Музей Васа в Стокгольме

Зимний Стокгольм

День 5. 02/01/2017 «Музей «Васа» в Стокгольме и другие достопримечательности шведской столицы»

Балтийское море — Стокгольм – Балтийское море

Новый день нашего путешествия был необычен тем, что начинался и заканчивался он на борту парома. Чем удобен переход на пароме — не надо никуда торопиться. Завтрак начинается в 7-00, а прибытие только в 10-15. Времени хватит и покушать не торопясь, основательно, и еще немного погулять по палубам. Про завтрак останавливаться не буду — кто плавал знает — шведский стол на шведском пароме можно назвать эталоном!

После завтрака, стоит безусловно выйти на палубу. Посмотреть там есть что! На подходе Стокгольму паром идет по узкому проходу между множества больших и маленьких скалистых островов, на которых сказочно рассыпались игрушечные деревянные домики. Скандинавам вообще присуща скромность и аскетизм, стремление сблизиться с природой. И глядя на эти скромные жилища, устроенные в таких живописных местах, поневоле завидуешь им. Конечно, круглый год жить тут вряд ли получиться, но провести недельку-другую на островке среди моря и скал, в благоустроенном теплом домике я бы не отказался. Там можно ничего не делать! Только медитировать, наслаждаясь окружающей природой. По моему, острова Стокгольмского архипелага — самая главная достопримечательность города.

Домики на берегу
Утро на борту парома
Обитаемый островок

В назначенное время мы прибыли на терминал паромной переправы и ошвартовались среди нескольких других таких же лайнеров. Берем чемоданы — и в автобус! Погода в Стокгольме нас несказанно порадовала. С утра было яркое солнце, а на небе ни облачка! Правда, температура опустилась до 0 градусов, но снега в шведской столице мы нигде не увидели. Наоборот — на газонах по-весеннему зеленела травка.

Рассаживаемся на свои места в автобусе и едем на обзорную экскурсию. Хотя мы уже пару раз были в Стокгольме, хорошо помним его центр, но сейчас путешествуем с детьми, и вряд ли сможем так хорошо показать этот город, как наш гид Алексей. К тому же, каждый гид водит группы по своему маршруту, старается показать что-то свое, особенное. На этот раз мы, например, не заезжали на Рыцарский остров, а проехали на смотровую площадку на высокой скале у южного берега гавани, с которой отрывается великолепный вид на весь залив и город за ним. Еще и солнышко подсветило. Фотографии получились как картинки!

Стокгольмская гавань

Возвращаемся обратно на Гамла Стан и идем пешком по старинным улочкам от Железной площади, через переулок Мортена Тротцига — самую узкую улочку города, мимо Немецкой церкви до Большой площади стоит главная рождественская ель Стокгольма. К нашему удивлению она ничем не отличается от своих подружек в лесу. Ни одной игрушки на ее ветвях! Только провода электрической гирлянды, которая включается в темноте. Странный народ эти шведы!

Главная елка Стокгольма

Не торопясь, за обстоятельным рассказом о прошлом и настоящем шведской столицы, Алексей подводит нас к Королевскому дворцу как раз в момент подготовки к разводу караула. Хоть выправка шведских солдат далека от наших кремлевцев, но посмотреть все же стоит. В строю молодые люди и девушки вперемешку. Разного роста и комплекции, в зимних шинелях с белой портупеей и синими брюками они смотрятся непривычно. Но выражение лиц подчеркивает гордость за свою миссию — охранять Королевский дворец. Хотя сам король в нем давно уже не обитает. Швеция – конституционная монархия, но власть короля чисто номинальная. Никаких решений он не принимает, да его никто и не спрашивает. Чисто представительские функции. Нынешний король Карл XVI Густав в свое удовольствие занимается спортом, яхтингом и живет не тужит в загородной резиденции Дроттнингхольме.

Смотр караула
Бравые шведские солдаты

Мы постояли, посмотрели на развод, а когда часть солдат бойко разбежалась по казармам, Алексей прокомментировал: «Всё! Замерзли — побежали греться», и повел группу дальше к самому маленькому памятнику, изображающему мальчика Нильса. Фигурка, действительно, очень маленькая, но не выразительная. Вместо головы безликий железный колобок, на который местные умудряются натянуть шапочку, чтоб не мерз, а на шею повязать шарфик.

Самый маленький Нильс

На парковке около дворца нас уже ждет автобус. Кто хотел мог самостоятельно гулять по городу до назначенного вечером отъезда на паром. Мы же с гидом и частью группы отправляемся в стокгольмскую ратушу на экскурсию.

Построенное в 1920-х годах в стиле национального романтизма здание новой городской ратуши известно прежде всего по тому торжественному приему и балу, которые ежегодно устраиваются в нем в честь новых лауреатов Нобелевской премии.

Мы около ратуши уже бывали. Один раз даже пытались подняться на ее башню, правда безуспешно — пускают туда по расписанию, а времени ждать свою очередь у нас тогда не было. Зимой же во дворе ратуши мы обнаружили елку, верхушка которой вместо привычной звезды украшена символом Швеции — тремя золотыми коронами.

Елка во дворе рвтуши

По залам самой ратуши тоже проводятся экскурсии. Вот на одну из таких мы и отправляемся. В качестве билетов на входе всем на тыльную сторону ладони наклеивают стикеры и только после этого пропускают внутрь. Гардероб есть, но без гардеробщиц. Желающие могут сами оставить в нем верхнюю одежду. Но в просторных помещениях ратуши не жарко.

Осмотр начинается с самого большого и высокого Голубого зала. Рассказывала и водила нас по ратуше местная девушка-экскурсовод, которая говорила по-английский, а Алексей синхронно переводил. Поэтому сам рассказ удлинялся в два раза, и экскурсия показалась несколько затянутой. Смотреть-то кроме стен и потолка особенно нечего. Алексей бы и сам все рассказал, наверное, ничуть не хуже, но не положено.

Парадная лестница в Голубом зале

В Голубом зале проходит праздничный банкет. В него же и прибывают гости, спускаясь по парадной каменной лестнице. Но голубой цвет вы здесь нигде не увидите. Архитектор задумывал сделать зал без крыши, чтобы над головами посетителей было небо. Реальность оказалась суровее. И небо не всегда голубое, и осадки с него бывают. Поэтому крышу смонтировали, а название так и осталось.

Затем мы последовательно обошли еще несколько помещений — зал в главной башне ратуши, через который ведет парадный вход, большой зал для различных церемоний типа бракосочетания, зал для заседаний городского совета, где даже стол председателя установлен на одном уровне со всеми остальными, чтобы подчеркнуть его равенство.

Наконец, дошли и до Золотого зала, в котором устраивается бал для нобелевских лауреатов. Все стены от пола до потолка покрыты мозаикой из маленьких блестящих чешуек желтой смальты. Сами изображения могут вызывать некоторое удивление. Но это шведы — они так видят мир.

Золотой зал ратуши

Из Золотого зала мы по парадной лестнице возвращаемся в Голубой. Экскурсия закончена. Общее впечатление осталось на «четверочку». Чего-то особенно удивительного мы не увидели. Так, один раз сходить, чтобы потом, глядя на известия об очередном чествовании нобелевских лауреатов, можно было похвастаться, что мы там были.

Из Ратуши все вместе поехали на обед, который заранее заказан для нас не где-нибудь, а в ресторане Королевского теннисного клуба. Прозвучать это может пафосно. Но на деле ничего особенного. Сам клуб — деревянное здание, построенное в начале XX века. А ресторан находится в современном пристрое неподалеку. Мы заранее подали информацию гиду что будем есть — мясо или рыбу.

Нас тут уже ждали. Вооружившись подносиками наши туристы быстро получали свои порции и проходили в зал, где предлагался салат-бар без ограничения для всех посетителей, и чай-кофе с печеньем. Как я уже упоминал, мы брали обед на двоих. И с учетом овощных салатов, этого вполне хватило на четверых. Детишек накормили, и сами перекусили.

Если судить об уровне цен на сувениры, питание, да тот же глёг, то получалось, что чем дальше мы едем, тем дороже страны на нашем пути. В Литве магнитики стоили 1,2-1,8 евро, в Швеции 4-5, а в Финляндии уже от 5 евро. Глёг с ромом в Риге 2,5 евро, в Таллине 3,5 евро, а в Хельсинки — 5 евро за стаканчик.

Кстати, раз уж заговорили о деньгах, скажу, что во всех странах, которые мы посетили, в ходу евро, только Швеция пока рассчитывается в своих кронах. Но никакого неудобства нам это не доставило. Я даже не заморачивался с обменом валюты. В сувенирных магазинчиках берут и евро, и кроны. А еще проще рассчитываться банковской картой. Курс при этом едва ли не более выгодный чем при наличном обмене.

Подкрепившись телесно, мы готовы были совершить еще одну экскурсию. На этот раз по музею корабля «Васа», куда нас и доставил наш верный автобус. Опять же, мы с женой в этом музее уже были. Но тут — с экскурсией — не отказались сходить еще раз. Да и на детей музей произвел впечатление. Для тех, кому не исполнилось 18 лет, вход бесплатный, а для взрослых 17 евро, но раз мы шли с экскурсией, то заплатили гиду соответственно по 3 и 20 евро . Экскурсию по музею проводил сам Алексей, наш гид-сопровождающий. При том сделал это так мастерски и воодушевленно, что под конец рассказа он оказался в окружении посторонних русско-говорящих туристов, которые пристроились к нашей группе. У наших-то всех «говорилки» и наушники в ушах. Мы могли свободно перемещаться, смотреть и слушать. А все прочие ловили каждое его слово.

Музей посвящен истории одного корабля «Васа», который и является его главным экспонатом. Построенный в 1628 году 64-пушечный галеон, названный в честь королевской династии Vasa, должен был стать флагманом королевского флота. Но едва отойдя от причала и готовясь дать пушечный салют, корабль накренился под порывом ветра, зачерпнул открытыми пушечными портами воду, лег на борт и пошел ко дну прямо в Стокгольмской гавани. 333 года он пролежал там всеми забытый. Но середине XX века энтузиасты нашли корабль на морском дне. Его корпус был поднят и помещен в сухой док. За время нахождения под водой корабль неплохо сохранился. Учитывая его богатое украшение резными фигурами, можно сказать что он являлся шедевром кораблестроения. А что потонул — так то отчасти вина самого короля Густава Вазы, который вмешивался в строительство судна, непродуманно сузив его корпус, уменьшив объем балласта и увеличив количество пушек. О былом великолепии корабля сейчас можно судить по его модели, выполненной в масштабе 1:10.

Модель корабля "Васа"
Модель корабля «Васа»

После проведенной реставрации корабль «Васа» стал главным экспонатом данного музея. Ученые утверждают, что 90% деталей корабля оригинальные. Поставлены только новые мачты, заменен весь такелаж и частично верхняя палуба.

К сожалению, для сохранности древесины освещение в музее очень тусклое, и фотографии получаются плохие. Объект-то большой. Никакой фотовспышкой его весь не охватишь.

"Васа" в музейном освещении
«Васа» в музейном освещении

На нескольких этажах вокруг корабля расположены разные экспозиции, рассказывающие о подъеме корпуса корабля, о службе и быте моряков на основании предметов, найденных на борту корабля. На сам корабль подниматься нельзя. Но чтобы получить кое-какое представление, рядом воспроизведен участок пушечной палубы где каждый желающий может почувствовать себя средневековым моряком.

На пушечной палубе

Зимой музей закрывается в 17 часов, поэтому много времени после экскурсии нам погулять не пришлось, но около получаса на свободное блуждание по этажам у нас оставалось.

Конечно, когда мы вышли из музея, на Стокгольм уже опустился зимний бесснежный вечер. На своем же автобусе добрались до парковки у Королевского дворца, и отправились гулять по главной улице Гамла Стана — Дроттингатен. Но далеко уйти нам не удалось. В каждом доме по два-три сувенирных магазина и, т.к. определенной цели прогулки у нас не было, то мы заходили в каждый и просто глазели на россыпь и разнообразие всяких безделушек. В итоге купили пару футболок да что-то по мелочи на память о нашем посещении шведской столицы.

Зато в одном месте мы встретили команду самых настоящих викингов в рогатых шлемах.

Викинги в городе!

Как ни удивительно, но точно к назначенному времени вся наша многочисленная группа собралась в автобусе и готова была отправляться на терминал.

Тут произошло еще одно приятное событие, о котором я не могу умолчать. Дело в том, что в этот день у меня был День рождения, и гид Алексей поздравил меня от лица Туртранс-Вояжа и всей нашей группы, а потом вручил небольшие подарки — рамку для фотографии, календарь, ручку, магнитик ТТВ. Мне было очень приятно. А кто-то из соседей даже пошутил:- «Ну, у вас и семья, все подарки в туре собрали». А что? Не каждый может похвастаться, что День рождения он провел в Стокгольме.

А потом опять переезд по вечернему городу до терминала, получение посадочных талонов и посадка на борт лайнера, который носил имя «Гэлакси».

На этот раз наша каюта на восьмой палубе. Но она почти ничем не отличалась от предыдущей. Разве что на месте иллюминатора зеркало было не прямоугольное, а круглое. В остальном — все абсолютно также.

В каюте парома Galaxy

Оставив вещи в каюте, мы отправились на самую верхнюю палубу, чтобы «помахать ручкой» Стокгольму. Сандек на этом пароме был поменьше, чем на «Виктории». Зато в углу на палубе дети нашли немного снега! Они так по нему соскучились, что очень обрадовались и разыгрались. А в темноте уже поплыли берега залива и одинокие огоньки в окнах прибрежных домиков, видом которых мы наслаждались сегодня утром. Дав возможность детям вволю наиграться — и откуда в них берется столько энергии — мы отправились переодеваться.

Снег на сандеке

На этом пароме, как и на предыдущем было удивительно мало пассажиров. Я ожидал, что их будет также много, как и летом, а может быть и больше. Но по моим ощущениям паромы заполняются едва ли на треть. В ресторанах и магазинах не было привычной толпы. А без этого путешествовать гораздо комфортнее.

Во время вечерней прогулки по этажам нашего плавучего дома мы задержались в пиано-баре, в котором звучала живая музыка. Наташа как завороженная уставилась на музыканта, и нам пришлось тоже присесть. Чтобы не просто так — взял по бокалу пива, а детям колы. Вот и наш «праздничный ужин».

В piano-баре

Когда пианист сделал небольшой перерыв, Наташа перебросилась с ним парой фраз, выразив свое восхищение его игрой. Это правильно. Язык нужно не только учить, но и уметь его применять.

Оставалось только купить мне подарки. А для этого есть магазин duty-free. Кстати, как хорошо, что я не закупил все намеченное на предыдущем пароме, потому что здесь на ряд товаров были акции. Например, ликер Шериданc стоил 12 евро (0,5 л) против 16 евро на «Виктории», а «Лапония» здесь продавалась так и вовсе за 7,5 евро против 10,5 на предыдущем пароме. Хоть и мелочь, а приятно.

За такими хлопотами и прошел остаток вечера. До Турку паром идет всего 12 часов, поэтому ложиться отдыхать приходится раньше. Завтра 8 часов мы уже прибудем в Финляндию.

Другие статьи цикла «Новогодняя Прибалтика»

День 1. Столица России —  Москва

День 2. Вильнюс — столица Литвы

День 3. Рига и Рундальский дворец

День 4. Что посмотреть в Таллине за 2… Дня? Нет. Часа!

День 5. Музей Васа в Стокгольме

День 6. Страна Снежной королевы

День 7. Куда пойти в Питере зимой? На «Аврору!»

В автобусный тур с детьми? Легко! (детские впечатления из первых уст)