Что посмотреть в Воткинске?

Центральная площадь Воткинска
Центральная площадь Воткинска

Приветствую всех любителей автопутешествий, приключений и разных разностей. С вами Вячеслав.

Сегодня мы уедем за пределы Пермского края, чтобы посетить второй по величине город Удмуртской Республики — Воткинск. Плавают ли паровозы? Где находится прообраз Лебединого озера П.И. Чайковского? И как обогнать время на автомобиле «Кашкай» – читайте в этой статье.

Поездка в город Воткинск в наших планах зрела уже давно. Несколько раз приходилось проезжать по его улицам, но всегда транзитом в более дальние края. А между тем, город считается родиной великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, и здесь присутствует уникальный сплав природной красоты, заводской промышленной истории и культурного наследия.

Итак, в один из летних деньков, собрав нехитрую поклажу, мы покинули родную Пермь и устремились на юго-запад по трассе Р242 в сторону Ижевска.

Нужно оговориться, что я заранее заказал экскурсию в музее-усадьбе П.И. Чайковского с началом в 10 часов утра. И, выехав в 7-00, рассчитывал вполне успеть за три часа преодолеть расстояние в 228 километров, разделяющие наши города. Но дорога, как всегда, внесла свои коррективы. Летним субботним утром на выезд из Перми потянулась вереница дачников, а на нытвенском участке дороги полным ходом шел ремонт мостов с организацией одностороннего реверсивного движения. Когда на часах уже была половина десятого до Воткинска оставалось еще добрых 40 километров. Опаздывать к началу экскурсии совсем не хотелось, поэтому пришлось пришпорить нашего четырехколесного коня. Когда втянулись на городские улочки, где сильно не разгонишься, нервозность только возросла. Не успеваем!

Мы с супругой были изрядно на взводе. И вдруг слышим голос дочки с заднего сиденья: «А почему у меня на телефоне еще только девять часов?» И тут мы все поняли. И облегченно рассмеялись! Удмуртия относится к другому часовому поясу. С Пермским краем у них разница в один час! То есть мы примчались в Воткинск на час раньше запланированного времени! А значит у нас будет целый час на то, чтобы просто погулять по городу!

К такому повороту событий я был готов, потому что всегда, даже перед самым коротким путешествием, стараюсь собрать информацию о том какие интересные места могут нам встретиться по пути.

И первой такой точкой в городе Воткинске был объект, который назывался просто «Танк». Располагался он во дворе школы № 10, но больше никакой информации – что за модель танка, какая его история — мне найти не удалось. О моем пристрастии к бронетанковой технике читатель, наверное, уже знает, поэтому проехать мимо такой загадки было никак нельзя.

В каникулы школьный двор оказался, конечно же, пуст. А то, что предстало нашему взору, иначе как «объект «Танк» назвать было сложно. Местные умельцы взяли башню от танка Т-34-85 послевоенного выпуска (с разнесенными бронеколпаками вентиляторов), водрузили ее на бетонное основание, отдаленно напоминающее корпус танка, и покрасили все это в зеленый цвет. Вот такой получился «Объект». Полноценным танком его не назовешь, однако, некоторые части боевой машины присутствуют. Для патриотического воспитания воткинских школьников сгодится.

Объект "Танк" на школьном дворе
Объект «Танк» на школьном дворе

Вторая наша остановка получилась на Центральной площади, вокруг которой сосредоточены основные городские достопримечательности. Конечно, самая главная из них – это Воткинский пруд. Но к нему мы подойдем чуть позже, а пока направим наш путь в сквер, занимающий половину площади и незатейливо названный Центральным.

Внимание гостей сразу привлекает постамент с 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2. Даже проезжая через Воткинск транзитом замечаешь этот памятник. А вот теперь у нас появилась возможность подойти к нему и не торопясь разглядеть.

Пушка ЗиС-2
Пушка ЗиС-2

Пушка была установлена здесь в 1985 году к 40-летию Великой Победы в память о подвиге бойцов 174-го отдельного истребительно-противотанкового ордена Красной Звезды дивизиона имени Комсомола Удмуртии, который формировался из молодых рабочих Воткинского завода, и вооружался орудиями, собранными на заводе сверх плана. Дивизион прошел боевой путь от Воронежа до Праги, а установленное на постаменте орудие № 2243-17 имеет самую настоящую боевую судьбу.

В грозном 1941-м году в Воткинск был эвакуирован киевский завод «Арсенал», и мирное прежде предприятие переключилось с выпуска сельхозтехники на производство артиллерийских противотанковых орудий, которых было выпущено за четыре грозных года 18044 штуки, что составило более 18% от общего количества изготовленных во время войны пушек.

В Центральном сквере можно увидеть еще несколько монументов. Например, памятник пограничникам, на котором стоит не совсем обычный пограничный столб – с одной стороны на нем прикреплен герб Советского Союза, а с другой двуглавый российский орел. Граница между историей двух государств проходит через Воткинск?

Памятник пограничникам
Памятник пограничникам
Двуглавый орел на обратной стороне
Двуглавый орел на обратной стороне

Чуть поодаль памятник жертвам Ижевско-Воткинского восстания 1918 года. Тоже очень интересная страница из истории родного края времен гражданской войны. Но главное место занимает, конечно же, стела, посвященная подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны и негаснущий огонь у ее подножия.

Аллея Славы и стела с Вечным огнем
Аллея Славы и стела с Вечным огнем

Если продолжать обход Центральной площади, то можно подойти к белоснежному Благовещенскому храму, который выделяется своей высокой колокольней. Судьба собора в ХХ веке была типичной. После революции купола и колокольню снесли, а основное здание превратили в дом культуры, перед которым проходили демонстрации трудящихся и митинги.  Только в наше время собор был возвращен верующим, и началась его капитальная реставрация, которая продолжается до сих пор.

Колокольня Благовещенского собора
Колокольня Благовещенского собора

А нас заинтересовала возможность подняться на новенькую колокольню, чтобы взглянуть на город с высоты. Мы зашли в церковную лавку, спросили. К моему удивлению, нам не отказали сразу, а отправили к батюшке за благословением. Воодушевленные надеждой, мы отправились в храм на поиски настоятеля. Но тут нас постигло разочарование. В храме шла служба. Приставать к батюшке со своими вопросами во время богослужения мы сочли неуместным. Поэтому пришлось подъем на колокольню отложить до лучших времен.

А следующим зданием, выходящим на площадь, является заводоуправление АО «Воткинский завод», перед которым по-прежнему стоит на высоком постаменте фигура Ильича, указующего путь к светлому будущему.

Воткинский завод
Воткинский завод

Строительство этого завода началось в 1758 году. Интересная деталь – первые уральские железоделательные заводы закладывались в начале XVIII века вблизи месторождений железной руды. Но за 50 лет их деятельности все леса в округе были практически вырублены. А основным топливом для тогдашней металлургии был древесный уголь. Что делать? Посчитали, что возить лес и уголь вверх по течению рек невыгодно. Проще построить новые заводы в местах богатых лесными ресурсами, и сплавлять к ним на баржах железосодержащее сырье. Так появился и Воткинский завод, и Ижевский металлургический, и Очерский (о нем можно почитать здесь).

В XIX веке Воткинский завод перепрофилировался с металлургического на машиностроительное производство. Начал выпускать так нужные развивающейся индустрии пароходы и паровозы. Как!  – воскликните вы, — ведь до Камы 12 километров, и железная дорога проходит много южнее. 

Что придумали заводчане. Сказался опыт известных «железных караванов». На заводе соорудили специальный накопительный пруд, который наполнялся к весне водой. В половодье воду из пруда направляли на верфь, где стояли готовые суда. Вода подхватывала их, выносила в Вотку, затем в Сиву, а оттуда уже в Каму. Способ оказался настолько удобным и мало затратным, что в последующем таким же образом поплыли паровозы. Да, я не оговорился. Новенький паровоз ставили на баржу и с вешней водой он плыл до Сарапула, где вставал на железнодорожную колею.

О труде заводчан в годы Великой Отечественной войны я уже писал. В послевоенные годы завод продолжал входить в оборонно-промышленный комплекс страны, переключившись на производство баллистических ракет. Я не буду об этом много распространяться. Если вам знакомы такие слова как «Точка-У», «Тополь-М» и «Искандер-М», то знайте – это все отсюда. Из уральского города Воткинска.

Ну а нам пора прогуляться по главному украшению города – заводской плотине и полюбоваться на пруд, раскинувшийся на 18 квадратных километров. Между прочим, второй по площади (после ижевского) заводской пруд на Урале.  Длина плотины составляет более километра, а ширина по гребню 10-12 метров. Можете представить, какое количество грунта было необходимо переместить строителям пруда, имевшим в своем распоряжении лишь лопаты да конные повозки. Сейчас вдоль набережной устроен удобный тротуар, гуляя по которому, можно подойти к памятному знаку, установленному в 2008 году в честь 250-летия основания города Воткинска.

Прогулка по набережной
Прогулка по набережной
Памятная стела
Памятная стела
Водосброс на плотине
Водосброс на плотине

На противоположном конце плотины располагается памятник «Якорь», который также можно считать одним из символов Воткинска. В XVIII-XIX веках местный завод кроме всего прочего производил и якоря, которыми оснащались линейные корабли российского флота. На постаменте установлен не самый большой из них, но самый известный. Табличка на памятнике сообщает, что в изготовлении этого 167-пудового якоря (2.6 тонны) в 1837 году принимал участие великий князь Александр Николаевич, будущий царь Александр II. 

Памятник был открыт в 1840 году, и маленький Петя Чайковский не раз мог любоваться строгостью его линий. Но судьба якоря оказалась не совсем простой. Упоминание о наследнике царского трона сыграло свою роль — после Октябрьской революции якорь отправили в переплавку. Только в 1959 году была воссоздана точная копия того первого якоря. Сначала памятник установили на Центральной площади, а еще через несколько лет он переехал на свое историческое место.

Якорь
Якорь

Дальше вдоль берега расположились бывшие дома заводского начальства. Один из них принадлежал Илье Петровичу Чайковскому, который был управляющим Камско-Воткинским казенным заводом с 1838 по 1847 год.  Здесь в его семье родился второй ребенок, названный в честь деда Петром. Здесь прошли детские годы Петра Ильича Чайковского, оставившие неизгладимый след в душе композитора. Неудивительно, что многие искусствоведы считают — именно Воткинский пруд послужил прообразом Лебединого озера в одноименном всемирно известном балете.

Отсюда мы отправились на экскурсию по дому-музею П.И. Чайковского, которая заслуживает отдельного рассказа. Читайте об этом в следующей статье.

Усадьба дома-музея Чайковского
Усадьба дома-музея Чайковского
Памятник великому русскому композитору
Памятник великому русскому композитору

Вот таким насыщенным получилось наше короткое знакомство с городом-тружеником Воткинском. Путешествуйте по родному краю, и вам откроется много новых, интересных историй!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика