Чусовской краеведческий музей.

Чусовской краеведческий музей
Чусовской краеведческий музей

Приветствую всех любителей истории и автопутешествий по родному краю. С вами Вячеслав.

В своих поездках нам довольно часто приходится встречаться с такими объектами, как местные краеведческие музеи. Провинциальные собрания предметов старины часто похожи друг на друга словно близнецы. Почему же я решил посвятить отдельную статью Чусовскому краеведческому музею? Как знакомство с прошлым может поменять ваше отношение к настоящему целого города? Читайте в этой статье.

Каждый уральский город или поселок имеет историю, уходящую корнями вглубь времен на несколько веков. Есть что показать и о чем рассказать заезжим гостям. Но не будем лукавить — многие экспонаты в таких музеях однообразны – чучела животных, какие-то камни с отпечатками древних аммонитов, кости мамонтов (этого добра у нас в крае предостаточно), предметы крестьянского быта, фотографии рабочих и интеллигенции, атрибуты гражданской войны и самоотверженного труда в годы Великой отечественной, достижения народного хозяйства, лозунги и знамена советских времен.

Потому особенно ценной и интересной становится возможность не только познакомиться с экспозицией музея, но и пообщаться с его сотрудниками. Это может многократно превзойти эффект от простого разглядывания витрин. И я считаю, что взять экскурсию в таком музее просто необходимо. Тем паче, что и стоит она обычно недорого.

А теперь разрешите рассказать вам о краеведческом музее города Чусового и нашем общении с его хозяйкой Татьяной Александровной Власовой. Официальный сайт музея и цены на билеты можно найти тут http://chus-kraeved-muzeum.ru/.

Признаться, когда мы направились в поисках адреса, по которому расположен Чусовской краеведческий музей, то ничего сверхъестественного от его посещения не ожидали. Наши опасения еще больше укрепились, когда на улице 50 лет ВЛКСМ, 10 мы обнаружили обыкновенную жилую пятиэтажку и не увидели никакого парадного входа в музей. Только зайдя со двора, около одного из подъездов обнаружили вот такой транспарант, подсказавший, что мы на верном пути.

Вход в музей
Вход в музей

Очутившись внутри, мы встретили молодую женщину, которая с готовностью согласилась провести для нас индивидуальную экскурсию по музейным залам. Как оказалось, это была сама директор музея Татьяна Власова.

Сразу с первого зала посетители знакомятся с разнообразным животным миром Предуралья. Особенность Чусовского района в том, что на его территории пересекаются несколько биосферных зон. Здесь можно встретить и останцы Уральских гор, и пойменные луга, и таежные леса, и множество рек и озер. А там, где реки проходят через горы, они вымывают на поверхность самые разнообразные минералы, по которым можно судить о богатстве здешних недр. Каменный уголь, нефть, торф, полиметаллические руды, нерудные полезные ископаемые и каменная соль — вот лишь небольшой перечень подземных богатств Чусовского района.

Зал о природе Чусовского района
Зал о природе Чусовского района

Кроме привычных нам обитателей уральских лесов следует отметить представленных в музее безногих ящериц веретениц, иногда называемых еще медяницами (не путать с медянками!). Имеющих безногое тело веретениц легко принять за змей. Но это совсем не так. Из общей длины тела треть составляет хвост, который, как вы знаете, ящерицы могут легко отбрасывать и отращивать новый. Много слышал о таких, но видеть раньше не доводилось. Может быть, именно медяница послужила для Павла Бажова прообразом хозяйки Медной горы? Медяницей ее называют за характерный бронзовый или медный окрас тела. Кстати, они совершенно безопасны для человека и даже могут приручаться. Но в природе их осталось совсем мало. Веретеница занесена во многие региональные Красные книги.

Конечно, увидели мы здесь и бивень мамонта, и много других доисторических находок. Кстати, сейчас строят обход города Чусового, и при производстве земляных работ строители находят много интересных минералов. Некоторые из них попадают и в местный краеведческий музей.

Перейдя в следующий зал, можно познакомиться с историей развития Чусового от похода Ермака до предвоенных лет ХХ века. Хочу отметить, что Татьяна рассказывала очень легко и непринужденно, с большой охотой отвечая на самые разные вопросы. При этом делилась не только сухими академическими знаниями, но и могла продемонстрировать, как щит казацкого дружинника мог превратиться из средства защиты в опасное оружие.

Меня же больше всего заинтересовал представленный здесь настоящий чугунный лот с тех самых «железных караванов». Знающий читатель, конечно знаком с историей сплава по уральским рекам барок, груженных железными чушками, которые везли с горных заводов на ярмарки средней полосы России. Сплав по весенним бурным рекам был очень опасным предприятием. Часто барки разбивались о выступающие камни-бойцы. Чтобы в нужном месте замедлить ход судна, за борт бросались своеобразные якоря – шипастые чугунные пластины – лоты, которые не зарывались в грунт, а волочились по нему, тем самым тормозя барку. Многие из них остались на дне Чусовой. В поселке Кын, о котором мы еще расскажем читателю, даже имеется памятник железным караванам, изготовленный в форме такого лота, но увеличенного в несколько раз. Здесь же мы могли увидеть самый настоящий якорь-лот в натуральную величину.

Якорь-лот
Якорь-лот

Датой основания города Чусового считается 1878 год, когда завершилось строительство Горнозаводской железнодорожной ветки, и на берегах реки Чусовой был основан металлургический завод. Приехавшие на Урал французские инженеры приложили немало сил для создания современного предприятия. Достаточно сказать, что все машины и механизмы на заводе приводились в действие с помощью пара и электричества. В Чусовом нет такого привычного для всех уральцев заводского пруда. На тот момент местный металлургический завод стал одним их самых высокотехнологичных предприятий России.

Интересно было послушать рассказ и о чусовских железнодорожниках, которых можно было считать зажиточным и преуспевающим средним классом. Естественно, многие из них не приняли перемену власти, произошедшую в 1917 году. А так как основные боевые действия в развернувшейся после революции гражданской войне проходили вдоль железнодорожных магистралей, то их помощь белой армии была очень весома. Город испытал на себе ужасы и белого террора, и красного. Но из памятников жертвам тех событий сохранился только один, установленный победившей стороной.

Я забыл сказать про еще один важный плюс Чусовского краеведческого музея. В центре зала установлены мягкие сиденья, на которых можно комфортно устроиться и слушать рассказ экскурсовода.

Внимательные слушатели
Внимательные слушатели

Я пропущу повествование о предметах крестьянского быта, потому что, во-первых, их можно увидеть во многих музеях нашего края, а во-вторых, Чусовой – город заводской, и здесь интереснее изучать быт и культуру рабочего населения.

Над одним из стендов, посвященных предвоенным годам, я обратил внимание на очень необычный портрет. Как говорится – три в одном! В зависимости от того с какой стороны на него взглянешь, изображение будет разным! Такого видеть еще никогда не приходилось!

Делай раз!
Делай раз!
Делай два!
Делай два!
Делай три!
Делай три!

Кстати, не могу согласиться с утверждением о том, что в годы советской власти царила строгая цензура, и пресса была послушным инструментом в руках партийных органов. Если почитать старые номера «Чусовского рабочего», то можно увидеть, как со страниц районной многотиражки критиковались не только местные лодыри и тунеядцы, но доставалось всем вплоть до директора завода и секретаря райкома. Вспомните, какое положение раньше занимал редактор местной газеты! Он был едва ли не вторым по значимости человеком в районе.

Много интересного можно узнать и про военные годы, когда завод полностью переключился на производство броневой стали. Наличие в Чусовском районе месторождения хромитовых руд позволяло производить высококачественную легированную сталь, которая шла для изготовления броневой защиты. В 1942 году усилиями чусовлян был построен бронепоезд «Чусовской рабочий» (он же «Щорс», он же № 758), прошедший с боями до Восточной Пруссии.

Следующий зал музея расскажет о труде и быте чусовских жителей в послевоенные годы. Взрослый посетитель вполне может встретить знакомые предметы, которые были в наших домах каких-то 30-40 лет назад. Особенно интересна представленная здесь коллекция радиоприемников и радиол. 

Медиацентр 20 века
Медиацентр 20 века

Еще один зал музея приспособлен для размещения передвижных выставок. В момент нашего посещения все его стены были украшены репродукциями полотен Николая Рериха. К моему удивлению, Татьяна с тем же знанием, с которым рассказывала нам об истории Чусового, переключилась на повествование о жизни и путешествиях известного ученого и подвижника. Мы узнали, например, что в знаменитой тибетской экспедиции в команду Н.К. Рериха входил и один из наших земляков — кизеловец Николай Васильевич Грамматчиков.

Напоследок разговорились мы с Татьяной о сегодняшнем дне Чусового. И опять я был удивлен тому, с каким оптимизмом и надеждой она смотрит в будущее. Тому есть несколько объективных причин. Во-первых, Чусовой объявлен территорией опережающего социально-экономического развития. Бизнес, который приходит на эту территорию, получает серьезные налоговые льготы и всемерную поддержку местной власти, начиная от подбора площадок для строительства цехов до максимального ускорения процесса подключения к разным сетям (газ, тепло, вода, электричество). 

Во-вторых, в районе развивается сельское хозяйство. Здесь почти нет пустырей и заброшенных полей. Построено два животноводческих комплекса, молоко с которых поступает на прикамские молокозаводы, а оттуда в магазины. Так что многие пермяки, оказывается, пьют молоко из Чусового. В-третьих, на металлургическом заводе продолжают действовать цеха по выплавке феррованадия и производству автомобильных рессор для автомобилей КАМАЗ, Мицубиси, Форд, Мерседес и многих других.

Так что, в небольшом краеведческом музее мы смогли не только окунуться в прошлое Чусового, но и по-новому взглянуть на будущее. И главная заслуга в этом директора музея Татьяны Власовой.

Город Чусовой один из интереснейших уголков Западного Урала. К сожалению, за рамками нашего рассказа осталось повествование о жизни и творчестве писателей В.Астафьева и А.Грина. Мы не упомянули имена прославленных спортсменов Девятьярова, Щуплецова, Смышляева, Демченко, начинавших свою спортивную карьеру на берегах Чусовой.

Моей задачей было рассказать о небольшом, но очень интересном краеведческом музее, в который я приглашаю всех путешественников и гостей Чусового.

Также на нашем сайте можно прочитать и об этнографическом музее реки Чусовой (ссылка здесь), расположенном на северной окраине города.

Может быть кого-то заинтересуют пешие прогулки по Чусовому и знакомство с его достопримечательностями. Тогда добро пожаловать сюда.

А напоследок я хочу задать читателям загадку. Вдруг кто-то знает, что за устройство изображено на фотографии? Как оно называлось и использовалось? По словам Татьяны, этот механизм применялся для регулирования движения поездов. Паровозная бригада от станции до станции передавала, какие-то металлические стержни с названием конечных пунктов. Но принцип работы устройства мне остался не понятен, а найти информацию в интернете не удалось.

Машина-загадка
Машина-загадка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика