Путешествие по северу России. День 1. «Поехали!»

Схема парка исток Камы
Схема парка исток Камы

День 1. 12/06/15 «Поехали!»

г. Пермь, село Кулига – исток Камы, пгт. Балезино, г. Глазов, г. Киров

Пробег за день 772 км.

Итак, наш выезд из дома был намечен на пятницу 12 июня – российский праздник День независимости (от кого и от чего каждый решает сам). Вещи собраны и уложены.

Первый день всегда бывает самым длинным. Сил еще полно, чтобы ехать вперед до темна. А едем мы на запад, значит, предстоит пересечь часовой пояс, и ночевать будем уже по московскому времени, т.е. еще два часа у нас в запасе.

Чтобы как-то разнообразить первый переезд до Кирова, я решил поехать не по прямой и короткой дороге через Сиву-Омутнинск, а взять чуть южнее, и прокатится вдоль железной дороги по территории Удмуртии.

Первым пунктом нашей программы было неведомое доселе село Кулига, расположенное недалеко от границы Пермского края, но уже на территории Кезского района Удмуртской Республики. Это сельцо было единственно интересно тем, что на его окраине находится родник, который считается истоком не самой последней в России реки Камы.

Свернув с ижевской трассы на Очер, мы затем добрались до Верещагино, и далее повернули уже на запад по дорогам, по которым я еще никогда не ездил. Маршрут прокладывал навигатор, в котором была установлена настройка «Без грунтовых дорог». И все складывалось благоприятно, пока где-то на границе Пермского края девушка из коробочки не предложила нам свернуть на дорогу, которую трудно назвать асфальтированной. Здраво рассудив, что в принципе мы можем всегда вернуться и поискать другой путь, поехали как велел навигатор.

Возможно, когда-то эта дорога была проезжей, но сейчас, разбитая колесами тракторов, она превратилась в нечто неопределенное. В дождь здесь на легковой уже не проедешь. Но у нас «почти джип»! Аккуратно пробираясь между ямами и колеями, мы проехали лес, потом поле, пока не «сели на хвост» какой-то местной «Ниве», уверенно двигавшейся вперед.

Через десяток километров ухабистой грунтовки на горизонте появилась большая деревня, которая и оказалась целью нашего маршрута. В село Кулига мы заехали, так сказать, с «черного входа», откуда-то с полей, со стороны деревни Бузмаки. По ходу даже родился стишок «От Кулиги до Бузмаки одни сплошные буераки».

указатель на исток Камы
Указатель на исток Камы

Указатель на исток Камы в виде небольшой желтой стрелки мы сначала даже проскочили. Потом сориентировались по навигатору, развернулись и поехали уже в нужном направлении, по указателю, который привел нас к искомому месту.

По всему видно, что кулижская администрация пытается что-то сделать, чтобы превратить исток Камы в туристическую достопримечательность. В прошлом году даже прошел по ТВ ролик о том, что выделено 2 миллиона рублей на благоустройство территории.

Село Кулига
Село Кулига

Из видимых результатов пока только выложенная плиткой площадка у входа, да несколько метров забора, на которых висит план будущего превращения этого места в культурный центр. Там будут и беседки, и лодочная станция, и плавучая сцена со зрительским амфитеатром. Нью-Васюки, одним словом. Пока же за забором некошеные луга да тропинка, вдоль которой течет ручеек Камы. Через несколько десятков метров он впадает в пруд, вся поверхность которого сплошь покрыта тиной. На угоре ветхая деревянная сцена да деревянные столы. Судя по количеству пустых бутылок, здесь сельчане отмечают веселые праздники.

Исток Камы
Исток Камы

Мы приехали самыми первыми, и почти в одиночестве побродили по окрестностям родника. Перед дальнейшей дорогой решили подкрепиться домашним чаем с пирогами. И за каких-то двадцать минут могли наблюдать как с разных сторон подъехало 7 или 8 машин с такими же автотуристами. Что примечательно – все номера были пермские. Для жителей Удмуртии, очевидно, исток Камы немного значит. Река уходит на север и дальше течет уже по территории Кировской области, возвращаясь широкой, полноводной на север Пермского края, и протекая вдоль него с севера на юг.

Выезд из Кулиги был менее проблематичным. Задали следующую точку путешествия – поселок Балезино, и навигатор уверенно вывел нас по широкому тракту (пусть и без асфальта) к районному центру поселку Кез, а затем повернул на запад, снова вдоль железной дороги.

До Балезино мы добрались уже ближе к полудню без каких-либо забот. Здесь нашей скромной целью было заехать на привокзальную площадь и посмотреть паровоз на постаменте. Когда-то, лет десять назад, мне уже доводилось бывать в Балезино в служебной командировке, не говоря уже о множестве раз проездом в Москву или обратно. Поселок, живущий только за счет ж/д транспорта и сельского хозяйства ничего особенно интересного из себя не представляет.

