Памятники военной техники. ИСУ-152 в поселке Октябрьский Пермского края

ИСУ-152 в Октябрьском
ИСУ-152 в Октябрьском

Приветствую всех любителей автопутешествий и военно-технической истории. С вами Вячеслав.
Мы продолжаем наше путешествие выходного дня по южным районам Пермского края и пополняем свою коллекцию самоходок ИСУ-152, установленных в качестве памятников на территории нашей родины.

Если взять учебник географии Пермского края, то можно узнать, что самые плодородные черноземные почвы находятся у нас на юго-восточной окраине, там, где располагается Октябрьский муниципальный район. Поэтому не удивительно, что эти территории издавна освоены человеком. Темные хвойные леса уступают место светлым березовым перелескам, что теснятся по краям обширных полей.

Почему же районный центр этого плодородного края местные жители упорно называют Чадом? Может быть это ассоциация с черной Африкой? Нет, все гораздо проще. Поселок Октябрьский возник на месте некогда существовавшей здесь деревни Чад, которая дала свое название и железнодорожной станции. А сама деревня называлась по речке Чад (или Чадок), что в переводе с татарского означало «перекресток». Кстати, деревня не сохранилась, полностью войдя в состав поселка Октябрьский, а вот железнодорожная станция по-прежнему называется Чадом. Октябрьских поселков в нашей стране не один десяток наберется, а Чад такой один. Кстати, давно уже обсуждается вопрос объединения Октябрьского с соседним рабочим поселком Сарс и создания города Приуральска. Кто знает, может быть через пару лет на карте Пермского края появится новый город?

Чем же привлекло нас это место? В первую очередь тем, что здесь в центре сельскохозяйственного района установлена еще одна тяжелая самоходная установка ИСУ-152.

Как всегда, для начала пару слов о памятнике и возможности его детального осмотра. Мемориал расположен в небольшом скверике в центре поселка. Парковка на ближайшей дороге свободно и бесплатно. Самоходка стоит на бетонном постаменте высотой около одного метра и забраться на него не составит труда при некоторой сноровке.

Что же мы видим перед собой? В первую очередь в глаза бросаются две детали: огромный накладной гвардейский знак, не имеющий, кажется, никаких аналогов в истории, и зенитный пулемет ДШК, установленный на крыше рубки боевой машины. На всех виденных нами ранее памятниках в лучшем случае присутствует люлька пулемета с компенсаторами. Здесь же можно увидеть весь пулемет от рукояток до венчика пламегасителя.

ИСУ-152 сзади справа
ИСУ-152 сзади справа
Крыша боевого отделения
Крыша боевого отделения

Вот только установка пулемета вызывает, мягко говоря, удивление. Вместо того, чтобы быть установленным на турель люка замкового, которая здесь имеется, пулемет прикреплен к непонятному куску железа, приваренному прямо по центру крыши. Странный подход к реставрации.

Еще больше вопросов вызывает люк наводчика, располагавшийся впереди слева. Кому он мог понадобиться? А отверстие просто закрыто первым попавшимся под руку листом железа. Только командирская башенка, кажется, на месте. Кстати, через отверстие, оставшееся от смотрового прибора в кормовом люке, можно сфотографировать и оценить внутренне состояние самоходки. Тут, как и везде — ржавчина и мусор. Затвор пушки оставлен в открытом положении. На бортах боевого отделения сохранились стеллажи для снарядов.

Вид на место наводчика
Вид на место наводчика
Стеллаж для снарядов
Стеллаж для снарядов

При ближайшем рассмотрении пулемет ДШК на крыше оказывается муляжом, хотя сделанным достаточно достоверно. Ствольная коробка представляет собой простой сваренный из металла параллелепипед. Издалека не отличить. И это правильно. Чтобы кто-то из сельчан не вздумал позаимствовать себе такой агрегат для хозяйства.

ДШК на крыше ИСУ
ДШК на крыше ИСУ

Как уже я уже отмечал, данная машина прошла послевоенную модернизацию. Кроме командирской башенки и люка замкового об этом говорят и фары на лобовом листе корпуса. Как ни странно, стекла обеих фар до сих пор целые. Через открытый смотровой люк-пробку механика-водителя можно сделать еще несколько снимков внутреннего пространства, но уже с другого ракурса. Видно, что привод горизонтальной наводки от маховика до зубчатой передачи отсутствует. Предметы, лежащие на полу боевого отделения, за исключением пластикового мусора, идентифицировать не удалось.

Фары ночного вождения
Фары ночного вождения
Вид через смотровой люк мехвода
Вид через смотровой люк мехвода

На страницах нашего сайта читатели уже могли детально познакомиться с тремя танками-памятниками ИСУ-152, расположенными на территории Пермского края. Большой находкой для меня стали найденные на одном из форумов фотографии, сделанные военнослужащими 16 гвардейской танковой дивизии во время срочной службы в Группе советских войск в Германии в 1969-1971 годах. Дивизия дислоцировалась в городке Нойштрелиц, а после вывода из Германии оказалась в поселке Марковский Пермского края. Очевидно, в запасниках этого соединения, и хранилось некоторое количество ИСУ-152, оказавшихся на постаментах памятников после расформирования дивизии в 1999 году.

На приведенных ниже фотоснимках можно видеть многие сходные элементы самоходок, установленных на пьедесталы в Куеде, Чайковском и Октябрьском — расположение шанцевого инструмента, крепление кормовых топливных баков, написание бортовых номеров. Может быть какие-то из этих грозных машин мы и видели во время своих путешествий. 

16 ГвТД Германия 1969 г.
16 ГвТД Германия 1969 г.
Размещение шанцевого инструмента
Размещение шанцевого инструмента
На учениях
На учениях
Та же ИСУ-152 на ж/д платформе
Та же ИСУ-152 на ж/д платформе
На полигоне
На полигоне
В парке
В парке

На фотографиях можно также увидеть и машину послевоенного выпуска ИСУ-152К, аналог той, что установлена около краевого призывного пункта в Перми на улице Докучаева.

ИСУ-152К
ИСУ-152К

Если вернуться к нашей самоходке ИСУ-152 в Октябрьском, то нужно сказать и пару слов про расположенные рядом с САУ две 76-мм пушки ЗиС-3. Орудия стоят просто на бетонных плитах вровень с землей. И находятся в неплохом состоянии. У одного из них даже сохранился действующий механизм горизонтальной наводки.

ЗиС-3
ЗиС-3
Необычные скаты колес
Необычные скаты колес

А мы продолжаем наше путешествие, чтобы рассказать читателям еще о многих интересных местах на территории Пермского края. 

Возле САУ
Возле САУ

О других памятниках военной истории читайте на нашем сайте в рубрике «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика