Путешествие по северу России. День 11. «Терский берег»

Терский берег
Терский берег Кольского полуострова

День 11. 22/06/15 «Терский берег»

Мурманск – Кандалакша – Колвица – Умба – мыс Корабль – Кузомень – Варзуга — Умба

Пробег за день 672 км.

Еще когда снимали квартиру, то предупреждали хозяина, что выезжать будем рано. Он честно пообещал прийти к назначенному времени, принять квартиру и вернуть залог. В результате, мы прилежно встали в 6 утра, позавтракали, собрали вещи и к 7 часам были готовы выехать. А хозяина нет. Пришлось дозваниваться, будить его по телефону, потом ждать пока доберется. Хорошо, хоть дети нашли себе занятие на детской площадке во дворе дома, но и они утомились ждать целый час.

Во дворе

Наконец, отдав ключи и получив назад залог, мы выехали из города. Теперь наш путь лежит уже в обратную сторону – на юг. Движемся по той же трассе «Кола», проезжаем уже знакомые места мимо Мончегорска и Хибин. На развязке у Кандалакши съезжаем с трассы и уходим налево, на восток. Наш сегодняшний день посвящен знакомству с Терским берегом Кольского полуострова. Мы снова вернулись к Белому морю, но теперь уже в его северной части.

Проехав ничем не примечательный городок Кандалакшу, заскочили в мотель около горы Крестовой. В качестве разведки – узнать цены, наличие мест, и возможности подняться на гору. Мотель ориентируется на горнолыжников. Летом никого нет, но цены кусаются. С горы, наверное, открывается хороший вид, но топать туда надо пешком и не близко. Есть еще смотровая площадка, расположенная чуть дальше по дороге, туда даже специально оборудован подъезд, но мы его проскочили, а когда сообразили, то возвращаться уже не захотелось.

По плану нашей первой точкой в пути по Терскому берегу был порог Черный на речке Колвица. Дорога шла вдоль речки. За поселком с одноименным названием следовало оставить машину на дороге и спуститься вниз пешком, что мы и сделали. Конечно, зная лучше эти места можно, наверное, подъехать ближе, но небольшая прогулка по сосновому лесу была только в радость. К тому же мы полюбовались не только самим порогом, но и речкой ниже по течению.

Порог Черный на речке Колвица

Сам порог большого впечатления не произвел. Просто по камням бурлит и пенится поток воды. Может быть, на дне даже есть уступ в пару метров высотой. Место красивое. В понедельник народу никого, а на информационном стенде есть информация об истории этого порога. В 20 веке по Колвице сплавляли много леса, заготавливаемого одним из подразделений Соловецкого лагеря заключенных.

Аметисты Умба
п.Умба. Аметисты

Вернувшись на трассу, мы продолжили свой путь. Долго ли коротко ли, добрались до поселка Умба, где находится последняя автозаправка на нашем пути. Пришлось залить полный бак по той цене, что указана. Не обошлось без казуса. Снял пистолет, вставил в горловину бака, колонка заработала и залила мне 20 литров. Что за новый сервис? Заправляют без оплаты? Пошел платить, говорю: «Мне еще 20 литров надо». На меня смотрят с недоумением. Потом давай разбираться, снимать показания счетчиков. За это время целая колонна машин выстроилась у заправки. Потом все-таки залили еще 20 литров, заплатил я за 40, но чек получил только на 20.

Беломорские рогульки

В Умбе мы остановились около сувенирного магазинчика, чтобы посмотреть на местные диковины. На Терском берегу имеется месторождение аметистов, которое выходит прямо на поверхность у мыса Корабль. Соответственно и сувениры представлены в основном аметистовыми самородками. Впечатлил один камень, аккуратно разрезанный поперек. Внутри него была пустота, все стенки которой усыпаны крупными кристаллами. А еще в полосе отлива иногда находят «беломорские рогульки». Тоже интересные кристаллические образования, когда из камня, напоминающего картофелину, в разные стороны торчат лучи. Бывают еще кристаллы в форме правильного креста, прикрепленного к поверхности какого-нибудь камня. Когда первый раз увидишь, даже не верится, что это природное творение, а не дело рук человеческих.

Умба Беломорские рогульки
п.Умба Беломорские рогульки

Так как дорога вместе с берегом моря постепенно отклоняется на юг, то в одном месте уже за Умбой она пересекает Северный полярный круг. Около этого знака мы тоже не преминули остановиться, чтобы запечатлеться в одних футболках (день был жарким) на фоне изображения белого медведя и полярного сияния. Для туристов во многих местах Терского берега стоят специальные указатели с описанием места, где вы находитесь – интересно и познавательно.

Северный полярный круг

Раньше в описаниях путешественников, которые побывали в этих местах до нас, я представлял себе Терский берег несколько иначе. Мне почему-то рисовались картинки Рижского взморья – песчаный пляж, высокие стройные сосны, дорога, идущая вдоль самого берега. На деле оказалось несколько иначе. По навигатору мы видели, что где-то справа от нас метров через 300-500 есть море. Но само его было не видно за деревьями и кустами, сквозь которые пролегала дорога. Пару раз мы пытались свернуть, выехать на берег, но упирались в болотину или непролазный кустарник. А когда нам, наконец-то это удалось, то берег оказался совсем не таким. Пологий, весь поросший ягодником и низкорослыми сосенками. К тому же в отлив обнажилось каменистое дно, которое было неопрятно из-за раскиданных водорослей.

Берег Белого моря

Тем не менее, мы решили сделать привал и пообедать. Первые десять минут, которые ушли на установку стола и обследование окрестностей были самыми спокойными. Потому что потом со всей округи слетелись сотни комаров, которые тоже хотели кушать. И наш обед проходил на ногах, когда ты постоянно перемещаешься с места на место, одной рукой пытаешься затолкнуть в рот еду, а другой отгоняешь москитов. Только очутившись снова в салоне машины, под легким дуновением ветерка кондиционера можно было перевести дух. Страшно подумать, чтобы ночевать в таких условиях в палатке. А ведь мы ехали в неизвестность. Путь впереди лежал длинный, и где сегодня будем ночевать – не знаем.

Асфальт скоро сменился красным грейдером. Красный он из-за цвета пыли, которая длинным шлейфом тянется за машиной. В связи с дикостью здешних мест и удаленностью от цивилизации, мы были рады любой достопримечательности. Например, есть у нас координаты часовни Безымянного Инока – как не заехать. Тем более часовенка стоит на самом берегу. Новодел, конечно, но оригинально. В округе никого. Дети уснули. Мы сами просто зашли и посмотрели. Где-то в глубине леса, есть еще святой источник имени этого самого инока. Но говорят, около него можно встретиться с медведицей, которая здесь обитает. Нам не хотелось, поэтому просто поехали дальше.

Часовня безымянного инока

Еще через пару десятков километров добрались до рыбацкого поселка Кашкаранцы. Серые деревянные покосившиеся дома удивили наличием маленьких огородиков. А в центре поселка белела свежей краской церковка с куполом. На окраине села высилась красно-белая башня маяка. Тоже подъехали, сфотографировали и отправились дальше.

Периодически можно было съезжать с грейдера и двигаться по самому берегу моря. Но там дорога не накатанная, поэтому быстро не разгонишься. Потихоньку добрались до мыса Корабль. Мыс так называется просто из-за большого камня, лежащего в море в нескольких метрах от берега. Камень скорее напоминает чью-то голову, но никак не корабль.

Мыс Корабль

О том, что здесь находится месторождение аметистов, можно догадаться по огромному количеству камней, разбросанных по всему берегу, и полуразвалившейся скале, от которой все желающие эти камни откалывают. Горная порода имеет темно коричневый цвет, но почти в каждом куске есть фиолетовые прожилки. Расколешь такой камень, а там россыпь мелких-мелких кристалликов. Что-то дельное из них не сделать. Крупные аметисты попадаются очень редко. А если учесть количество «старателей», которые посещают это место, то шанс найти приличный кристалл совсем ничтожен. Перед нашим приездом отсюда отъехала одна машина, а когда мы уезжали, то навстречу попалось сразу два автомобиля с искателями полезных ископаемых.

Возвращаясь на трассу с берега моря, пересекли очень удивительное место – каменное поле. Как оно образовалось, не понятно. Широкая земля полосы завалена кусками камней. При том так плотно, что ничего сквозь них не растет, ни деревья, ни трава. А дальше снова сосновый лес, сплошь покрытый белым мхом. Посмотришь издалека – кажется, что это настоящие сугробы. Каких только природных диковинок мы уже не повидали на Кольском полуострове! Горы, моря, озера, сопки, болота, тундру и тайгу. А впереди нас ждало еще кое-что необычное. Пустыня!

Каменное поле

В устье реки Варзуга есть небольшая деревушка Кузомень. Раньше она была окружена сосновым лесом, который надежно защищал ее от суровых ветров. Но люди вырубили лес, а новый не вырос. Почва песчаная – ветер перегоняет пески с места на место, и ничто не может на них закрепиться. Так образовалась многокилометровая пустыня, которая носит название Кузоменьские пески и служит красноречивым доказательством неразумного вмешательства человека в природную биосистему.

Кузоменьские пески

Подъезжая к пескам, замечаю, что на дороге появилась песчаная колея. Машина идет внатяг. Если попадется встречная, то разъехаться будет очень сложно – свернешь в сторону и зароешься в песке. Хорошо, что на самом выезде из леса был пятачок твердой поверхности, где можно развернуться и оставить машину. При нас подъехала компания на Ауди и УАЗике. Иномарку оставили, пересели все в русский джип и отправились по пескам в сторону Кузомени (еще 7 км). У нас такой цели не было. Мы просто пошли гулять пешком по барханам, оставляя за собой цепочки следов. Дети, они и в пустыне дети – взяли самодельные совочки из разрезанной вдоль пластиковой бутылки и начали рыть какие-то каналы, пока мы с Галкой бродили по окрестностям, удивляясь окружающему ландшафту.

Не смотря на яркое солнце, уже вечерело, а усталость начинала давать о себе знать. Езда по грунтовкам гораздо утомительнее, чем по асфальтовому шоссе. В нашем плане оставалась последняя точка – собственно сама деревня Варзуга, которая стоит уже 500 лет на одноименной речке в десяти километрах от ее впадения в море. Река очень богата рыбой и привлекает множество рыбаков, на которых и ориентированы местные турбазы.

Мы благополучно добрались до самой Варзуги. Прогулялись по главной улице мимо старинной деревянной колокольни и новой, недавно восстановленной церкви. На улице ни души! Но у многих домов стоят серьезные джипы с московскими и питерскими номерами. На церковном дворе удивительно смотрелись десяток свежесобранных куполов. Покрытые осиновым лемехом, почти одинакового размера, они, очевидно, предназначались для какого-то другого храма, потому что здешняя церковь куполами была укомплектована полностью.

Варзуга
Деревня Варзуга. Вид со смотровой площадки

Потом мы все вместе поднялись на высокий склон, по которому устроена даже деревянная лестница, а на самой вершине оборудована смотровая площадка. С нее открывается великолепный вид и на деревню, и на синюю ленту реки, и на заречные дикие леса. На этом наше знакомство с Терским берегом можно было считать состоявшимся. Оставалось только выбраться отсюда.

Решили — сколько будет сил ехать в сторону Умбы. Отрезок пути до нее был, наверное, самым утомительным за все наше путешествие. Расстояние около 200 км, но большая часть по пыльному грейдеру. В добавок, мы возвращались на северо-запад, и склонившееся к горизонту солнце нещадно слепило глаза.

Гостиница в Умбе

Еще во время подготовки к путешествию, я записал для себя координаты гостиницы в Умбе. Когда в двенадцатом часу ночи мы заехали в Умбу, то стоимость гостиничного номера уже не играла роли – лишь бы добраться до постели. Гостиница находилась на 2 и 3 этажах какого-то административного здания рядом с гаражными боксами. Когда разбудили сторожа, то к нашему огромному облегчению нашелся свободный трехместный номер по вполне приемлемой цене. Припарковались, взяли из машины только самое нужно и спать.

Другие статьи цикла «По Русскому Северу»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1 «Поехали!»

День 2 «Вотчина Дела Мороза в Великом Устюге»

День 3 «Поморье»

День 4 «Малые Корелы»

День 5 «Каргополь — Воронье поле»

День 6 «Первое знакомство с Карелией. День курьезов»

День 7 «Соловки»

День 8 «Хибины»

День 9 «Это загадочное слово Муста-Тунтури»

День 10 «Териберка»

День 11 «Терский берег»

День 12 «Беломорские петроглифы»

День 13 «Пять точек Карелии»

День 14 «Музей-заповедник Кижи»

День 15 «Потаенные уголки Карелии»

День 16 «Между двух границ»

День 17 «Знакомство с Северной столицей»

День 18 «Вода, вода и снова вода»

День 19 «Героическая история народа»

День 20 «В Вологде-где-где…»

День 21 «Домой!»