День 20. 01/07/15 «В Вологде-где-где…»
Вологда — Буй — Антропово — Мантурово — Шарья
Пробег за день 488 км.
Новый день встречал нас солнцем и летним теплом. Так как до Вологды оставалось совсем недалеко, решили рано не выезжать, чтобы не приехать раньше открытия музеев. Выспались, позавтракали, собрали вещи.
Сегодня у нас в программе осмотр достопримечательностей города Вологда. Пусть он не стоит на берегу северного моря, не находится за Полярным кругом, но его с полным правом можно отнести к городам Русского Севера. Основанная в XII или XIII веке (историки до сих пор не могут определиться с датой основания города) Вологда всегда находилась на перекрестке торговых путей и служила своеобразным «ключом» к северным районам. Это хорошо понимал и Иван Грозный, который особое внимание уделял развитию города, планируя превратить его в столицу Опричнины. При Иване IV строится Софийский собор, закладывается вологодский кремль, который мог стать в два раза больше московского. Через Вологду осуществляется вся торговля с Англией (по Северодвинскому пути) и с Сибирью (по Сухоне и Вычегде).
Иван Грозный неоднократно посещал Вологду и следил за ее строительством. Пока в 1571 году ему на голову не упал кусок штукатурки в Софийском соборе. Царь счел это дурным знаком и навсегда забросил идею развития Вологодского края. Софийский собор был достроен и освящен уже при его сыне, а недостроенная крепостная стена постепенно разобрана местными жителями для своих нужд.
Несколько веков город прозябал на задворках Российской империи, пока в 1872 году не была запатентована технология производства вологодского сливочного масла, которое благодаря своему вкусу и качеству прогремело на всех промышленных выставках Европы.
В годы Великой Отечественной войны Вологда была прифронтовым городом и основным перевалочным пунктом на пути эвакуации жителей Ленинграда.
Добравшись до центра города, мы оставили машину и пошли гулять пешком. Я, кажется, еще не встречал чтобы все исторически интересные здания располагались так компактно в таком живописном месте на берегу реки. Пройдя через кремлевскую площадь мы первым делом подошли к кассам, где продавались билеты на местные достопримечательности. Больше всего интересовала, конечно, возможность подняться на колокольню, которая возвышалась над всей округой.
Колокольня Софийского собора неоднократно перестраивалась и свой нынешний облик обрела уже во второй половине XIX века. Сейчас на нее можно подняться. Высота 78 метров! Все лестницы и перекрытия выполнены из дерева и, кажется, не менялись последние сто лет. Мы добрались до уровня колоколов, но, оказывается, можно забраться еще выше! Узкая винтовая лесенка выводит на кольцевой балкончик у самого основания золотого купола башни. Вид оттуда великолепный! Вся Вологда как на ладони!
К кремлевской площади с одной стороны примыкает Архиерейский двор, который можно принять за настоящий кремль – замкнутая территория, обнесена стеной с угловыми башенками и воротами. С другой стороны расположилось бывшее здание Госбанка, построенное еще в XVIII веке. Сейчас в нем располагается музей кружева. Знаменитые вологодские кружева – еще один бренд этого города. А с третьей стороны находится так называемая Соборная горка, с которой можно спуститься прямо к берегу речки Вологды. Здесь же установлен несколько необычный памятник уроженцу этих мест К.Н. Батюшкову. Поэт изображен стоящим около коня, чуть в стороне. И не понятно кому больше посвящается памятник – Батюшкову или его лошади?
Осмотрев все вокруг, наметили себе план дальнейшей прогулки. В Софийский собор, как бы он не был примечателен, решили не ходить. Больно уж цены на билеты кусачие. Зашли на территорию Архиерейского двора и погуляли там, любуясь архитектурой старинных зданий. Здесь расположено много вологодских музеев, включая и краеведческий, но мы не располагали достаточным количеством времени, чтобы обойти их все.
В каком-то выставочном зале по поводу летних каникул была акция – посещение для детей бесплатное. Отправили своих ребят посмотреть экспозицию, а сами подождали у выхода.
Потом Галка решила зайти в действующую церковь Александра Невского, чтобы поставить свечки, а я с детьми спустился вниз на берег реки. Это такое чудное место! Речка Вологда течет вдоль заросших травой берегов. Расстояние между ними совсем небольшое, но есть маленькая пристань, и ходят прогулочные трамвайчики. Тут же плавают утки с утятами. На противоположном берегу красуется надпись «Я ♥ ВОЛОГДУ». А сзади возвышаются храмы. Милое обаяние провинциального города, над которым не властно время.
Поднявшись снова на площадь, прошли вдоль сувенирных лотков. Где же их хваленое масло? Стандартный набор кружек и магнитиков.
Потом зашли в музей кружева. Его экспозиция открылась сравнительно недавно, в 2010 году, но представляет довольно интересные образцы кружевных изделий. Один или два первых зала посвящены технологии кружевного вязания, а все остальные заняты самыми разными изделиями вологодских кружевниц – от маленьких салфеток до большущих скатертей и свадебных платьев. Достаточно интересно. С экскурсоводом, наверное, можно часа два ходить. А мы, как обычно, пробежались, поахали и дальше в путь.
За Архиерейским двором раскинулся тенистый парк культуры и отдыха. В нем мы нашли забавный памятник букве «О». Где, как не в Вологде с ее окающим говором, место такому объекту? У нас уже есть фото памятника букве «Ё» в Ульяновске, букве «П» в Перми. Может, пора собирать такую алфавитную коллекцию?
Дети, как обычно, просились на аттракционы, но с этим здесь было как-то не очень богато. Какие-то не работали, какие-то не вызывали доверия из-за своей ветхости. Прокатили ребят на цепочной карусели и пошли на выход в сторону машины.
Хотелось все-таки привезти из Вологды их знаменитого масла. Обычно такие местные продукты можно купить на городском рынке. Решили попытать счастья и подъехали туда. Но нас ждало разочарование. Масло продавали только привозное. Спасибо продавцам, что подсказали адрес большого магазина сувенирной продукции, где наверняка должно быть вологодское масло.
Магазин мы нашли – городок-то небольшой. И масло там, действительно, было. Но опять же – за какую цену! Похоже, что вологодских буренок кормят свежей травой с альпийских лугов, а музыку Моцарта они слушают в живом исполнении. Только делать нечего – хоть какой-то сувенир привезти из Вологды надо. Здесь же купили еще бутылку водки с изображением Деда Мороза, а то получилось, что из его вотчины у нас никаких сувениров нет, кроме пары карандашей.
На этом знакомство с достопримечательностями города Вологда можно было считать состоявшимся. Этот город был последним объектом в экскурсионной программе всего нашего путешествия. Впереди нас ждала только дорога домой.
Выехали в сторону Ярославля, и поначалу все было хорошо – отличное шоссе, знай кати. Меня предупреждали заранее, что от Вологды до Кирова навигатор выбирает кратчайший маршрут — вдоль железной дороги. Но путь этот не самый удачный. Лучше ехать через Тотьму на Никольское – чуть дальше, но дорога гораздо лучше. Я же понадеялся на русский авось и сейчас был вынужден расплачиваться за это.
Километров через сто навигатор увел нас с трассы по каким-то второстепенным дорожкам на город Любим. Асфальт был, но далеко не самого лучшего качества, и скорость передвижения пришлось резко снизить. Конечно, езда через деревни нашей глубинки тоже может представлять определенный интерес – то тут, то там попадались развалины старинных храмов. А чего стоит указатель на поселок с названием «Красный слон»! Кто до такого додумался!?
В одном месте дорога вдруг расширилась, и пошел гладкий асфальт. Несколько километров мы катили под 120 км/ч, пока этот асфальт внезапно не исчез, сменившись огромными колдобинами. Не заметив никаких предупреждающих знаков, я не успел затормозить и как шел на скорости, так и влетел на ямы. К счастью все закончилось благополучно. Подвеска выдержала, «Кашкайчик» — молодец. Но следующие двадцать километров мы ползли больше часа, переваливаясь с одной кочки на другую. Видимо дорогу делали-делали, деньги закончились, все свернули и оставили как есть. И ездят сейчас водители, и поминают добрым словом наш дорожный фонд и всех чиновников, которые с него кормятся.
Поселки Буй, Мантурово, Шарья раньше мне были знакомы только как железнодорожные станции. Сейчас узнал еще, какие дороги вокруг них бывают. В одном месте проехали мимо городка с таким примечательным названием как Галич. Оказывается, тоже старинный город. Правда, ничего почти в нем не сохранилось от тех времен. Но в другой раз, если представится возможность, надо будет обязательно заехать.
В другом месте увидели указатель на святой источник пресвятой Богородицы. От дороги он находился всего в 150 метрах. Чтобы немного размяться, решили остановиться и сходить до него. Судя по всему, источник пользуется популярностью у местных жителей. Рядом с родником отстроена купель, а на пригорке заканчивается строительство небольшой часовни. Мы тоже пополнили свои запасы питьевой воды, прежде чем ехать дальше.
Солнце постепенно склонялось все ниже к горизонту. Пора было подумать о ночлеге. Пробег по километражу сегодня получился не очень большой. Таких «убитых» дорог мы даже в Заполярье не встречали.
Другие статьи цикла «По Русскому Северу»
Введение. Статистика по маршруту. Общая информация
День 2 «Вотчина Дела Мороза в Великом Устюге»
День 5 «Каргополь — Воронье поле»
День 6 «Первое знакомство с Карелией. День курьезов»
День 9 «Это загадочное слово Муста-Тунтури»
День 12 «Беломорские петроглифы»
День 14 «Музей-заповедник Кижи»
День 15 «Потаенные уголки Карелии»
День 17 «Знакомство с Северной столицей»
День 18 «Вода, вода и снова вода»