Западная Сибирь на минималках. День 5. От Оби до Тобола

на машине по Западной Сибири
От Сургута до Тобольска

Продолжаем наше путешествие на машине по Западной Сибири. Сегодня предстоит переезд из Сургута в Тобольск, но по путевому плану у нас есть несколько примечательных точек для заездов.

Сегодня: Сургут – Пыть-Ях – Уват — Тобольск

Итак, пятый день нашего путешествия. Мы добрались до самой восточной точки нашего маршрута. Дальше уже будем возвращаться ближе к дому. Можно было, конечно, продолжить путь и восточнее – съездить до Нижневартовска (+220 км). Где-то там заканчивается Северный широтный коридор, который в перспективе, по окончанию строительства, должен выйти на Томск. Можно было уйти много севернее – на Уренгой (+680 км) или Салехард (+1300 км). Когда-нибудь я так и сделаю. Пока же мы ограничены по времени и финансам, потому направимся в южную сторону, в сторону Тобольска.

По Сургуту мы вчера немного поездили. Посмотрели город. Улицы широкие. Дома высокие. Много еще строится. Но асфальт в ямах, а первые дома уже пора ремонтировать. И общее впечатление сложилось не очень позитивное (может, виной тому погода?) Город без лица. Город-вахтовик. Пришел и работает. Выкачает нефть, пойдет дальше.

Как ни удивительно, но первое русское поселение здесь появилось еще в 1594 году. Долгие годы Сургут оставался форпостом освоения Сибири, центром торговли и сбора дани. В начале 20 века — одно из мест ссылки политических заключенных, а затем спецпереселенцев — крымских татар, калмыков и других. В общем, история у города есть и достаточно богатая.

Старый Сургут

В городской краеведческий музей мы не попадали по причине раннего выезда, но заехали в местечко, которое называется «Историко-культурный центр «Старый Сургут» (ссылка на сайт здесь). Чем-то похоже на нефтеюганский «Усть-Балык». Несколько деревянных домиков, постройки середины прошлого века. С утра все закрыто и только одинокий дворник шкрябает своей метлой.

Добро пожаловать в Старый Сургут
Добро пожаловать в Старый Сургут

Наибольший интерес опять же вызывает жанровая уличная скульптура. На гербе Сургута изображен черный лис. И тут мы видели этого зверька в самых разных ипостасях: лис-кузнец, лис-казак и т.п. Определенный интерес вызывает деревянная Всехсвятская церковь и расположенные неподалеку Петр и Февронья, которые непривычно сидят. До сих пор нам встречались только стоящие фигуры.

Лис-кузнец
Лис-кузнец
Всехсвятская деревянная церковь
Всехсвятская деревянная церковь
Петр и Февронья Сургутские
Петр и Февронья Сургутские

По пешеходному мостику можно перейти на другой берег Саймы, где возвышается новое монументальное здание Сургутского госуниверситета. Это как раз иллюстрация поговорки «Дорого-богато». Рядом золотые купола Татьянинской церкви. Наверное, специально для студентов построенной.

Было бы у нас больше времени, была бы потеплее погода, мы, наверное, погуляли по парку «За Саймой», составили какое-то более полное впечатление о городе. А пока получилось то, что получилось. Надеюсь, сургутяне на меня не обидятся. Макушка лета, а за окном +12 градусов и мелкий дождь.

Югорский мост

Направляемся на выезд из города, там нас ждет еще одно интересное место – Музей моста! Опять оговорюсь, что чем больше мы путешествуем, тем сложнее находить какие-то интересные, уникальные места, то чего еще не видели. Вот потому мой взгляд зацепился за упоминание про музей, который целиком посвящен строительству одного Югорского моста (у музея даже есть свой сайт).

на машине по Западной Сибири
150-метровый пилон Югорского моста

Сооружение это, построенное в 2000 году, весьма примечательно. Во-первых, оно вантовой конструкции, т.е. главный пролет длиной 408 метров, поддерживается 130 тросами, натянутыми на 149-метровый пилон. Во-вторых, общая длина моста 2110 метров (18-е место в России), и он соединяет берега Оби над ее главным руслом. А в-третьих мы проехали по этому мосту в обе стороны туда и обратно.

Из гайда – при съезде с моста нужно повернуть направо и доехать до отдельно стоящего здания – там и будет музей. По факту – на съезде дорогу преграждает опущенный шлагбаум, который, впрочем, можно легко объехать. Дальше через сто метров проезжаете мимо выстроенной в ряд техники Северавтодора. А потом упираетесь в производственное здание без каких-либо вывесок. Но мы раз уж приехали, то пошли искать. Подергали дверь – закрыто. В соседних боксах нашли рабочих. Они подсказали пройти через внутреннюю дверь и подняться на второй этаж. Поднялись наверх – какие-то кабинеты, людей нет. Только в одном обнаружился пожилой дядечка, который совсем нелюбезно пытался нас отшить, дескать музей закрыт, директор на больничном. Пришлось проявить определенную настойчивость, чтобы товарищ открыл нам зал, позволив самостоятельно ознакомиться с экспонатами. И на этом спасибо.

Зал музея Югорского моста
Зал музея Югорского моста

Весь музей оказался набором предметов, так или иначе связанных со строительством моста, и размещенных, как я понял, в зале для совещаний местной дорожно-строительной организации. При наличии гида мы, наверное, прониклись бы величием трудового подвига мостостроителей. А так, пришлось самостоятельно смотреть и комментировать детям, что для чего могло использоваться. Самыми интересными экспонатами были объемный макет моста и части вант, на которых подвешен главный пролет.

Техника Север-Автодора
Техника Север-Автодора

Вышли на улицу и прошлись вдоль экспозиции дорожной техники. Но дождь припустил сильнее, и мы поспешили укрыться в салоне нашего Кашкайчика. Общее впечатление от музея осталось нейтральное. Если бы не заехали, то много не потеряли бы. А на счет «изюминки» — если разобраться, то в каждом музее можно найти что-то необычное, чего нет в других местах. Главное — правильно преподнести.

Продолжаем наш путь. Сначала по привычной дороге в сторону Нефтеюганска, но затем после моста через Юганскую Обь уходим прямо — в сторону Тобольска. И следующим городом на нашем пути будет Пыть-Ях.

Пыть-Ях

Конечно, при составлении маршрута я видел, что в него можно даже не заезжать. Смотреть там совершенно нечего. Однако, колоритное название решило дело. Сегодня это типичный городок нефтяников, на месте которого еще 50 лет назад было хаотичное скопление вагончиков и блоков, соединенных деревянными мостками.

Одну достопримечательность все-таки удалось найти – это мамонтенок, установленный недалеко от привокзальной площади. Мемориальная доска на постаменте гласит, что возникновение города Пыть-Ях связано с открытием Мамонтовского нефтяного месторождения. Якобы на карте точки пробуренных скважин напоминали контур мамонта. От того и такое название. Фотографируемся на память и едем дальше.

Мамонтенок из Пыть-Яха
Мамонтенок из Пыть-Яха

Впереди нас ждало целых 450 километров монотонно-однообразной дороги до Тобольска. Я который раз жалуюсь на эти монотонные дороги Западной Сибири, потому что для меня, как водителя, это настоящее мучение. Через полчаса глаза уже начинают слипаться и едешь в какой-то полудреме, а это опасно. Ни остановки, ни умывания холодной водой не приносят облегчения. Кажется, ночью хорошо выспался, отдохнул. День светлый, дорога гладкая. А дремота все равно подкрадывается, обволакивает. А как вы боретесь со сном в дороге?

Из интересного на этом отрезке пути, все-таки, отмечу привал на обед около какого-то таежного озера. Просто наобум съехали на своротку, с нее еще раз в лес – и вот мы уже на берегу живописнейшего озера. Кругом сосны. Под соснами черничник. Я даже достал из багажного бокса свой спиннинг и сделал десяток забросов, правда, без какого-либо результата. Но воздух чистейший! Природа девственная!

Таежное озеро
Таежное озеро

На трассе появляются ларьки торговцев копченой рыбой, ягодами, другими таежными дарами. Не удержались и мы от соблазна. Взяли парочку сигов. Хотелось, конечно, еще морошки попробовать. Но не было. Говорят, не сезон нынче.

Уват

Потихоньку добрались до села Уват. В моем маршрутном листе был отмечен памятник огнеборцам на территории местной пожарной части. Представляете, какие «достопримечательности» приходится выискивать, чтобы хоть как-то разнообразить путешествие!

Огнеборцы села Уват
Огнеборцы села Уват

Пожарную часть нашли. С огнеборцем сфотографировались. Перекинулись парой слов с пожарными. Они подсказали съездить до здания Администрации. Там, дескать, еще стоят самолет и вертолет. Что ж, поблагодарили за совет. Почему бы и нет. Но сначала подъехали к месту переправы через Иртыш.

Переправа через Иртыш
Переправа через Иртыш

Да, мы снова вернулись к берегам этой реки. Село Уват интересно тем, что оно довольно старинное и располагается на западном, левом берегу Иртыша. А автомобильная трасса проходит по правому берегу. И село стало постепенно осваивать противоположный берег. Построили многоквартирные дома, отгрохали здание Администрации. Деньги, очевидно, есть. Например, паромная переправа для всех местных жителей бесплатная. Хотели даже наладить авиасообщение с областным центром. Уже купили для этого самолет. Но что-то пошло не так, и самолет оказался не у дел. Просто поставили на площадке рядом с Администрацией. Могут себе позволить. Это уже знакомый нам Як-40. А в пару ему где-то нашелся вертолет Ка-26. Так, совершенно неожиданно пополнилась наша коллекция памятников технической истории. До Тобольска оставалось 120 километров.

Еще один Як-40
Еще один Як-40
Ка-26
Ка-26

Преодолели мы их уже ближе к вечеру. Заселились в квартирку в новой многоэтажке недалеко от «Ленты». Хотя за окном было пасмурно и холодно, но дождь прекратился, потому было решено не отсиживаться, а съездить на вечернюю прогулку под стенами Тобольского кремля. И это было правильное решение, потому что на следующий день разверзлись хляби небесные, и было совсем не до прогулок.

Тобольский кремль

Нам до сих пор не приходилось бывать в Тобольске, но город был постоянно на слуху. Основанный в 1587 году, он на многие годы стал негласной столицей Сибири. Много интересных исторических событий оставили свой след в этом краю Московии. От похода Ермака, до ссылки декабристов. Достоевский, Короленко и Николай II проложили свой жизненный путь мимо места слияния Тобола и Иртыша. Только в 20 веке исторические бури сместились южнее, в сторону Транссибирской магистрали, оставив патриархальный Тобольск в относительном покое. Может быть, благодаря этому исторический центр города сохранился в своей первозданной красоте.

Тобольский кремль, представляющий собой целый комплекс зданий светского и религиозного назначения, самый восточный из сохранившихся в России сооружений подобного типа. Его нынешний облик сформировался еще в 18 веке, когда шло стремительное развитие и освоение сибирских просторов. Здесь была ставка сибирского губернатора, здесь же был и главный сибирский торг, на который поступали самый разные товары от Китая до Персии.

Фонтан на Красной площади и Тобольский кремль
Фонтан на Красной площади и Тобольский кремль

Оставили машину на краю центральной площади, которая тут именуется Красной, и пошли гулять пешим порядком. По случаю позднего времени сам кремль был уже закрыт, и площадь перед ним пустынна. Мы прошлись вдоль стен и вышли на смотровую площадку, с которой открывался вид на всю нижнюю часть города. Из-под туч выглянуло заходящее солнце, и в нескольких местах сразу заблестели золотые купола церквей. С одного места можно было одновременно наблюдать почти десяток различных храмов.

Вид на нижний город
Вид на нижний город
Вдалеке виднеется Иртыш
Вдалеке виднеется Иртыш
Заходящее солнце зазолотило кресты на храмах
Заходящее солнце зазолотило кресты на храмах
Как огоньки на свечках
Как огоньки на свечках

Завершили обход кремля пройдя мимо Прямского взвоза (тоже очень характерное место Тобольска) и Софийско-Успенского собора. Заглянули в Гостиный двор, который представляет собой настоящую крепость, и его часто путают с кремлем. А потом решили сходить на противоположную сторону Никольского спуска, туда где расположен сад Ермака.

Софийско-Успенский собор
Софийско-Успенский собор
Прямской взвоз
Прямской взвоз
Еще один вид на Красную площадь Тобольска
Еще один вид на Красную площадь Тобольска

Нужно сказать, что, путешествуя по городам и весям Урала, нам часто приходится пересекаться с жизненным путем этого исторического персонажа. Свой великий поход на покорение Сибирского ханства Ермак начинал с берегов Камы из Орел-городка. И сейчас вдоль всего пути стоят памятные знаки. Мы их встречали и в Верхнечусовских городках, и в Чусовом, и в Кыне. Есть памятные места под Тагилом, а вот теперь мы добрались до мест, где завершился поход Ермака. Недалеко от Тобольска, в 20 километрах вверх по течению Иртыша произошла последняя битва Ермака. Там даже, говорят, есть его могила. Когда-нибудь и туда доедем.

А пока решили просто подойти к монументу, который установлен в честь похода Ермака аж в 1839 году напротив Тобольского кремля. Позже там был разбит городской сад. Если верить Википедии, то в садовых оранжереях и теплицах в 19 веке выращивали не только цветы, но даже ананасы. Сегодня оранжерей вы не найдете, но площадка около стелы Ермака отличное место для фотографий на фоне белых стен и башен кремля.

Сад Ермака продолжает оставаться популярным местом отдыха тоболяков. Мы для себя неожиданно обнаружили детскую площадку с множеством различных снарядов и забав, поэтому наши дети тоже смогли вволю «оторваться».

Памятник Ермаку 1839 года
Памятник Ермаку 1839 года
Еще один вид на Успенский собор со стороны Никольского спуска
Еще один вид на Успенский собор со стороны Никольского спуска
Закат в Тобольске
Закат в Тобольске

Солнце спустилось за горизонт. Пора и нам отправляться домой отдыхать. По планам завтра предстоит снова вернуться в Тобольский кремль, чтобы более тесно познакомиться с ним уже как с музеем.

Пробег за день составил 590 км

Оставайтесь с нами! Впереди вас ждет еще много интересного!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика