Алтай ближе, чем кажется. Часть 5. Алтай не резиновый? Манжерок канатка на Синюху, Тавдинские пещеры, Камышлинский водопад

Манжерок далеко внизу
Манжерок далеко внизу

Следующие две части моего рассказа будут посвящены тому району Горного Алтая, который можно назвать курортно-туристическим. Мы построили наш маршрут таким образом, чтобы познакомиться и с этими раскрученными местами. Сначала вернемся в Манжерок канатка на гору Синюха, затем переедем на левый берег Катуни к Тавдинским пещерам и завершим день пешей прогулкой к Камышлинскому водопаду.

Начало здесь:

Часть 0. Подготовка поездки и планирование маршрута
Часть 1. Едем на порог Ревун!
Часть 2. Омск – город-неудачник?
Часть 3. Непонятый Новосибирск и курьезы Барнаула
Часть 4. Барнаул — город контрастов. Бийск — Сростки — Камлак

Чем занимаются люди на Алтае?

Как только вчера миновали стелу на въезде в Республику Алтай, так сразу нас стало преследовать ощущение, что мы едем из Туапсе в Сочи. Подобно черноморскому побережью Кавказа вдоль дороги понастроено множество миниотелей, гостевых домов, турбаз и всего прочего. По обочинам бродят легкомысленно одетые отдыхающие. К берегу Катуни почти нигде не подъехать, а если и попадется съезд, то наверняка перегороженный полосатой лентой или шлагбаумом. Такая концентрация мест отдыха, практически до Усть-Семы.




Чем тут занимаются приезжие? Развлечения на разный вкус – от загорания и ничегонеделания до рыбалки, конных прогулок, рафтинга и даже полетов на вертолете. Если у вас нет своей машины, достаточно сделать один звонок, и за вами приедут, чтобы отвезти и показать самые «заповедные» места Алтая. Любой каприз за ваши деньги.

Главная река Алтая - Катунь
Главная река Алтая — Катунь

Готовясь к путешествию, я встречал много отзывов, что Алтай весь пронизан духом коммерции и наживы. За каждый чих надо платить. Проехав и посмотрев все своими глазами, я, пожалуй, не соглашусь с этим высказыванием. Конечно, если вы приехали без машины, заселились в какую-нибудь «Бирюзовую Катунь», и через пару дней однообразного вида за окном вам захочется развлечений, то готовьтесь платить. А если вы на своих колесах, то сами найдете себе впечатления на любой вкус по цене бензина.

Раз уж, случилось такое лирическое отступление, то позволю себе поделится еще одним наблюдением. В условиях пандемии и закрытых границ многие отдыхающие обратили внимание на внутренний туризм. И, если кто-то пять лет собирался съездить на Алтай, но никак не мог собраться, то тут его время пришло. Еще в Барнауле местные жители стали делиться с нами впечатлениями, что нынче как никогда много приезжих, и от них буквально нет проходу. Горный никогда не видел такого наплыва туристов.

Соответственно, у меня были опасения попасть в такое месиво, когда по горам будут ходить толпы орущих школьников, а чтобы сделать красивый кадр, придется ждать очереди среди пенсионеров в шортах и сланцах.

К счастью такие опасения не оправдались. Алтай большой, и его хватает на всех. При желании всегда есть возможность вырваться из массовки, побыть с природой наедине, где не будут досаждать крики «Таги-ил!» и пьяный базар соседей.

Итак, пятый день нашего путешествия. С утра пасмурно, немного прохладно и накрапывает дождик. А мы едем в Манжерок, чтобы подняться по канатной дороге на вершину Малой Синюхи.

Манжерок канатка

Внизу, около станции канатной дороги, много бесплатных автопарковок, и с утра еще есть свободные места рядом с входом. Раскрученное туристическое место чувствуется сразу по множеству сувенирных палаток и всяких развлечений от вареной кукурузы до дома-перевертыша. Но мы целенаправленно идем к кассе, чтобы отдать по 500 рублей за билет на взрослого и 350 на ребенка (до 12 лет) (более подробно здесь).

Синюха славится своей горнолыжной трассой, и пик туризма приходится на зимние месяцы. Соответственно, канатная дорога создавалась под запросы лыжников. Раньше она была кресельного типа. Поднимались на широких четырехместных сидениях. Сейчас построили современную канатку фирмы POMA с закрытыми кабинками, в которых можно уместиться ввосьмером. Открытый подъемник, конечно интереснее. Но летом он не функционирует.

Верхняя станция канатной дороги теряется в облаках
Верхняя станция канатной дороги теряется в облаках

Плавный подъем на высоту 1200 метров над уровнем моря занимает минут 15-20. На верхней станции стандартный набор: смотровая площадка для фото, кафе, сувениры, бесплатный туалет-вагончик.

Рамка для фотографий
Рамка для фотографий
Стенд с информацией про гору Синюха
Стенд с информацией про гору Синюха

Походили, пофотографировались. В долине лежит туман. Низкие облака цепляют за невысокие вершины гор.

Поднялись еще на несколько десятков метров выше. Там по гребню протоптана тропинка. Но куда и зачем по ней ходят — непонятно. Прошлись и мы. Ничего особенного. Местами между веток деревьев открываются виды на противоположную сторону хребта.

Пока гуляли, поток посетителей заметно усилился. Очень многие поднимались с маленькими детьми 2-3-4 лет. Видимо, отдыхают семьей. С такими малышами никуда в горы не сунешься, а тут хоть какое-то развлечение.

В общем, прокатиться на канатке можно. Но одного раза достаточно. Приятно, конечно, сидеть на мягком диванчике в закрытой от дождя и ветра кабинке, покачиваясь проплывать над верхушками деревьев. Но никаких усилий не затрачиваешь, и ценность таких впечатлений невелика.

Вид на верхнюю станцию канатки уже без облаков
Вид на верхнюю станцию канатки уже без облаков

Спустившись вниз заметили, что стало существенно теплее, облака поредели, и скоро выглянуло солнышко. Все ближние автопарковки были уже плотно заняты. Мы вовремя успели погулять с утра пораньше.

Тавдинские пещеры

Едем к нашему второму на сегодня объекту – Тавдинским пещерам (более подробно здесь). Я думал, там просто дикие пещеры и гроты – ходи где хочешь. Оказалось – нет. Все окультурено, огорожено и обилечено.

Автомобильный мост на левый берег Катуни
Автомобильный мост на левый берег Катуни

Начать с того, что пещеры находятся на левом берегу Катуни и, чтобы туда добраться надо проехать по мосту. А мост платный. Сто рублей — небольшая сумма, но тем не менее. Хорошо, что обратный переезд бесплатный.

Около пещер бесплатная парковка, которая к полудню уже плотно занята. Вдоль дорожки опять ларьки с сувенирами. Посещение пещер возможно только с экскурсией. Есть несколько вариантов маршрутов. Самый длинный чуть не на 6 часов и стоит 800 рублей. Но народу много, поэтому всех «прогоняют» по короткому пути (билеты взрослый 200, детский 100 рублей). Еще интересная особенность. В случае ухудшения погоды (дождь, туман и т.п.) тропу закрывают. Чтобы в этом случае не возвращать стоимость билетов, придумали такую технологию – посетители сначала бронируют себе место в составе группы (получают бумажные талончики), а потом, когда подходит время экскурсии, организаторы принимают решение о возможности безопасного подъема к пещерам и продают билеты.

В нашем случае ожидание от бронирования до выхода на тропу составило около одного часа (за который мы успели по-быстрому перекусить в ближайшей из кафешек, дорого и невкусно). С утра было сыро, и первые группы проходили не кольцевой маршрут, а укороченный, возвращаясь тем же путем, что и пришли. Нам тут повезло. К полудню камни на тропе просохли, и наша группа прошла уже полный круг.

Гид – молодой мужчина, по ходу движения давал довольно забавные комментарии.

Чтобы добраться до входа в пещеру, нужно преодолеть весьма крутой склон
Чтобы добраться до входа в пещеру, нужно преодолеть весьма крутой склон

Пару слов про маршрут. Сначала предстоит довольно крутой подъем по деревянным ступенькам, пока не доберетесь до входа в Большую Тавдинскую пещеру. Она хоть и называется «большой», но не так уж велика. Свое звание получила, наверное, в сравнении с соседними пещерками. Самое, пожалуй, яркое впечатление у нас оставило преодоление участка, с очень низким сводом, где пришлось пробираться чуть ли не на четвереньках. В самой пещере не холодно. Местами скользко. Весь коридор пещеры постоянно поднимается вверх. От нижнего, главного входа до верхнего выхода перепад высот почти 25 метров.

С верхней площадки открывается неплохой вид на долину Катуни. Но можно подняться еще выше по крутой каменистой тропинке, которую называют «козьей». Для удобства вдоль тропы натянут канат, и он реально помогает, потому что в итоге приходится подняться почти на 80-метровую высоту от точки старта.

В одном из гротов у начала очередной лестницы
В одном из гротов у начала очередной лестницы
Вид на долину Катуни с одной из смотровых площадок
Вид на долину Катуни с одной из смотровых площадок
"Козья" тропа в дождь закрывается
«Козья» тропа в дождь закрывается
Карстовая арка - одна из изюминок Большой Тавдинской пещеры
Карстовая арка — одна из изюминок Большой Тавдинской пещеры

Здесь расположена еще одна достопримечательность – карстовая арка. Не такая большая как Царские Ворота у нас на Чусовой, но тоже естественного происхождения. Ее особенность в том, что арка сочетается с тоннелем, по которому можно пройти вокруг одной из опор этого природного образования. Наш гид, сказал, что нужно загадать желание и обойти вокруг, непрерывно касаясь рукой стены. Что все и проделали. А дальше уже дорога вниз. Мимо еще нескольких гротов поменьше и табличек с названием растений, которые растут по краям тропинки.

Общие впечатления неплохие. Пещер в наших путешествиях мы посетили уже немало. И больших, и маленьких, и диких, и окультуренных. Эта запомнилась, конечно, своим прижимом, когда с десяток метров приходится ковылять «гусиным шагом» или на четырех точках. Стоимость билетов адекватная. Народу, конечно, многовато. В нашей группе было человек сорок. Возраст от 1 года до 70.

Между тем погода совсем наладилась. Снова стало солнечно. А мы возвращаемся на правый берег Катуни, чтобы продолжить путь к следующей экскурсионной точке. Это Камышлинский водопад.

Камышлинский водопад

Не доезжая до поселка Барангол есть турбаза «Царская охота», которая занимает приличный участок берега Катуни. Особенность этой турбазы в том, что здесь есть подвесной пешеходный мост, от которого и начинается тропа на Камышлинский водопад (про водопад здесь). Проход по мосту бесплатный, а вот вход на территорию турбазы платный (взрослый 150 рублей, детский 100). С нашей семьи получилось 550. Вроде за что? За то, чтобы своими ногами дойти до природной достопримечательности? Понимаю, что мост надо было построить. И потом содержать его в исправном состоянии тоже денег стоит.

Кстати, на территории базы стоит образцово-показательный аил – алтайское национальное жилище, в который может зайти всяк желающий. Есть прудик с карпами кои. Но самое печальное – это клетка с медведем Михаилом, который сидит в ней уже тринадцать лет. Решетка из толстых ржавых прутьев, темнота внутри и ужасный запах действуют очень удручающе, как и вид животного обреченного на пожизненное заточение.

Тюрьма медведя Михаила
Тюрьма медведя Михаила
Пешеходный мост через Катунь
Пешеходный мост через Катунь

Но нам нужны позитивные впечатления, поэтому по подвесному мосту переходим на левый берег Катуни и не спеша шагаем около трех километров по хорошо протоптанной тропинке вдоль реки. В конце нас неожиданно ждет еще один туристический центр – палатки с сувенирами, аттракционы, тарзанка и все тому подобное.

Тропинка по алтайскому лесу
Тропинка по алтайскому лесу

Многие совершают путь к водопаду на надувных моторных лодках. Это и развлечение, и экономия времени. Стоимость проезда 400 рублей в одну сторону. Если не хотите идти пешком в обратную сторону, то знайте, какой суммой следует запастись.

Камышлинский водопад, если смотреть с самого низу
Камышлинский водопад, если смотреть с самого низу
Водопад так назван по имени речки Камышлы
Водопад так назван по имени речки Камышлы

Сам водопад высокий, но не очень полноводный. Рядом устроена деревянная лестница, чтобы можно было подняться по скале и посмотреть на водопад сверху. Поднялись и мы. Потом обошли сувенирные лотки и отправились в обратный путь. Три километра туда, три обратно, уже шесть получается. Пришли уставшие, зато видели настоящего вольного бурундука.

Дикий обитатель здешних лесов
Дикий обитатель здешних лесов

На этом сегодняшняя программа была закончена. Можно возвращаться на базу. Отдыхать, «чистить перышки» и готовиться к новым приключениям. Завтра нас ждет поездка по Чемальскому тракту. А сегодня пробег за день составил всего 101 километр.

Продолжение здесь:

Часть 6. Алтай на букву «Ч». Чемальский тракт
Часть 7. Это должен увидеть каждый
Часть 8. В поисках места силы. Кош-Агач
Часть 9. В недрах Белого Бома
Часть 10. День, который самый-самый
Часть 11. Чуйский тракт в обратном направлении
Часть 12. Белокуриха — рай для пенсионеров
Часть 13. Музей, в который не водят детей
Часть 14. Возвращение в родные края
Часть 15. Что в итоге?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика