
Приветствую наших постоянных читателей и гостей сайта! С вами Вячеслав.
В своих статьях о путешествиях по различным районам Пермского края я часто рассказываю не только о природных достопримечательностях, но также стараюсь познакомить читателя с какими-то памятниками, так или иначе связанными с этим местом. Особенно мое внимание, в силу личного увлечения, привлекают памятники военно-технической истории. Интересно же увидеть на постаменте прославленный танк, пушку или самолет. А паровозы чего стоят! Это отдельная песня железных дорог!
Так сложилось, что в нашем крае есть довольно много различных единиц бронетанковой техники, установленных в качестве памятников ратному подвигу земляков в разных больших и малых городах и селах. Ранее я рассказывал о целом ряде самоходных установок ИСУ-152, которых как нигде много в наших местах. Но в путешествиях по России чаще всего можно встретить танки Т-34. Это закономерно, т.к. знаменитая «тридцатьчетверка» была самым массовым танком Второй мировой войны. Танкисты любили ее за надежную броню, мощное орудие, высокую подвижность и ремонтопригодность. Настоящее «Оружие Победы!»
В нашем крае количество памятников с Т-34 не уступает ИСУ-152. На страницах сайта я уже рассказывал о Т-34-85 в поселке Марковском недалеко от Чайковского, Т-34-85 в городе Чернушке, Т-34 в краевом центре. Кроме того, готовятся материалы по Т-34 в Соликамске и в центре Кунгура. Но сравнительно недавно я узнал, что есть у нас еще один танк, установленный на пьедестал! Это тоже Т-34-85, и снова в Кунгуре!
Начну немного с предыстории. В 30-е годы прошлого века, накануне великих военных испытаний, Свердловским облисполкомом было принято решение об отводе земельного участка из состава городских земель Кунгура для строительства городка новой воинской части Уральского военного округа. Изначально в семи километрах от центра Кунгура предполагалось разместить артиллерийский склад № 621. Однако, с началом Великой Отечественной войны оказалось, что иметь артсклад глубоко в тылу нецелесообразно. Склад перевели ближе к действующей армии, а освободившуюся площадку использовали для размещения Центральной артиллерийской базы № 39 ГАУ РККА.
Главной задачей нового подразделения была сборка артиллерийских и минометных выстрелов, их снаряжение метательными и взрывчатыми веществами. За успешное выполнение заданий командования ЦАБ № 39 осенью 1945 года была награждена орденом Красной звезды.
Одновременно с развертываем артиллерийской базы происходило и строительство поселка для офицеров и их семей. За считанные годы вырос целый микрорайон со своей котельной, школой и клубом. По названию главной улицы Кирова район также стал называться Кировским.
В послевоенное время артиллерийская база была переформирована в воинскую часть № 63662, которая дислоцируется здесь и поныне, превратившись в «Арсенал комплексного хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов» 1062-го Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа (информация из открытых источников сети Интернет).
Отдавая дань памяти всем военнослужащим, проходившим службу в рядах этой воинской части, недалеко от ее КПП был сооружен пьедестал, на который установлен прославленный танк Т-34-85. А на противоположной стороне проезжей части оформлен мемориал павшим на фронтах Великой Отечественной войны, около которого гордо стоят подняв стволы две 122-мм гаубицы М-30.
Вот, к такому интересному месту и привели нас пути-дорожки. Про танк Т-34 на центральной площади Кунгура знает каждый, а об еще одном танке в этом городе мало кому известно.

Что ж, вступительная, пафосная часть моего рассказа закончилась. А теперь давайте посмотри, что из себя представляет сама «тридцатьчетверка».
К сожалению, тут хороших слов не будет. Даже при первом взгляде на памятник в глаза бросается, что постамент явно маловат для танка. Передняя часть опорной поверхности «украшена» каким-то кирпичным выступом, в результате чего, последний танковый каток оказался лишен опорной поверхности и повис в воздухе. Но так видят люди этот памятник с лицевой стороны, а если встать немного с боку и посмотреть в другом ракурсе, то картинка предстанет совсем грустная. Облицовка кирпичом левой части постамента так и не была завершена. Видно, что танк стоит просто на трех бетонных блоках.

А теперь, давайте заберемся наверх. Первое, что сразу бросается в глаза – полное отсутствие надмоторного броневого листа. Огромное пространство в задней части корпуса танка прикрыто косо приваренным листом железа. Нет ни выхлопных патрубков, ни их броневых кожухов. Отсутствие дополнительных топливных баков, крыльев и шанцевого инструмента еще можно как-то объяснить. Но большое количество ничем не прикрытых технологических отверстий (от приборов наблюдения, до заливных горловин и т.п) навевают совсем грустные мысли. Крышка запасного люка, расположенного в ногах стрелка-радиста, отсутствует. Отверстие заварено металлическими прутками, но позволяет заглянуть внутрь танка, чтобы убедиться, что там совершенно пусто. Нет ни двигателя, ни трансмиссии, ни органов управления. Ничего, кроме казенника пушки.
Вызывает удивление наличие навесного замка на люке заряжающего. Хочется спросить – что и от кого вы собираетесь оберегать? Танк представляет собой совершенно пустую коробку. Один танковый корпус из известного анекдота.
А ведь машина по-своему интересна, как музейный экспонат. Например, на крыше башни обращают на себя внимание разнесенные бронеколпаки вентиляторов, что свидетельствует о послевоенном выпуске данного экземпляра. Соответственно, опознавательные знаки и звездочки, нанесенные на борт башни не имеют никакой исторической привязки и не помогут в идентификации этой «тридцатьчетверки».

Табличка, укрепленная на постаменте, еще больше вводит в заблуждение. На самом деле перед нами не «средний танк Т-34», а его более поздняя модификация Т-34-85. которая отличалась более просторной башней и мощной 85-мм пушкой. Это вам подтвердит любой школьник. Все, что написано на пьедестале, имеет отношение к танку Т-34 образца 1941 года, но никак не к Т-34-85, который выпускался с 1944 по 1958 гг. в количестве 25974 штук и имел экипаж 5 человек.
С высоты крыши танковой башни можно заглянуть за забор воинской части и увидеть на ее территории пусковую зенитную установку с ракетой комплекса С-75 «Двина» класса «земля-воздух», что подтверждает преемственность традиций современной армии, но конечно, не является секретным объектом.

Испытав разочарование после такого знакомства, перейдем на противоположную сторону улицы. К 4о-летию Победы в 1985 году здесь была заложена памятная аллея и сооружен мемориал. На площадке рядом со стелой установлены две гаубицы М-30.

Сам по себе этот вид орудий не представляет собой что-то уникальное. Простота конструкции и технологичность позволили быстро наладить в годы войны массовый выпуск универсальных и грозных гаубиц. С 1940 по 1955 годы было выпущено 19 531 орудие. Наибольшего объема производство М-30 достигло уже в 1942 году. Основным производителем таких пушек был завод № 9 в Свердловске (УЗТМ). В послевоенные годы их стали постепенно выводить из частей Советской армии, хотя в зарубежных армиях 24-х стран артиллерийские системы М-30 до сих пор стоят на вооружении.

Два конкретных экземпляра меня заинтересовали тем, что на верхней части их казенников легко читались номера стволов. № 5339 соответствует 1942-му году выпуска, а № 2905 1941-му году. Удивительно, как два этих ствола, изготовленных в самое тяжелое для страны время, смогли сохраниться для потомков. В то же время ходовая часть обеих пушек не соответствует году изготовления стволов. Возможно эти орудия хранились на складе без лафетов или были подготовлены к монтажу на самоходки. А перед установкой на мемориал им подобрали подходящую современную ходовую часть. Колеса лафетов явно послевоенного образца. И сами станины выглядят идеально, чего не могло быть при войсковой эксплуатации. Одним словом — интересные экземпляры. Жаль, что в интернете не удалось найти по ним более подробной информации.
Вот так, за одно короткое путешествие мы собрали целую россыпь самых разных объектов, приоткрыли еще одну страницу героического прошлого нашего края, познакомились с интересными образцами боевой техники и пополнили свою коллекцию танков-памятников.
Мы продолжаем путешествовать. Оставайтесь с нами. Впереди ждет еще много загадок и открытий!