Приветствую всех гостей нашего сайта, всех любителей семейных автопутешествий и приключений! С вами Вячеслав.
Предлагаю вашему вниманию не обычную статью об очередной поездке, а интервью с самым маленьким участником наших экспедиций. Давайте узнаем детский взгляд на отдых в Абхазии и Приэльбрусье. Недаром говорят: «Устами младенца глаголит истина».
Летом прошлого года мы всей нашей дружной семьей совершили поездку на юг, где имели возможность отдохнуть на побережье Черного моря в Абхазии и объехать основные достопримечательности этой горной страны. А на обратном пути заезжали в Баксанское ущелье, чтобы увидеть вблизи самую высокую вершину европейского континента — гору Эльбрус. Обо всех наших приключениях я подробно рассказал в своем цикле статей «Поездка в Абхазию», с которым вы можете ознакомиться здесь.
А сегодня я (Папа) хочу предоставить слово своему восьмилетнему сыну Вове (В), чтобы познакомить читателя с мнением ребенка об этом незабываемом автомобильном путешествии. Вова, конечно, уже давно не младенец, но и мне самому было интересно узнать, что он расскажет об этой поездке спустя несколько месяцев, когда все страсти и впечатления немного улеглись.
П. Вова, давай, поговорим с тобой о нашем летнем путешествии, когда мы ездили на машине на юг — в Абхазию и Приэльбрусъе. Какие самые первые воспоминания, образы всплывают у тебя в голове при этих словах?
В. Мне, почему-то сразу вспоминается Эльбрус. Как мы туда ехали на ратраке. А наверху оказался плотный туман, снег с дождем. Настоящий буран. И мы не увидели вершину горы.
П. Но ты не жалеешь, что мы туда поднялись?
В. Нет, конечно! Где бы мы еще покатались на настоящем ратраке. У него такие широкие гусеницы! И он может везде проехать. Даже в гору по льду забраться.
П. Скажи, пожалуйста, мы поднимались на высоту более четырех тысяч метров. Как ты себя чувствовал там? Может быть было какое-то недомогание? Не хватало воздуха, или голова кружилась?
В. Нет, я ничего не заметил. Как внизу себя чувствовал, так и наверху. Там не думаешь об этом. Вокруг столько интересного — альпинисты настоящие идут в гору, снегоходы ездят, домики разные стоят. Мне очень на канатной дороге понравилось! Сидишь себе в кресле, смотришь по сторонам!
П. Хорошо. Но давай вернемся к началу нашего путешествия. Помнишь, первые четыре дня мы ехали от Перми до Пицунды. Что тебе запомнилось из этого участка маршрута?
В. Ну, там мне запомнилось, как мы заезжали в разные города. В Самаре на такой площадке были, откуда всю Волгу видно. И острова на ней. А потом в Саратове по парку гуляли, в котором много всякой военной техники стояло. И мы с Наташей везде лазили. И там тоже площадка была около стелы с журавлями, откуда весь город видно. Мне нравится смотреть на город откуда-нибудь сверху.
А в Волгограде мы в музей ходили. И там диорама такая была. Ты стоишь, как будто на вершине кургана, а вокруг сражение идет, и танки, и самолеты, и немцы сдаются. А потом мы с тобой еще в «танчики» играли перед музеем. Но там очень мало поездили. Только я разобрался, как управлять танком, а время уже закончилось.
А потом мне еще дорога запомнилась через перевал, где очень пыльно было, и дядя Митя даже нас попросил противотуманные фонари задние включить, чтобы он нашу машину мог видеть. А после Туапсе мы ехали по серпантину, и все в окно смотрели — когда же море покажется.
П. А тебе не тяжело в машине ездить? На серпантине некоторых укачивает.
В. Не знаю, меня не укачивает. Мне интересно все время на дорогу смотреть, на машины. И по серпантину тоже интересно — что там за следующим поворотом. А еще у нас в машине есть кулечек с маленькими сосательными конфетами, которые мама нам дает, если попросишь. И у каждого в дверке в кармане бутылочка с водой. А в кармане на спинке переднего сиденья кулечек. Ну, на всякий случай. Но мы с Наташей обычно в него мусор складываем.
П. Хорошо. А теперь давай поговорим о том, что тебе больше всего запомнилось из нашего отдыха в Абхазии.
В. Мне больше всего запомнилось море! Мы каждый день ходили купаться! А иногда и по два раза. Вода в море очень теплая, и можно купаться сколько хочешь! А если надоест, то можно на берегу из песка разные крепости строить или каналы копать. Но мне кажется, мы мало купались, потому что все время куда-то ездили. То в горы, то в пещеры.
П. Тебе разве не понравились горы и пещеры?
В. Ну, почему не понравились? Там тоже интересно. В Новоафонскую пещеру мы заезжали на поезде, как в метро. А в пещере Абрскила ходили в сапогах по колено в воде. Очень необычно. Но мне больше всего понравилось на море!
А еще помню, как мы ходили на Малую Рицу. По тропинке через лес и всё в гору, в гору. А ты смотрел на навигатор и говорил — еще 500 метров осталось, еще 300 метров осталось. А все думали — когда же мы дойдем? Было жарко, и хотелось пить. А воды у нас почти не было. А еще там Наташа с дерева упала, которое поперек тропинки лежало. Олег ее только-только успел подхватить. Но она, все равно, себе ногу поранила. А потом мы еще куда-то дальше поехали на альпийские луга, где источник с природной водой газированной есть. Мне вода не очень понравилась.
П. Вот, видишь — сколько ты интересного еще вспоминаешь. А море, по-моему, оно везде одинаковое.
В. Ну, да. Но мне больше всего запомнилось, как мы там на матрасе плавали с масками. А еще я на скутере надувном на волнах качался.
Еще на море красиво встает солнце, и садится тоже. А еще запомнилось, когда мы ходили с Наташей к скалам. Там Наташа стояла у воды, а над ней на небе облака, как на параде, стояли. Такими линиями. Это когда в последний вечер мы купались, и закат был.
П. Скажи мне, как ты думаешь, для чего люди путешествуют?
В. Для того чтобы узнать какие-нибудь неизвестные места. Чтобы получить адреналин. Чтоб расслабиться. Чтоб узнать что-то новое.
П. Можно же, в принципе, лежать на диване. Смотреть телепередачу про какие-нибудь новые места. Расслабляться…
В. Ну, тут ты можешь сам все это увидеть, своими глазами. Все что снято — это нельзя передать. А вот то, что ты увидел, то ты понял или запомнилось тебе это. Или тебе это понравилось. Или не понравилось.
П. Хорошо. Давай еще раз вернемся к Приэльбрусыо. Мы там. не только на Эльбрус поднимались, по еще и на Чегет, и на Терскол. Что тебе запомнилось на этих горах?
В. Ну, на Терскол мы поднимались по канатной дороге. Это очень легко. Сидишь себе, а тебя везут. А ты можешь расслабляться и медитировать.
А наверху мы ходили по камням, и там в одном месте снег видели. В августе можно снеговиков лепить! И еще там пограничники были с автоматами, которые у нас документы проверяли. И ледник «Семерку» хорошо видно прямо.
А на Терскол мы ходили пешком. Это было нелегко, но я не жаловался. Когда все вместе идут, о чем-то говорят, то и шагается легче. А помнишь, там овцы паслись, и кто-то сказал: «Вон, наши свитера ходят!»
И мне там водопад запомнился очень красивый. «Девичьи косы» называется. А еще я утром не поел, и из-за этого я все просил, чтобы мне дали поесть. А мне говорили — придем на верх, там и покушаем. Когда я пришел на верх, я просто взял и съел все, что мне дали. Я целых две тарелки гречневой каши с мясом съел.
П. А еще какие-нибудь забавные моменты тебе запомнились?
В. Еще помню, когда мы поднимались на Эльбрус, то на второй станции канатной дороги мы хотели подниматься еще выше на кресельной канатке, а дядя Митя, тетя Саша и Олежка решили спускаться вниз. И мы разделились. А потом мы там наверху, где «Бочки», ходим, и вдруг дядя Митя нам навстречу идет! Мы глазам не поверили. Тетя Саша с Олежкой вернулись, а он поднялся и с нами на ратраке поехал.
П. Ну, и еще несколько слов про обратную дорогу, когда мы возвращались через Элисту, Астрахань и Казахстан. Что можешь об этом рассказать?
В. Я помню, как мы где-то съехали с дороги и помчались, куда глаза глядят, прямо по степи. А потом остановились и стали дурачиться, прыгать вокруг нашего Кашкайчика. Было весело.
В Астрахани мы поднимались на очень высокую колокольню, и там было даже немного страшно. А потом мы ехали до Атырау. Была очень плохая дорога. А ты все говорил: «Что же меня так в Казахстан-то тянет?»
И там верблюды настоящие ходили вдоль дороги. Можно прямо остановиться на обочине и посмотреть на них. А потом мы где-то ехали уже в темноте, а на дороге сова сидела и головой крутила, потому что ее фары ослепили. А в другом месте мы куропаток видели целую стайку. Они перед нами по дороге полевой бежали, пока в траву не свернули.
П. В какое место из этого путешествия тебе хотелось бы вернуться?
В. На Эльбрус! Только когда там погода была бы ясная.
П. А как думаешь, что самое главное в поездке?
В. То, чем можно поделиться друзьями. Какие-то воспоминания. А главное — впечатления. И улыбки, радость тех, кто с тобой рядом.
П. Тебе нравится путешествовать?
В. Да.
П. Путешествие — это довольно дорогое удовольствие. Нам приходится в чем-то себе отказывать, копить деньги целый год, чтобы куда-то съездить. А если бы тебе предложили вместо путешествия купить новый телефон крутой сенсорный. Что бы ты выбрал?
В. Путешествие. Потому что ты много увидишь. А когда есть телефон, то некоторые ребята только и делают, что играют в телефоне. Сидят по целым дням. А ты все путешествуешь, узнаешь новое, покоряешь просторы своей планеты, своего материка.
П. Что тебе больше всего нравится в путешествии? Какие виды достопримечательностей или объекты? Горы, города, море, музеи, может сама дорога нравиться? Что интереснее всего?
В. Я люблю разную технику смотреть. А еще мне нравится дорога. Когда ждешь. Дорога, дорога, леса, поля, едешь. Ждешь, когда уже приедешь в какой-нибудь город, когда узнаешь, что тебя там ждет, и не терпится уже приехать.
П. Какое самое главное достижение этого путешествия?
В. Что мы покупались в море, мы расслабились. Там было хорошо. А приехали в горы, мы как-то подружились с ними. Мы поняли, что горы не всегда бывают такие мирные, тихие, с легким ветерком. Бывает, погода портится, и тогда начинается буря. И в горах нужно быть готовыми ко всему.
Вова — молодец! Самый маленький был в нашем путешествии, а никогда не ныл, не жаловался и не отставал. Сейчас перечитал — все вспомнилось, впечатления у меня такие же по Абхазии и Приэльбрусье. Горы — это куда хочется возвращаться. Одни названия какие звучные: Баксан, Терскол, Эльбрус. Красота там своя, суровая. Море — другая стихия. Это заряд здоровья и хорошего настроения. Блин, и там и там хорошо, хоть разорвись…