Путешествие по северу России. День 9. «Муста-Тунтури»

Муста-Тунтури
Путешествие по северу России. «Муста-Тунтури»

День 9. 20/06/15 «Муста-Тунтури»

Мурманск – Титовка – Муста-Тунтури – Абрам-Мыс — Мурманск

Пробег за день 295 км.

Мемориал защитникам Советского Заполярья
г.Мурманск. Мемориал защитникам Советского Заполярья — солдат Алеша

Мурманск – город-герой, наш единственный незамерзающий северный порт, самый большой в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Был основан совсем недавно – в 1916 году, как Романов-на-Мурмане, а сколько ему пришлось пережить за свою короткую историю!

Первый день в Мурманске мы начали с посещения мемориала защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, сооруженному на сопке Зеленый мыс на высоте 173 метров над Кольским заливом. Ключевым элементом комплекса является бетонная фигура солдата-защитника, установленная на семиметровом пьедестале. Своими размерами (35,5 м) мурманский Алеша, как его все здесь называют, уступает только волгоградской статуе «Родина-мать». Настоящий Алеша стоит в болгарском городе Пловдиве (мы около него тоже были, он меньше мурманского тезки раза в два), но после его постройки по аналогии все памятники-исполины стали называть Алешами.

Территория вокруг Алеши благоустроена и представляет собой целый комплекс с вечным огнем, трибуной и площадью для митингов. Приближалась траурная дата 22 июня, и коммунальщики с утра уже наводили порядок на вершине сопки.

Но кроме того отсюда, с подножия памятника, открывается восхитительный вид на голубую ленту Кольского залива, на весь город и громыхающий внизу мурманский порт. Погода была малооблачная, и мы с детьми с интересом наблюдали, как к причалу подходил огромный сухогруз, который окружили маленькие портовые буксиры.

Порт Мурманск
Порт Мурманск

Кроме основного порта, где высится несколько десятков кранов, и куда подходят составы с углем для его перегрузки на суда, на берегах залива устроено еще несколько пристаней, и возле каждой из них видны корабли. Можно долго стоять и смотреть с вершины сопки за их передвижением по заливу, но нам надо двигаться дальше.

Скатившись вниз, мы завернули еще к одному небольшому, но очень трогательному памятнику Ждущей, посвященному всем женщинам, провожающих своих мужчин в море а потом в тоске и тревоге ожидающих их обратно.

Мурманск памятник Ждущей
г.Мурманск. Памятник Ждущей

Весь Мурманск расположен на скалистых берегах залива, и рельеф города очень неровный. Улицы идут то вверх, то круто вниз. Кварталы многоэтажек чередуются с парками.

Мы проехали весь город вдоль берега с севера на юг, чтобы недалеко от городка Колы, давшего название заливу, переехать по мосту на другой берег. Сегодня наша главная цель –поездка на запад от Мурманска, туда где в 1941 году Красная Армия остановила фашистскую орду, а в 1944 прогнала ее назад.

Дорога вьется асфальтовой лентой по сопкам в сторону норвежской границы. Но чем ближе мы приближаемся к местам боев Великой Отечественной войны, тем чаще нам на пути встречаются различные обелиски на братских могилах.

Мурманск долина славы
г,Мурманск. Долина славы

Единственное ровное место – долина реки Западная Лица. Только тут мы увидели пару полей, вспаханных трактором. Здесь же расположен мемориальный комплекс Долина героев, где собраны останки солдат, погибших в этих суровых краях. Мы не могли не остановиться здесь и не почтить память павших бойцов. Место очень скорбное и наполнено необыкновенной энергетикой. Когда идешь вдоль могил или вдоль огромной стены, на которой мелким шрифтом выписаны имена 80000 погибших в Заполярье, сердце сжимается от мысли о том, какой дорогой была цена за эти суровые безлюдные места. Комок в горле не дает рассказать детям обо всех нахлынувших чувствах. Просто молча ходили, не вытирая слез.

Машины, проезжающие мимо, сигналят, отдавая дань памяти героям. Время буднее, и никого кроме нас не было Разве что, пара молодых людей, которых больше волновало, как будут смотреться их фотографии В Контакте, а не то, чего стоила сегодняшняя беззаботная жизнь.

Дальше рубежа Западной Лицы фашисты продвинуться не смогли. До Мурманска каких-то 50 километров, но все годы войны порт работал без перебоев, обеспечивая разгрузку союзных конвоев.

Еще через 20 километров мостик через речку Титовка. Когда-то здесь был КПП пограничников. Дальше начиналась пограничная зона, в которую въезд посторонним был ограничен. Сейчас все свободно, хочешь — езжай хоть до Норвегии. В планах была еще мысль, посетить сверхглубокую скважину СГ-3, которая находится совсем недалеко отсюда в поселке Заполярный. Но посмотрев фотографии того, что от нее осталось, я решил не тратить времени.

В советские времена был амбициозный проект — пробурить самую глубокую в мире скважину. Практического применения он не имел, был чисто научным – узнать, что же там – внутри нашего шарика. Рекорд поставили – забурились на 12262 метра. Это глубже Марианской впадины! Но грянула перестройка, финансирование прекратилось, и проект был свернут. Буры вытащили, горловину заварили. За последние годы здание, в котором находится скважина, обветшало. Подъехать туда можно свободно, но кроме развалин ничего не увидите.

Итак, заехав в Старой Титовке в придорожное кафе, купив детям по сосиске в тесте и соку, сворачиваем с асфальта направо и едем на север по разбитой грунтовке вдоль берега реки. Почвы здесь каменистые, поэтому застрять я не боялся, но россыпи острых камней вполне могли повредить колеса. А шиномонтаж тут, естественно, не найдешь.

Водопад на реке Титовка
Водопад на реке Титовка

Первой точкой на этом участке нашего маршрута был водопад на реке Титовка. Сама река пряталась за кустами под обрывистым берегом, и найти водопад оказалось непросто. Один раз даже развернулись, решили спуститься к воде — поискать, но пройдя по кустам, я никакого водопада не нашел. И до воды было еще далеко.

Поехали дальше, и наши тревоги были вознаграждены. В одном месте дорога пересекает довольно полноводную речушку по узенькому мосту, с которого и открывается великолепный вид на водопад сверху. Многие туристы тут останавливаются, чтобы спуститься вниз и сфотографироваться на фоне бурлящих потоков. Сделали также и мы. Пусть водопад был не на Титовке, а только на ее притоке, но первый на нашем пути, он был очень мощным и красивым.

По дороге на Муста-Тунтури
По дороге на Муста-Тунтури

Дорога звала нас дальше. Была она не очень ровной, и постоянно попадающиеся на пути ямы не позволяли разогнаться больше 20 км/ч, но окружающие пейзажи и осознание того, что мы забрались в глушь Заполярья (пусть хоть с самого краешка), переполняли нас. Вот справа остался полуразрушенный мост к Новой Титовке. Вот проехали мимо стоянки рыбаков, на которой было с десяток машин не самой джиперской внешности. Потом незаметно путь стал подниматься выше, и скоро нас окружали только камни и озера заполярной тундры. Кое-где еще лежал снег. Талые воды заполнили все углубления, образовав множество прозрачных озерков и луж, соединенных речками и ручейками. Отсутствие встречных и попутных машин придавало еще большее впечатление дикости этим местам. Мы останавливались, фотографировали эту красоту и ехали дальше.

Заполярье Муста-тунтури
Заполярье. Муста-тунтури

Дорога, проложенная в незапамятные времена, петляла с одного увала на другой. Местами гравий под колесами норовил выскользнуть и сбить нас с курса, но через час пути мы заметили, что дорога стала все чаще идти под уклон и вскоре между гор появилась полоска моря. Это было настоящее Баренцево море, а за ним виднелся полуостров Средний, а еще дальше за ним Рыбачий. Мы преодолели хребет Муста-Тунтури!

Красоты Муста-тунтури
Красоты Муста-тунтури

Даже фотоснимками трудно передать всю красоту, своеобразное великолепие суровой заполярной природы. Камни, мох, вода и небо! На многие километры вокруг! Самые впечатляющие, запоминающиеся виды в этом путешествии были несомненно на Муста-Тунтури.

Летом 1941 года Красная Армия отступила на Средний и закрепилась на перешейке, а фашисты оседлали сопки Муста-Тунтури да так и простояли, не в силах продвинуться дальше.

Окопы в скале не выроешь, поэтому строили из камней стенки, которые служили защитой для огневых точек и стрелковых позиций. Эти сооружения можно видеть и поныне на каждой более-менее значительной высоте.

На полуострове Рыбачий находится мыс Немецкий, который считается самой северной точкой европейской части России. Многие любители автопутешествий именного его ставят своей целью. Но и подготовка к такой экспедиции должна быть соответствующей.  Замахиваться на поездку по тундре Рыбачьего на переднеприводном паркетнике с шоссейной резиной было бы просто наивно. Но пока дорога была, мы ехали вперед.

Памятник героям Муста-тунтури
Памятник героям Муста-тунтури

На одном из склонов около дороги показался памятник защитникам Муста-Тунтури. Не обычная стела, а скульптурная композиция. Склонив головы, стоят солдат и мальчик. Покрашенные в чистый белый цвет они контрастом выделяются на фоне черно-серых камней окружающих скал. Мы остановились, подошли. За небольшой оградкой лежат вещественные отголоски той войны – ржавые гильзы, осколки снарядов, патронные цинки, солдатские каски. Много такого «добра» раскидано по окрестным склонам.

Муста-тунтури отголоски войны
Отголоски войны

Спустившись с перевала, мы свернули в сторону перешейка. Где-то там есть небольшой поселок, а в нем музей, посвященный обороне Муста-Тунтури. Именно он был моей главной целью.

Не зная брода не суйся в воду
Не зная брода, не суйся…

Дорога стала чуть ровнее, но впадины между пологими волнами заполнены водой, образующей глубокие лужи, не очень опасные для нас, т.к. дно было твердым. Тем не менее, я достал свои забродные сапоги и пару луж предпочел сначала промерить ногами.

Примерно через километр мы добрались до брода через речку. Разъезженное джиперами русло тут разливалось метров на 30 в ширину, образовав целое озеро. Про этот брод я уже знал из интернета. И скажу по секрету, специально для него покупал высокие болотные сапоги.

На Ю-тубе можно видеть, как его преодолевают уазики и патролы, нагоняя впереди себя волну и погружаясь до самых порогов. Но наши пороги ниже! А заливать салон совсем не хотелось. Тем не менее, попытка не пытка. Нивы тут тоже проезжают.

Прошел брод справа – вода выше колен, на дне слой ила, из кустов в лужу впадает поток речной прозрачной воды, разгоняя муть. Сунулся в центр – на дне колея и глубина еще больше. Может быть слева? Но там берег подмыло и образовался крутой уступ, с которого может быть и спрыгнешь, но выехать будет трудно.

Брод
Брод

За бродом дорога снова тянулась прямой лентой с небольшими лужами, призывая ехать дальше — в сердце Муста-Тунтури. Что делать? Рискнуть или не стоит? На борту жена и двое детей. До дома тысячи километров. До ближайшего сервиса тоже не близко. Ни встречных, ни попутных. Если встанешь – кто вытащит? Попался нам, правда, один местный мужичок, который двигался на квадроцикле, посоветовал брать правее и укатил по своим делам.

Как ни крути, но получалось, что здесь нам не проехать, и придется разворачиваться обратно. Ремонт машины никак не входил в наши планы. Наоборот, в планах были еще тысячи километров дорог и новые впечатления. Риск оправдан, когда у тебя в кармане страховой полис.

Перекусив, пофотографировались на самой северной точке нашего путешествия и развернулись обратно. Можно было попробовать забраться еще севернее, проехав по восточной дороге на полуостров Средний, но мне это было не так интересно – цели там никакой не было. Для поездки на Рыбачий нужно иметь более серьезный транспорт, попутчиков для страховки и запас времени. Мы и так, я считаю, забрались достаточно далеко.

Навстречу нам стали попадаться машины. Видимо, мурманчане поверив, что солнечная погода установилась на все выходные, поехали на природу. «Пузотерок», конечно, не было. Серьезные джипы или уазики, но встречались и кроссоверы как наш.

Остановились еще раз около монумента в память защитников Муста-Тунтури. Оставив машину на дороге, решили подняться чуть выше, туда, где громоздились каменные укрепления огневых позиций. Идти по камням оказалось достаточно легко. Нужно только помнить, что почти все впадинки заполнены водой. Видишь — растет мох, встаешь на него и проваливаешься в лужу. Лучше прыгать по голым местам и обходить пучки растительности.

Муста-Тунтури старые укрепления
Муста-Тунтури. Старые укрепления

Позиции на этой стороне перешейка были немецкие. Перед линией укреплений два ряда заграждений из колючей проволоки. Дерева здесь нет, и проволоку закрепляли на металлических штырях, воткнутых в каменные трещины. Как все это было 70 лет назад, так и осталось почти нетронутым. Проволока, конечно, заржавела и легко ломалась на куски, а каменные брустверы кое-где обвалились. Не увидели мы и россыпи стреляных гильз, какие попадаются в других местах более ожесточенных боев. Тут был все-таки более спокойный фланг.

Около часа мы гуляли по местам бывших боев, прыгая с камня на камень, любуясь восхитительными видами моря и гор под лучами яркого полярного солнца, которое, впрочем, грело не сильно. Напоследок я подобрал около памятника позеленевшую гильзу от немецкого пулемета и целый патрон от советской трехлинейки. Пуля была уже вся изъедена ржавчиной, но капсюль оставался целым. Это, пожалуй, самые ценные сувениры из всей нашей поездки.

На скалах
На скалах

Той же дорогой двинулись в обратный путь. Навстречу попалось несколько армейских КАМАЗов. На Рыбачьем раньше было много войсковых частей. Возможно, в свете новой военной доктрины, ставящей во главу угла стратегические интересы России в Северном Ледовитом океане, на полуостровах снова развернутся армейские подразделения.

Где-то около самой верхней точки перевала остановились и набрали питьевой воды из быстрого горного потока. Дорога обратно показалась даже проще, чем путь вперед. На некоторых участках я удивлялся как мы смогли проехать!

Муста-тунтури на обратном пути
Муста-тунтури. На обратном пути

Уже добравшись до берега Титовки решил немного привести машину в порядок. Мы ведь ее так и не мыли с самого нашего выезда из Перми. Удмуртскую грязь немного обмыло архангельскими дождями, и все. Впрочем, дорога нас еще ждала дальняя и не всегда сухая, поэтому особенно размывать не стал, ограничившись только внешней мойкой и парой ведер воды. А вьющиеся комары заставляли делать все очень быстро.

Обратная дорога всегда кажется короче. Примерно знаешь, что еще десяток километров, и грунтовка кончится, можно будет снова шуршать шинами под 120 км/ч по ровному асфальту.

За очередным поворотом неожиданно нос к носу столкнулись с БТРом, который задрав пулемет, направлялся в сторону Муста-Тунтури. Военные остановились, дожидаясь пока мы аккуратно протиснемся вдоль их борта по узкой обочине.

Больше неожиданностей не было. У Старой Титовки выехали на асфальт и снова заскочили в придорожное кафе. Дети признались, что сосисок в тесте вкуснее чем там, они никогда не ели!

Абрам мыс выставка военной техники
Абрам мыс. Выставка военной техники

Солнце постепенно склонялось к горизонту, но было трудно определить, сколько сейчас времени. Ведь здесь полярный день! А на обратном пути у нас намечена еще одна интересная точка – Абрам-мыс. Это место на противоположном берегу Кольского залива, откуда открывается красивая панорама и на Мурманск, и на порт, и на памятник Алеше, у которого мы были сегодня утром. Кроме того, на Абрам-мысу есть небольшая выставка военной техники, в основном ракетные пусковые установки да пара самолетов, и мемориал воинам-зенитчикам, защищавшим город-порт от воздушных налетов люфтваффе.

Абрам мыс панорама Мурманска
Абрам мыс. Панорама Мурманска

Погуляв здесь немного, добив аккумуляторы фотоаппарата, уставшие, но вполне удовлетворенные сегодняшним днем, поехали домой. Хорошо, что около нашей квартиры был продуктовый магазин, работавший до 23-00, успели зайти и купить что-нибудь себе на ужин и на завтрашний день.

Другие статьи цикла «По Русскому Северу»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1 «Поехали!»

День 2 «Вотчина Дела Мороза в Великом Устюге»

День 3 «Поморье»

День 4 «Малые Корелы»

День 5 «Каргополь — Воронье поле»

День 6 «Первое знакомство с Карелией. День курьезов»

День 7 «Соловки»

День 8 «Хибины»

День 9 «Это загадочное слово Муста-Тунтури»

День 10 «Териберка»

День 11 «Терский берег»

День 12 «Беломорские петроглифы»

День 13 «Пять точек Карелии»

День 14 «Музей-заповедник Кижи»

День 15 «Потаенные уголки Карелии»

День 16 «Между двух границ»

День 17 «Знакомство с Северной столицей»

День 18 «Вода, вода и снова вода»

День 19 «Героическая история народа»

День 20 «В Вологде-где-где…»

День 21 «Домой!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика