Памятники военной техники. ИСУ-152 в Куеде. Четырем братьям-танкистам Кочевым посвящается.

ИСУ-152 на постаменте в Куеде
ИСУ-152 на постаменте в Куеде

Приветствую всех любителей автопутешествий и знатоков военной техники. С вами Вячеслав.

Если вам доводилось въезжать в Пермский край с южного направления, например, возвращаясь домой с теплого моря через Башкирию, то, почти наверняка, первым населенным пунктом, где на номерах машин появляется привычный 59-й регион, был небольшой поселок городского типа Куеда. Что интересного можно посмотреть в Куеде?

Куеда, небольшой поселок, возникший в 1914 году при строительстве железнодорожной ветки Казань-Екатеринбург, и названный по одноименной деревне и речке, протекающей неподалеку. Само же слово «куеда» происходит от древнебашкирского рода «Окъяды»: «кое» значит «колодец» (скорее всего, название появилось из-за низменной, болотистой местности).

В годы Великой отечественной войны в поселке располагались эвакогоспиталь № 3429 и авиационная школа пилотов ВВС военно-морского флота. Более 5000 куединцев не вернулись с фронтов великой войны.

Сейчас это поселок городского типа с населением около 10 тысяч жителей, основным занятием которых является переработка сельскохозяйственной продукции.

Пока не построили объездную дорогу, весь транзитный транспорт движется через центр поселка. И если у вас найдется 15-20 минут, то не пожалейте их, чтобы остановиться на перекрестке улиц Гагарина и Ленина. Именно здесь сооружен мемориал, посвященный погибшим на фронтах Великой Отечественной войны землякам. А самым главным объектом этого комплекса является тяжелый артсамоход ИСУ-152, водружённый на бетонный пьедестал и высоко поднявший ствол своего орудия.

Этот памятник отличается от прочих подобных монументов, имеющих, как правило, обезличенную направленность – «всем землякам», «памяти павших», «мужеству и героизму народа» и так далее. Куединский танк-памятник посвящен четырем конкретным людям. Четырем братьям Кочевым — Григорию, Алексею, Василию, Ивану из с. Большая Уса Куединского района. Об этом свидетельствует и памятная доска, укрепленная на передней стенке пьедестала.

Памятная доска
Памятная доска

В большой семье Кочевых росло шесть сыновей и две дочери. С первых дней войны старшие братья, не дожидаясь повестки, явились в военкомат и попросили, чтобы всех четверых направили в одну танковую часть и в один экипаж. Их просьба была удовлетворена.

После короткого курса в учебном танковом центре, сформированном рядом с Челябинским танковым заводом, в январе 1942 года братья Кочевы были зачислены в экипаж танка КВ-1 из состава 227-го отдельного танкового батальона.

На одном из форумов я нашел информацию, что старшина Кочев Иван значился механиком-водителем КВ-1, старшина Кочев Василий — командиром орудия (т.е. наводчиком), старший сержант Кочев Григорий — радистом. Про Алексея Кочева ничего не сказано, но учитывая то, что командиром тяжелого танка всегда назначался офицер, можно предположить, что Алексею досталась вакантная должность заряжающего орудия.

227-й отдельный танковый батальон в составе 16 КВ-1 был переброшен на Крымский полуостров, где вошел в состав 51-й армии, готовящейся к контрнаступлению против фашистских захватчиков. 27 февраля 1942 года войска Красной Армии мощным натиском попытались прорвать немецкие позиции на Керченском полуострове. Но хорошо организованная оборона противника, а также проливные дожди и непогода привели к тому, что наступление захлебнулось, и теперь уже частям Красной армии приходилось отбивать контратаки противника. По воспоминаниям командира танковой роты старшего лейтенанта И.А. Мороза, после восьмой за день атаки, израсходовав боевой запас, танк братьев Кочевых, уже объятый пламенем, таранил вражескую машину и взорвался.

В канун 40-летия Великой Победы куединцы выступили с инициативой создания мемориала, посвященного подвигу четырех братьев-танкистов. И в 1986 году в центре поселка был открыт новый памятный комплекс, главным элементом которого стала грозная бронированная машина. И пусть на постаменте возвышается самоходная установка ИСУ-152, не похожая на танк КВ-1 братьев Кочевых, но она тоже была изготовлена в годы войны и прошла свой ратный путь.

Рядом с пьедесталом самоходки установлена стена, на которой золотыми буквами выписаны фамилии погибших на фронте жителей поселка Куеда. Горит вечный огонь. И даже через несколько месяцев после празднования Дня Победы перед Стеной Памяти можно увидеть живые цветы и десятки венков.

Стена Памяти
Стена Памяти

Почтим память наших предков, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. А потом снова вернемся к боевой машине.

Самоходная установка ИСУ-152 установлена на бетонном основании высотой немногим более метра. Забраться на него сложно, но при некоторой сноровке все-таки возможно. Сверху можно увидеть намного больше. На бортах рубки кроме мест для крепления шанцевого инструмента привлекают внимание большие скобы для бревна самовытаскивания. Вообще, расположение шанцевого инструмента идентично таковому на самоходной установке ИСУ-152, установленной в микрорайоне Заринский города Чайковского (прочитать о ней можно здесь). Из чего можно сделать предположение, что эти самоходки проходили службу в одной части.

Осмотр боевой машины
Осмотр боевой машины
Сверху видно всё
Сверху видно всё

О том, что это машина выпуска военных лет свидетельствует наличие на крыше рубки только двух круглых люков и отсутствие командирской башенки. Вертлюг для турели пулемета ДШК установлен на командирском люке, расположенном впереди справа.

Крыша рубки и правый борт
Крыша рубки и правый борт

При взгляде на заднюю часть машины сразу бросается в глаза отсутствие по бортам внешних топливных баков и креплений для них. Зато, на кормовой бронеплите можно увидеть кронштейны для установки дополнительных топливных баков от танка Т-54. Это свидетельствует о том, что данная САУ после войны еще некоторое время продолжала нести военную службу. Впрочем, других свидетельств послевоенной модернизации мне обнаружить не удалось.

Крыша моторного отсека
Крыша моторного отсека

На кормовом люке боевой рубки от прибора наблюдения осталось отверстие, достаточно большое для того, чтобы в него можно было просунуть фотоаппарат, и сфотографировать внутренний вид боевого отделения. К сожалению, мусор в таких местах присутствует всегда. И странно, что он еще не заполнил все пространство рубки под самую крышу. Конечно, все внутри покрыто слоем ржавчины. Триплекс механика-водителя отсутствует. А на крыше видны металлические крюки непонятного назначения. Обращает на себя внимание открытый затвор 152-мм орудия поршневого типа.

Состояние внутреннего оборудования рубки.
Состояние внутреннего оборудования рубки.

Возможно, к майским праздникам монумент приводят в порядок, но в конце лета он «красовался» травой, пробившейся в стыки бетонных плит не только на площадке мемориала, но и под гусеницами самоходки.

Трава под гусеницами
Трава под гусеницами

Прикасаясь к шершавой поверхности брони, глядя на широкие траки и мощное орудие, поневоле проникаешься уважением и почтением к тем молодым ребятам, что громили врага на этих машинах в далекие грозные годы.

О других памятниках военной истории читайте на нашем сайте в рубрике «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика