Приветствую тех, кто не хочет больше сидеть дома или проводить отпуск на грядках дачи, кого манит дорога, переполняет желание узнать и увидеть что-то новое! С вами Вячеслав. Сегодня я предлагаю вашему вниманию статью, которая будет посвящена такой важной задаче, как планирование маршрута путешествия на автомобиле. С чего начать? На что обратить внимание? Какой план маршрута составить? Ответы на эти и другие вопросы я постараюсь дать в своей статье, опираясь исключительно на личный опыт.
Кому-то мой опыт может показаться недостаточно богатым и разнообразным. Кто-то не согласится с моими советами и наблюдениями. Но, как говорится, информации много не бывает. Что-то вы узнаете нового, а что-то, может быть, знаете уже лучше меня. Буду рад, если данная статья положит начало дискуссии, от которой в выигрыше останутся все стороны.
Итак, начнем.
И первый вопрос, который нам необходимо решить, прежде чем заняться составлением плана маршрута — КУДА? Куда мы с вами хотим поехать?
Не буду отрицать, что кто-то может воскликнуть — «Хоть куда! Лишь бы подальше от этого места!» Такая точка зрения тоже имеет право на существование. Сесть за руль и ехать, куда глаза глядят. Но согласитесь, что путешествовать будет намного интереснее, если у вас есть определенная цель, которая интересна и вам, и вашим попутчикам. Такой целью может быть одно какое-то место, а может быть и целая страна. Или регион, связанный с тем или иным интересующим вас предметом или событием. Если состав вашей экспедиции разнообразен, и у каждого есть свои интересы, то конечно лучше не зацикливаться на одной конечной точке, а предусмотреть более гибкий маршрут, чтобы все в вашей команде были увлечены, чувствовали себя комфортно и получили удовлетворение от поездки.
Второй вопрос — КОГДА? Когда вы планируете совершить ваше автопутешествие? Конечно, у большинства взрослых путешественников тут выбор не очень велик — когда будет отпуск на работе! Но давайте абстрагируемся от этого условия.
Во-первых. Выбирайте время для путешествия на автомобиле, когда это будет наиболее безопасно. Безопасность передвижения по автодорогам всегда должна стоять во главе. Чего будет стоить путешествие, если вы в пути попадете в ДТП? Скажете — не надо ездить, надо дома сидеть! Но это скучно. А путем принятия самых простых мер риск ДТП можно свести к минимуму. Но это тема для отдельной статьи.
Во-вторых. Планируйте ваше путешествие на автомобиле с некоторым запасом по времени. Пусть ваш план составлен на десять дней. Но оставьте в резерве хотя бы один день. Он может понадобиться, если во время поездки у вас вдруг появится желание где-то задержаться или посмотреть что-то более детально. Имея запас времени, не будет необходимости нестись сломя голову, чтобы наверстать график движения в случае отставания, а это сбережет ваши нервы и, возможно, жизнь (см. п.1). А если вы вернетесь домой точно по плану, то у вас будет один день, чтобы отдохнуть с дороги, привести в порядок себя и машину, разобрать дорожные вещи.
В-третьих. Да, только в-третьих, выбирайте время для путешествия, когда оно вам наиболее интересно. Если вы поклонник Пушкина, то запланируйте поездку в Болдино на осень. Если интересуетесь военной историей, то будьте в Брестской крепости 22 июня. Если хотите увидеть цветение тюльпанов в Голландии, то приезжайте туда весной. Конечно, это не обязательное условие, а только дополнительное, которое позволит вам глубже погрузиться, прочувствовать атмосферу тематики вашего путешествия.
Ну, вот мы и подошли к третьему нашему вопросу — КАК? Как путешествовать? Ответ на этот вопрос подразумевает охват очень большого круга дополнительных тем. На чем ехать? — На автомобиле! Но может быть, вам понадобится знание паромных переправ? Или какие-то выезды вы совершите на других видах транспорта? По какому маршруту двигаться? Где отдыхать, устраивать ночевки? Где кушать самому и где «покормить» вашего железного коня?
Планирование маршрута путешествия — задача сложная, вопросов очень много. Но в данной статье я постараюсь сконцентрироваться на самом главном, рассмотреть основные типы маршрутов. Их плюсы и минусы. По моей личной классификации таких вариантов всего шесть.
- Точка. Когда Вы просто едете в намеченное место и там проводите время. Самый типичный пример — поездка на дачу. В пятницу приехали, субботу поработали, в воскресенье обратно. В плане туристических поездок хорошо подходит для маршрута выходного дня с одним конечным объектом путешествия.
- Кольцо. Отличается от первого варианта тем, что добираетесь вы туда и обратно разными путями. Конечно, ехать с дачи другой дорогой нет смысла, если только не объезжать вечернюю пробку. Но если ваша поездка более дальняя, то интереснее выбрать разные пути, чтобы увидеть за окном автомобиля что-то новое или посетить попутно какую-нибудь достопримечательность.
3. Звезда. Сочетание маршрута «Точка» с радиальными выездами в конечном пункте путешествия. Типичный пример — поездка на машине на юг, к морю. Добрались до места. Забазировались в арендованном жилье и дальше отдыхаете. Можете полежать на берегу и позагорать, а можете поездить по окрестностям с ежедневным возвращением на «базу». Мы так ездили на Черное море в 2012 году. Снимали номер в частной гостинице в станице Благовещенская. Если на Черном море шторм, то ехали на Азовское. Объехали Тамань, съездили на водопады Пшады, в Новороссийск, Геленджик и т.п. Каждый день куда-то катались. Не лежать же целыми днями на пляже.
По сравнению с более сложными маршрутами «Звезда» предлагает более гибкий график — захотел поехал, захотел — нет, перенес на завтра или послезавтра. Меньше беспокойства с жильем — один раз заселился, вещи разложил и спокоен. Некоторую экономию можно найти и в аренде жилья — при более длительном сроке хозяева делают разные уступки и скидки. Удачный вариант и для путешествия с детьми (их здоровье может быть непредсказуемо). Привязка к одному месту может быть, как плюсом, так и минусом. Если все интересное в округе объехал, то начинается скука. К тому же туристические объекты в одном месте могут быть несколько однообразны.
Лучи у звезды могут быть как короткими 50-100 км, так и длинными 200-250 км. Во втором случае вам, может быть, удастся добраться до какого-то интересного места, но значительную часть времени потратите на дорогу.
- Цветок. Разновидность звезды с той только разницей, что радиальные выезды у вас не по типу «Точка» (доехал и вернулся), а по типу лепестка — туда по одной дороге, обратно по другой. Такой вариант позволяет, опять же, лучше изучить прилежащую местность.
- Скиталец. Самый сложный тип маршрута, как в плане организации, так и реализации. Каждый день — новое место, новый город, новые впечатления. Нигде не задерживаемся. Сложность планирования такого маршрута в том, что трудно все расписать и предусмотреть заранее. В лучшем случае первая часть пройдет по графику, а дальше жизнь внесет свои коррективы. Если жилье по маршруту не забронировано, то нужно каждый день заботиться этой проблемой. Кроме хлопот по найму, жилье может оказаться некомфортным или дорогим.
Если где-то задержался, то нужно наверстывать график — либо ехать быстрее, либо пропускать какие-то интересные места.
Плюс у такого маршрута тоже есть. Это настоящее Приключение с большой буквы. Нужно быть всегда готовым к преодолению неожиданных препятствий и ситуаций. Но и больше увидишь, больше получишь впечатлений и эмоций.
- Наконец, симбиоз всех описанных выше вариантов построения маршрута — Комби. В этом случае по выбранному маршруту вы намечаете несколько точек-городов, в которых будете задерживаться на 2-3 ночи. Это позволит более гибко изменять график движения, при необходимости сократив или увеличив пребывание в том или ином городе. Совершать радиальные выезды вокруг места базирования, чередуя тем самым большие перегоны 700-800 км с более короткими, когда вы даете время передохнуть и себе, как водителю, и вашим попутчикам.
Проще решаются вопросы с жильем. Многие арендодатели охотнее откликаются на запросы бронирования, если постояльцы планируют провести у них двое суток и более.
В качестве примера могу привести нашу поездку по Русскому Северу, которая длилась целых три недели. Опорными точками были Архангельск (2 ночи), Кемь (2 ночи), Мурманск (3 ночи), Петрозаводск (2 ночи), Санкт-Петербург (3 ночи). Между ними были переезды, на которых мы ночевали в пути в придорожных гостиницах. А в этих местах могли отдохнуть, расслабиться, походить по музеям, выспаться и привести себя в порядок.
И напоследок. Никогда не откладывайте построение маршрута и планирование путешествия на автомобиле на последние дни. Как правило, идея, цель такой поездки начинает формироваться за три-четыре месяца до выезда. Вот тогда и начинайте простраивать план будущего тура, накапливать и выбирать путевую информацию. При этом настоятельно рекомендую делать перерывы в поиске информации и проработке маршрута нового путешествия на машине. Тут важно не перегореть. И помните, что последняя неделя, как правило, занята сборами вещей, продуктов, закупкой недостающего, подготовкой автомобиля. Спокойно посидеть и покорпеть над планом поездки вам уже не удастся. Маршрут к этому времени должен быть уже проложен.
Надеюсь, я убедил уважаемого читателя, что планирование маршрута путешествия — дело важное и ответственное. О том, как мы на практике решали вопросы, возникающие во время путешествий, можно узнать, познакомившись на нашем сайте с циклами статей:
Путешествие по Русскому Северу (лето 2015)
Случайно наткнулся на эту статью.
Очень интересный материал! Спасибо.
Дело в том, что мы как раз исследуем вопросы связанные с планированием путешествий на автомобиле с целью создания удобного и практичного сервиса.
Кое что уже сделали!
Например расчет расстояний и все АЗС с ценами можно попробовать вот здесь — https://multigo.ru/benzin/GasPriceMap/distance
Еще раз спасибо, буду следить за Вашими публикациями.
Владимир, спасибо огромное за Ваш комментарий! Рад, что Вам пригодилась эта информация.
…Будем пользоваться Вашим сервисом, ссылочку оставляем.