![Благовещенский собор на центральной площади Воткинска Центральная площадь Воткинска](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/CHto-posmotret-v-Votkinske-1024x696.jpg)
Приветствую всех любителей автопутешествий, приключений и разных разностей. С вами Вячеслав.
Сегодня мы уедем за пределы Пермского края, чтобы посетить второй по величине город Удмуртской Республики — Воткинск. Плавают ли паровозы? Где находится прообраз Лебединого озера П.И. Чайковского? И как обогнать время на автомобиле «Кашкай» – читайте в этой статье.
Поездка в город Воткинск в наших планах зрела уже давно. Несколько раз приходилось проезжать по его улицам, но всегда транзитом в более дальние края. А между тем, город считается родиной великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, и здесь присутствует уникальный сплав природной красоты, заводской промышленной истории и культурного наследия.
Итак, в один из летних деньков, собрав нехитрую поклажу, мы покинули родную Пермь и устремились на юго-запад по трассе Р242 в сторону Ижевска.
Нужно оговориться, что я заранее заказал экскурсию в музее-усадьбе П.И. Чайковского с началом в 10 часов утра. И, выехав в 7-00, рассчитывал вполне успеть за три часа преодолеть расстояние в 228 километров, разделяющие наши города. Но дорога, как всегда, внесла свои коррективы. Летним субботним утром на выезд из Перми потянулась вереница дачников, а на нытвенском участке дороги полным ходом шел ремонт мостов с организацией одностороннего реверсивного движения. Когда на часах уже была половина десятого до Воткинска оставалось еще добрых 40 километров. Опаздывать к началу экскурсии совсем не хотелось, поэтому пришлось пришпорить нашего четырехколесного коня. Когда втянулись на городские улочки, где сильно не разгонишься, нервозность только возросла. Не успеваем!
Мы с супругой были изрядно на взводе. И вдруг слышим голос дочки с заднего сиденья: «А почему у меня на телефоне еще только девять часов?» И тут мы все поняли. И облегченно рассмеялись! Удмуртия относится к другому часовому поясу. С Пермским краем у них разница в один час! То есть мы примчались в Воткинск на час раньше запланированного времени! А значит у нас будет целый час на то, чтобы просто погулять по городу!
К такому повороту событий я был готов, потому что всегда, даже перед самым коротким путешествием, стараюсь собрать информацию о том какие интересные места могут нам встретиться по пути.
И первой такой точкой в городе Воткинске был объект, который назывался просто «Танк». Располагался он во дворе школы № 10, но больше никакой информации – что за модель танка, какая его история — мне найти не удалось. О моем пристрастии к бронетанковой технике читатель, наверное, уже знает, поэтому проехать мимо такой загадки было никак нельзя.
В каникулы школьный двор оказался, конечно же, пуст. А то, что предстало нашему взору, иначе как «объект «Танк» назвать было сложно. Местные умельцы взяли башню от танка Т-34-85 послевоенного выпуска (с разнесенными бронеколпаками вентиляторов), водрузили ее на бетонное основание, отдаленно напоминающее корпус танка, и покрасили все это в зеленый цвет. Вот такой получился «Объект». Полноценным танком его не назовешь, однако, некоторые части боевой машины присутствуют. Для патриотического воспитания воткинских школьников сгодится.
![Объект "Танк" на школьном дворе Объект "Танк" на школьном дворе](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1269-1024x738.jpg)
Вторая наша остановка получилась на Центральной площади, вокруг которой сосредоточены основные городские достопримечательности. Конечно, самая главная из них – это Воткинский пруд. Но к нему мы подойдем чуть позже, а пока направим наш путь в сквер, занимающий половину площади и незатейливо названный Центральным.
Внимание гостей сразу привлекает постамент с 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2. Даже проезжая через Воткинск транзитом замечаешь этот памятник. А вот теперь у нас появилась возможность подойти к нему и не торопясь разглядеть.
![Пушка ЗиС-2 Пушка ЗиС-2](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1281-1024x737.jpg)
Пушка была установлена здесь в 1985 году к 40-летию Великой Победы в память о подвиге бойцов 174-го отдельного истребительно-противотанкового ордена Красной Звезды дивизиона имени Комсомола Удмуртии, который формировался из молодых рабочих Воткинского завода, и вооружался орудиями, собранными на заводе сверх плана. Дивизион прошел боевой путь от Воронежа до Праги, а установленное на постаменте орудие № 2243-17 имеет самую настоящую боевую судьбу.
В грозном 1941-м году в Воткинск был эвакуирован киевский завод «Арсенал», и мирное прежде предприятие переключилось с выпуска сельхозтехники на производство артиллерийских противотанковых орудий, которых было выпущено за четыре грозных года 18044 штуки, что составило более 18% от общего количества изготовленных во время войны пушек.
В Центральном сквере можно увидеть еще несколько монументов. Например, памятник пограничникам, на котором стоит не совсем обычный пограничный столб – с одной стороны на нем прикреплен герб Советского Союза, а с другой двуглавый российский орел. Граница между историей двух государств проходит через Воткинск?
![Памятник пограничникам Памятник пограничникам](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1289-755x1024.jpg)
![Двуглавый орел на обратной стороне Двуглавый орел на обратной стороне](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1290-735x1024.jpg)
Чуть поодаль памятник жертвам Ижевско-Воткинского восстания 1918 года. Тоже очень интересная страница из истории родного края времен гражданской войны. Но главное место занимает, конечно же, стела, посвященная подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны и негаснущий огонь у ее подножия.
![Аллея Славы и стела с Вечным огнем Аллея Славы и стела с Вечным огнем](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1291.jpg)
Если продолжать обход Центральной площади, то можно подойти к белоснежному Благовещенскому храму, который выделяется своей высокой колокольней. Судьба собора в ХХ веке была типичной. После революции купола и колокольню снесли, а основное здание превратили в дом культуры, перед которым проходили демонстрации трудящихся и митинги. Только в наше время собор был возвращен верующим, и началась его капитальная реставрация, которая продолжается до сих пор.
![Колокольня Благовещенского собора Колокольня Благовещенского собора](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1298-758x1024.jpg)
А нас заинтересовала возможность подняться на новенькую колокольню, чтобы взглянуть на город с высоты. Мы зашли в церковную лавку, спросили. К моему удивлению, нам не отказали сразу, а отправили к батюшке за благословением. Воодушевленные надеждой, мы отправились в храм на поиски настоятеля. Но тут нас постигло разочарование. В храме шла служба. Приставать к батюшке со своими вопросами во время богослужения мы сочли неуместным. Поэтому пришлось подъем на колокольню отложить до лучших времен.
А следующим зданием, выходящим на площадь, является заводоуправление АО «Воткинский завод», перед которым по-прежнему стоит на высоком постаменте фигура Ильича, указующего путь к светлому будущему.
![Воткинский машиностроительный завод Воткинский завод](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1304-1024x749.jpg)
Строительство этого завода началось в 1758 году. Интересная деталь – первые уральские железоделательные заводы закладывались в начале XVIII века вблизи месторождений железной руды. Но за 50 лет их деятельности все леса в округе были практически вырублены. А основным топливом для тогдашней металлургии был древесный уголь. Что делать? Посчитали, что возить лес и уголь вверх по течению рек невыгодно. Проще построить новые заводы в местах богатых лесными ресурсами, и сплавлять к ним на баржах железосодержащее сырье. Так появился и Воткинский завод, и Ижевский металлургический, и Очерский (о нем можно почитать здесь).
В XIX веке Воткинский завод перепрофилировался с металлургического на машиностроительное производство. Начал выпускать так нужные развивающейся индустрии пароходы и паровозы. Как! – воскликните вы, — ведь до Камы 12 километров, и железная дорога проходит много южнее.
Что придумали заводчане. Сказался опыт известных «железных караванов». На заводе соорудили специальный накопительный пруд, который наполнялся к весне водой. В половодье воду из пруда направляли на верфь, где стояли готовые суда. Вода подхватывала их, выносила в Вотку, затем в Сиву, а оттуда уже в Каму. Способ оказался настолько удобным и мало затратным, что в последующем таким же образом поплыли паровозы. Да, я не оговорился. Новенький паровоз ставили на баржу и с вешней водой он плыл до Сарапула, где вставал на железнодорожную колею.
О труде заводчан в годы Великой Отечественной войны я уже писал. В послевоенные годы завод продолжал входить в оборонно-промышленный комплекс страны, переключившись на производство баллистических ракет. Я не буду об этом много распространяться. Если вам знакомы такие слова как «Точка-У», «Тополь-М» и «Искандер-М», то знайте – это все отсюда. Из уральского города Воткинска.
Ну а нам пора прогуляться по главному украшению города – заводской плотине и полюбоваться на пруд, раскинувшийся на 18 квадратных километров. Между прочим, второй по площади (после ижевского) заводской пруд на Урале. Длина плотины составляет более километра, а ширина по гребню 10-12 метров. Можете представить, какое количество грунта было необходимо переместить строителям пруда, имевшим в своем распоряжении лишь лопаты да конные повозки. Сейчас вдоль набережной устроен удобный тротуар, гуляя по которому, можно подойти к памятному знаку, установленному в 2008 году в честь 250-летия основания города Воткинска.
![Прогулка по набережной Прогулка по набережной](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1317-1024x733.jpg)
![Памятная стела Памятная стела](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1310-749x1024.jpg)
![Водосброс на плотине Водосброс на плотине](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1313-1024x740.jpg)
На противоположном конце плотины располагается памятник «Якорь», который также можно считать одним из символов Воткинска. В XVIII-XIX веках местный завод кроме всего прочего производил и якоря, которыми оснащались линейные корабли российского флота. На постаменте установлен не самый большой из них, но самый известный. Табличка на памятнике сообщает, что в изготовлении этого 167-пудового якоря (2.6 тонны) в 1837 году принимал участие великий князь Александр Николаевич, будущий царь Александр II.
Памятник был открыт в 1840 году, и маленький Петя Чайковский не раз мог любоваться строгостью его линий. Но судьба якоря оказалась не совсем простой. Упоминание о наследнике царского трона сыграло свою роль — после Октябрьской революции якорь отправили в переплавку. Только в 1959 году была воссоздана точная копия того первого якоря. Сначала памятник установили на Центральной площади, а еще через несколько лет он переехал на свое историческое место.
![Якорь Якорь](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1436-1024x706.jpg)
Дальше вдоль берега расположились бывшие дома заводского начальства. Один из них принадлежал Илье Петровичу Чайковскому, который был управляющим Камско-Воткинским казенным заводом с 1838 по 1847 год. Здесь в его семье родился второй ребенок, названный в честь деда Петром. Здесь прошли детские годы Петра Ильича Чайковского, оставившие неизгладимый след в душе композитора. Неудивительно, что многие искусствоведы считают — именно Воткинский пруд послужил прообразом Лебединого озера в одноименном всемирно известном балете.
Отсюда мы отправились на экскурсию по дому-музею П.И. Чайковского, которая заслуживает отдельного рассказа. Читайте об этом в следующей статье.
![Усадьба дома-музея Чайковского Усадьба дома-музея Чайковского](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1422-1024x752.jpg)
![Памятник великому русскому композитору](https://snova-v-dorogu.ru/wp-content/uploads/2018/10/IMG_1426-1024x721.jpg)
Вот таким насыщенным получилось наше короткое знакомство с городом-тружеником Воткинском. Путешествуйте по родному краю, и вам откроется много новых, интересных историй!