множеством тропинок и декораций. Чтобы все обойти, нужен велосипед и целый день. У нас же в планах только посещение самого дворца.
В 9-30 открылись кассы. Мы взяли билеты и оплатили индивидуальную экскурсию. Потом не торопясь прогулялись по дамбе между озер. Вход на территорию самого дворца открывается только в 10-00. Как мы ни медлили, но пришлось еще пять минут подождать под дверями.
Экскурсия по самому замку оставила благоприятное впечатление. Может быть, тут нет роскоши царских дворцов, Несвиж принадлежал польско-литовским магнатам Радзивиллам, и их богатству и влиянию далеко до императорских. К тому же замок не раз перестраивали. Во время войны здесь был госпиталь для летчиков Люфтваффе, а после освобождения — ведомственный санаторий КГБ. Большие залы переоборудовались в скромные палаты для постояльцев. Сейчас дворцу стараются придать былое великолепие, но все больше новодела.
Гид попалась достаточно толковая, знающая и тактичная, рассказывала много и интересно, не боясь самых каверзных вопросов. Кому, например, служили Радзивиллы? Как ответить? Земли вокруг дворца не раз переходили из рук в руки — то литовские, то польские, то российские. А богатство и влияние магнатов только возрастало.
За два часа мы обошли все барские покои, посетили капеллу, зал охотничьих трофеев и даже спустились в подвальный арсенал. А потом отправились в библиотеку, где кроме всего прочего представлены материалы по устройству и переустройству этого дворца, обладавшего оборонительными качествами настоящей крепости.
Наконец, пресытившись историей, покинули замок и отправились в сторону нашего Кашкайчика, который мы оставили около фарного костела Святого сердца. Этот собор, построенный одновременно с замком, является еще и фамильной усыпальницей Радзивилов. Вокруг храма шли какие-то реставрационные работы, поэтому внешне он не производил особого впечатления. Впрочем как и изнутри.
Внутри собора все проходы были перетянуты красными лентами, оставляя посетителям только небольшой пятачок у дверей. Когда там набралось достаточно много туристов, то подошла женщина и предложила провести экскурсию по храму. Названная цена нам показалась неоправданно высокой. А вот от предложения спуститься в крипту храма мы все-таки решили не отказываться. Местная гидша превозносила эту усыпальницу, ставя ее в один ряд с пантеонами Габсбургов в Вене и Бурбонов в испанском Эскориале. В двух этих местах мы уже бывали и захотелось сравнить. Положив некоторую сумму «на восстановление храма», мы прошли за ограждение и спустились вниз.
Увиденное нас несколько разочаровало. Никакого сравнения с виденными раньше усыпальницами королевских династий. Ряды железных ящиков почти без всякого декора и украшений. На стенах, возможно ранее были какие-то надписи, но сейчас практически неразличимы. Пыльный темный подвал, в котором для посетителей отгорожено только небольшое место у лестницы. А ряды гробов уходят куда-то вдаль, вглубь подземелья. Потоптались и наверх, на свежий воздух.
В Несвиже есть еще старинное здание Ратуши, расположенное неподалеку от собора. И при наличии свободного времени стоило до него дойти, но нам нужно было уже торопиться дальше.
До Барановичей добрались, не выезжая на магистраль, по небольшим дорожкам, которые очень даже ничего, и позволяют достаточно быстро и комфортно передвигаться между деревнями. В Барановичах мы решили удовлетворить возникший вновь позыв к шопингу. У нас на Урале хорошо известна белорусская обувь фирмы BELWEST. Может быть здесь, у себя на родине, выбор Белвеста будет намного богаче и дешевле? В Барановичах специально нашли брендовый магазин этой фирмы. И ничуть не восхитились. Выбор скромный, а цены, пожалуй, даже выше чем у нас. Неужели у белорусов настолько высокий уровень жизни, чтобы покупать такую обувь? Зашли в соседний безымянный обувной магазинчик. Купили дочке пару босоножек и убыли восвояси в сторону железнодорожного музея, расположенного недалеко от «чугунычнаго» вокзала. Железная дорога в Беларуси по прежнему называется «чугункой».
Входные билеты в музей стоили совсем недорого, а на территории почти никого не было кроме одинокого смотрителя в будочке на входе. Барановичский музей паровозов можно сравнить с брестским. Мне показалось, у них даже есть какая-то конкуренция. Но брестский нам понравился больше, так как там много открытых экспонатов, в которые можно подниматься по специальным лесенкам-трапам. В Барановичах больше представлено техники, связанной с ремонтом и обслуживанием железной дороги. Самые разнообразные дрезины, маневровые тепловозы, машины для выравнивания железнодорожного полотна и т.п.
Недалеко от входа есть действующая ручная дрезина, на которой можно прокатиться 10 метров туда и обратно. Тут же стоит модель в масштабе 1:2 первого паровоза, прошедшего по линии Минск-Барановичи-Брест. Но модель очень примитивная, напоминающая скорее паровозик из Ромашково, нежели настоящий локомотив.
На открытой платформе детей заинтересовала счетверенная установка пулеметов КПВТ, механизмы наведения которой были полностью исправны и позволяли крутиться на 360 градусов и наводить стволы в самый зенит.
С утра в Несвиже было пасмурно и прохладно. А тут выглянуло солнышко и погода «разгулялась», стало даже жарко.
Обойдя все представленные экспонаты, перебросились парой слов со сторожем, посетовав на то, что многие паровозы и тепловозы закрыты. На что получили ответ, дескать посетители повадились скручивать разные детали, особенно из цветных металлов. Не от хорошей жизни видимо.
А мы едем дальше, к еще одному замку, который находится около городка Мир. Эта крепость была построена Ильиничами, но потом также принадлежала и Радзивилам. Но по архитектуре это сооружение ближе к замкам, нежели к дворцам. Сохранилась и крепостная стена, и три мощные башни, но в общий комплекс их объединяет жилой корпус, расположенный чуть в глубине. Замку не раз приходилось выдерживать осады, а последний раз боевые действия у его стен разворачивались летом 1812 года.
Кассы Мирского замка работают до 17-00, мы были там уже в половине пятого, поэтому времени на осмотр замка оставалось не очень много. К тому же вчерашнее купание в аквапарке не прошло бесследно, у Вовы поднялась температура. Но он стойко держался и, приняв дозу Нурофена, вместе со всеми отправился на покорение замковых стен и башен. Этот замок нам запомнился прежде всего очень узкими и крутыми каменными лестницами, устроенными в башнях для передвижения с этажа на этаж.
Две из трех башен замка открыты для посетителей. В них представлена кое-какая экспозиция, посвященная истории строительства. Главный же интерес тут, конечно, в том чтобы полазить по лестницам. Поверьте, что это очень непросто. Не смотря на наличие поручней, кое-где хотелось встать на четвереньки и карабкаться таким образом.
В большом корпусе располагались жилые помещения, и сейчас там находятся залы музея. Многое, конечно, перестроено. Кое-где специально сохранились разрушенные стены, чтобы посетители могли представить, какая большая работа была проделана реставраторами. В некоторых залах восстановлена обстановка, отделка стен и потолков.
Мне больше всего запомнились доспехи «крылатой конницы» — особого подразделения польского шляхетского войска, рыцари которого к своим панцирям прикрепляли сзади две металлические дуги, вставляли в них перья, колыхавшиеся на скаку и создававшие впечатление, что всадники летят на крыльях.
Время работы музея подошло к концу, и к 18-00 смотрительницы всех посетителей стали поторапливать. А выйти можно, только пройдя всю экспозицию до конца. Поэтому мы еще успели и спуститься в подвалы, где хранились бочки с вином. Там находилась кухня, и жила прислуга. Оттуда уже наверх — во внутренний дворик замка.
Около замка очень живописная территория — пруд, сосны. За замком есть старинная церковь. Можно было бы погулять, но самочувствие Вовы побуждало нас уже возвращаться домой. Сегодня мы хорошо поездили и много посмотрели интересного.
Перед выездом на трассу остановились у придорожного деревенского рынка. Купили какой-то всячины к ужину. Меня же удивило, что рядом с картошкой продавали самые настоящие грецкие орехи. Правда, нечищенные, зато и не дорого. Взяли на пробу.
«Домой» в Минск добрались уже около восьми часов вечера. Заехали в продуктовый магазин. А там уже пора отдыхать и собирать чемоданы. Завтра мы покидаем столицу Беларуси. Дальнейший маршрут не расписан, жилье не бронировано. Хорошо, что у нас в запасе был один день. Он нам очень пригодился в Минске.
Мы уже познакомились с южной частью Беларуси — Полесьем, поездили по западу — Брестской и Гродненской областям, целых три дня гостили в столице страны. Сегодня съездили на машине в Несвиж и Мир. Завтра отправимся на север! Там нас ждет целая россыпь интересных мест и достопримечательностей!
Другие статьи цикла «Русь-Беларусь»
Введение. Статистика по маршруту. Общая информация
День 1. Набережная Брюгге в Йошкар-Оле? Это надо видеть!
День 2. Музей тракторов в Чебоксарах и Большое Болдино Пушкина
День 4. Рязанские сказки и Куликовская быль
День 5. Куда пойти с детьми в Туле?
День 6. Брянск. Музей партизанской славы. Гомель
День 8. Брестская крепость. Бессмертный подвиг
День 9. Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще
День 10. Достопримечательности Гродненской области
День 12. Музейный комплекс «Линия Сталина»
День 13. На машине в Несвиж, Барановичи и Мир
День 14. Белорусская россыпь или «Центр Европы»
День 15. Едем на машине в Ржев и дальше на восток
День 16. Ярославский дрифтинг и терем Снегурочки в Костроме
День 17. Возвращение домой. Что самое интересное в Беларуси?