Но мы же едем в выходной день! В день государственного праздника. И центр Балезино оказался перекрыт для движения автомобильного транспорта в связи с проходившим на стадионе каким-то спортивным мероприятием. Это не беда! Припарковались на обочине и пошли гулять пешком. Благо по пути как раз был еще один мемориал, посвященный памяти земляков, погибших в локальных военных конфликтах современности – БМП-2 на пьедестале. Подошли, сфотографировали. До вокзала идти буквально десять минут.

Памятник паровозу
Памятник паровозу

Паровоз увидели сразу, но сначала вышли на перрон, посмотрели на проходящие через узловую станцию поезда, а уж потом только подошли к памятнику-паровозу. Естественно, на нем красовалась табличка, запрещающая залезать наверх и грозящая штрафом. Но меня больше разочаровала историческая справка. Оказывается, этот паровоз был построен на болгарском заводе в 1947 году, т.е. уже после войны. Обошли его кругом, пофотографировали и отправились обратно к машине.

Выезд из Балезино запомнился только тем, что мы на площади перед носом гаишников нарушили правила, не уступив помехе справа на главной дороге, но они как-то на это не среагировали. Потом пропетляв по поселковым улицам, поднырнув под путями Транссиба, выехали на трассу, которая уже повела нас до Глазова. Пятьдесят километров ехать не долго, но погода за это время успела смениться. Голубое небо и солнце скрылись за грозовыми облаками, стало хмуро, и пошел дождь.

Глазов мы разглядывали через мокрые от дождя стекла. Но впечатление он произвел гораздо более сильное – сразу видно, что город, а не «пгт» как Балезино. Дома большие — в 9 этажей. Улицы широкие, на перекрестках светофоры.

памятник Павлику Морозову
г.Глазов. Памятник Павлику Морозову

В Глазове нашей целью был памятник Павлику Морозову, до сих пор сохранившийся на одной из центральных улиц. Навигатор уверенно вел к нужному адресу, но проезжая одну из развилок, я обратил внимание на указатель дороги на Омутнинск. Помня, что он находится на кировской трассе, отметил для себя, что возможно придется сюда возвращаться.

Миновав центральную площадь города с мемориалом и восстановленным собором, мы без труда нашли Павлика Морозова. Покрашенная в лучших традициях советских времен серебрянкой скульптура пионера-героя была украшена настоящим пионерским галстуком, повязанным вокруг гипсовой шеи.

Мои попутчики не захотели даже выходить из машины, чтобы не мокнуть под дождем, а я сбегал и сделал несколько кадров.

Какая наша следующая точка? Город Киров. Я завел его в навигатор, и эта хитроумная машинка сказала, что надо вернуться чуть ли не до Нытвы и ехать по трассе Пермь-Киров. Это ж целых 500 км! Но я помнил, что по прямой тут чуть больше 100 километров! Должна же быть какая-то дорога. Никакие манипуляции с настройками навигатора не приводили к нужному результату. Он упорно прокладывал объездной путь либо через Пермский край, либо через половину Удмуртии. Попробовал те же самые действия на телефоне – у меня на нем также установлен Навител-навигатор, только карты более свежие 2015 года. Но результат был тем же!

Решили вернуться к тому указателю на Омутнинск, что видели чуть раньше. Выключили навигатор, развернулись и поехали «по столбам».

На нужном повороте благополучно свернули по указателю, но каково же было изумление, когда новая дорога через пару-тройку кварталов тоже вывела нас на центральную площадь и далее по улице Кирова мимо памятника Павлику Морозову! Но сейчас мы уж поехали дальше, ориентируясь только на редкие указатели, попутно рассказывая детям обстоятельства жизни и смерти такой неоднозначной исторической фигуры как Павлик Морозов.

Как-то незаметно название Омутнинск перестало попадаться, зато появилось направление на Киров. А нам только это и надо! Но за городом скоро кончился и асфальт. Пошла самая настоящая грунтовка, к тому же размокшая под прошедшим дождем. Пробираясь по этой дороге по лесам, мимо заброшенных деревень, без подсказок навигатора, я успокаивал себя только тем, что раз дорога есть, значит машины куда-то как-то ездят. Изредка попадались заляпанные грязью легковушки, подтверждая, что не все так страшно впереди. Детей укачало, и они уснули. Часа через два я с облегчением увидел синий щит, сообщающий, что мы добрались до границы Кировской области.

 

граница Кировской области
Граница Кировской обл.

Притормозив на обочине, решил немного подышать свежим воздухом, но не догадался зайти за машину, а встал сзади. В результате проезжавший по встречной джип забрызгал мне всю спину мелким брызгами грязи. Поругал себя, но делать нечего – едем дальше.

В какой-то момент снова включили навигатор. Он определил наше местоположение и уже без всяких заморочек проложил путь до центра Кирова.

В Кирове 12 июня отмечается день города, и я боялся, как бы его улицы не были перекрыты полицией в связи с массовыми гуляниями. Из планов у нас здесь прогулка по пешеходной улице, посещение музея шоколада, если повезет, то еще пройтись по набережной Александра Грина до ротонды, родной сестры нашей пермской, построенной в 1824 году в связи с посещением города императором Александром I.

На окраине Кирова заправились бензином и поехали в центр города, попутно отмечая, что дороги и улицы идут вдоль крутого берега какой-то реки.

К моему удивлению движение по городу было достаточно свободным, и нам удалось без каких-либо проблем припарковаться около пешеходной улицы. На ней в это время (шестой час вечера) еще гулял народ, продавали изделия народных промыслов, играли музыканты.

Музей истории шоколада
г.Киров. Музей истории шоколада

Но мы первым делом решили зайти в музей шоколада фабрики «Криолло», который находится здесь же. К нашему счастью последняя экскурсия по музею только-только началась, и мы смогли к ней присоединиться, тем более что первая часть состояла из мастер-класса по изготовлению шоколадных фигурок. Быстро освоив этот процесс, мы под руководством инструктора сделали каждый по одной фигурке – кто зайчика, кто котенка, кто дракончика. Вторая часть экскурсии состоит из посещения выставочного зала на втором этаже. Там собраны самые разные экспонаты, связанные с производством шоколада. При чем рассказ начинается с дегустации напитка какао в том виде, как его готовили индейцы майя. И дальнейшая экскурсия также сопровождалась возможностью попробовать небольшие кусочки сладости. Экспозиция достаточно интересная и познавательная. Охватывает период с конца XIX века до сегодняшних дней. Большинству взрослых, как и нам, интересны, конечно, 80-е годы XX века – шоколад нашего детства!

По окончании экскурсии, спустившись вниз, мы получили приготовленные нами ранее шоколадные фигурки и вышли на улицу. К огромному удивлению там уже было пусто – ни музыкантов, ни лотков с сувенирами! Как-то по-будничному просто и безлюдно. Так как время позволяло, то мы, сориентировавшись по навигатору, отправились прогуляться в сторону набережной.

В отличие от набережных других рек, прогулочная дорожка вдоль Вятки расположена не по берегу реки, а на некотором удалении от него – по краю высокого крутого склона, откуда открывается великолепный вид и на реку, и на противоположный низкий берег. Позабавило название, расположенного на пляже на противоположной стороне комплекса водных аттракционов «Титаник».

ротонда Киров
Ротонда г.Киров

Обогнув стены Свято-Преображенского женского монастыря, мы вышли к Береговой ротонде, которая является визитной карточкой старого Кирова-Хлынова-Вятки. Вид от нее великолепный, но состояние самого сооружения несколько удручает.

От ротонды повернули в обратную сторону и прошли через Александровский сад. Вечером здесь достаточно много гуляющего народу. Со сцены гремела какая-то современная музыка. Подошли к еще одной ротонде – Центральной, но она была закрыта лесами реставрационных работ. Сфотографировали памятник Петру и Февронье Муромским для коллекции, и вернулись к машине.

Пока светло, решили ехать дальше. Выбрались из Кирова, но через час я понял, что далеко мы не уедем. Солнце склонилось к горизонту и нещадно слепило глаза. К тому же на сырой после дождя дороге постоянно забрызгивало лобовое стекло. Сквозь грязные разводы ничего не было видно. Свернули на сыктывкарскую трассу и через 30 километров увидели отворот к какой-то придорожной гостинице. Место было тихое. Двухэтажное здание, кажется, только недавно построено. Решили тут и переночевать. Всего тысяча рублей за номер с двумя полутороспальными кроватями – весьма привлекательная цена. Удобства в коридоре, но кроме нас там, кажется, никого и не было.

Перекусили чем бог послал и спать.

Другие статьи цикла «По Русскому Северу»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1 «Поехали!»

День 2 «Вотчина Дела Мороза в Великом Устюге»

День 3 «Поморье»

День 4 «Малые Корелы»

День 5 «Каргополь — Воронье поле»

День 6 «Первое знакомство с Карелией. День курьезов»

День 7 «Соловки»

День 8 «Хибины»

День 9 «Это загадочное слово Муста-Тунтури»

День 10 «Териберка»

День 11 «Терский берег»

День 12 «Беломорские петроглифы»

День 13 «Пять точек Карелии»

День 14 «Музей-заповедник Кижи»

День 15 «Потаенные уголки Карелии»

День 16 «Между двух границ»

День 17 «Знакомство с Северной столицей»

День 18 «Вода, вода и снова вода»

День 19 «Героическая история народа»

День 20 «В Вологде-где-где…»

День 21 «Домой!»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика