Кын-завод. Начало Пермского края

Начало Пермского края
Начало Пермского края

Приветствую всех любителей путешествий и знатоков родного края. С вами Вячеслав.

Почему-то путешественников всегда манят к себе такие места, которые несут на себе печать уникальности — самая северная точка, самая высокая гора, край земли.  А мы поехали к началу. К началу Пермского края, которое даже обозначено специальным знаком, установленным в поселке с коротким, как рык медведя, названием «Кын».

Сентябрь нынче удался на славу. Сухая теплая погода простояла почти весь месяц. А что еще нужно путешественнику? На даче основные дела сделаны. Дети уже пошли в школу, но суббота еще свободна. Самое время куда-нибудь съездить.

Наш путь на этот раз лежал в далекий таежный тупик, в котором сохранился старинный заводской поселок Кын. Удаленный от Перми на 230 километров, Кын оказался вдалеке от центров развития, поэтому индустриализация XX века его почти не затронула.

А ведь когда-то это был крупный промышленный центр. Железоделательный завод в устье речки Кын основан Строгановыми еще в 1759 году. Почти полтора века заводской поселок выполнял функции административного центра Кыновского округа, оставаясь важной вехой на пути «железных караванов» и исправно поставляя качественное железо на рынки страны. Но постепенно местные залежи руды оскудели, и в 1911 году владельцами предприятия было принято решение о закрытии завода.

Для нас же особую ценность представляет визит в этот уральский городок известного художника-фотографа С.М. Прокудина-Горского, который по указанию царя Николая II совершил несколько путешествий по российским просторам и оставил потомкам десятки цветных (!) фотографий. Так до нас дошли и виды поселка Кын в 1912 году.

Фото 1912 года с Плакун-горы
Фото 1912 года с Плакун-горы

На снимке хорошо видно, как торжественно выделяется белая Свято-Троицкая церковь на фоне зеленых склонов, окружающих поселок, и коричневых железных крыш заводских построек, что разместились по берегам речки Кын у места ее впадения в Чусовую.

Корпуса того самого завода поныне стоят на прежнем месте и считаются самым крупным заводским комплексом, сохранившимся на Западном Урале. Как же было не посетить такое интересное место? Тем более, что река Чусовая привнесла сюда и историю железных караванов, и историю похода Ермака.

Решено! Отправляемся в путь! Чтобы добраться до Кына предстоит сначала преодолеть 130 километров до города Чусового. Перебравшись на правый берег реки по современному автодорожному мосту, держим путь в южном направлении. Еще через 30 км оказываемся на улочках Лысьвы, которую проезжаем насквозь, чтобы снова взять путь на восток и преодолеть еще 90 километров.

Нужно сказать, что дорога до Кына тупиковая. В том смысле, что ехать дальше некуда. Места глухие, а переправа через Чусовую тут отсутствует. Поэтому движение очень редкое. Асфальт становится заметно хуже, а на половине пути, у деревни Кормовище, так и вовсе пропадает. Дальше только грейдер. На последних тридцати километрах уложены бетонные плиты, по которым едешь как по рельсам. Даже колеса автомобиля выстукивают на стыках знакомое тук-тук, тук-тук. Езда такая небыстрая и утомительная. Наконец, показывается станция Кын. Но не нужно ее путать с Кын-заводом. Проехав пару раз под железнодорожными путями по такой же грейдерной дороге еще 12 километров на север — и вот мы у цели!

В самом поселке не заблудиться. Вдоль речки лежит главная дорога, к которой теснятся деревянные домики. Здесь же расположены и все основные достопримечательности. Есть в поселке свой краеведческий музей. Из расписания, обнаруженного на сайте администрации, я узнал, что работает музей и в субботу, и в воскресенье. Но по указанному там же телефону мне не удалось дозвониться накануне в пятницу и договориться о встрече. А когда мы приехали в третьем часу дня воскресенья, то дверь музея была уже на замке, и никто нас не ждал, хотя по вывеске время еще было рабочее.

У закрытых дверей местного музея
У закрытых дверей местного музея

Чтобы закончить с темой музеев, скажу, что на воротах одного из заводских корпусов мы увидели вывеску музея горнозаводского флота. Но дверь оказалась заперта, и даже время работы не было указано. Так что с музеями мы обломились. Если у вас будут на них планы, то обязательно созванивайтесь накануне. Кын – место глухое, и все заведения здесь открываются и закрываются по собственному настроению

Еще один музей
Еще один музей

Краеведческий музей расположен в здании, которое когда-то было чертежной мастерской, и также входит в заводской комплекс. Бывший завод ничем не огорожен, так что ходить по его территории можно свободно. Более-менее сохранился корпус амбара и пристроенный к нему зал паровых машин.

Амбар
Амбар

А вот здания слесарной мастерской и кузни находятся в очень плачевном состоянии. Крыша провалилась, а внутри повсюду следы пребывания крупного рогатого скота. Как-то это не очень вяжется со статусом объекта исторического наследия регионального значения.

В бывшей кузне
В бывшей кузне

Позабавила «культурная площадка» на берегу речки Кын, чуть ниже бывшей плотины. Очевидно, все средства, выделенные на развитие туризма, были вложены в эти два десятка метров, замощенных тротуарной плиткой, сквозь которую пробивается трава. Пара лавочек и мусорные урны. Вот и вся культура. Для антуража стоит еще маленькое водяное колесо, возле которого и обрывается тротуар. Что хотели сказать этим, не понятно.

Новая дорожка на фоне старых корпусов
Новая дорожка на фоне старых корпусов
Дорожка в никуда?
Дорожка в никуда?

Если перейти по мостику через речку на другой берег, то можно увидеть станину старой лесопилки. После закрытия железоделательного производства предприятие переориентировали на переработку леса. Как ни странно, но маховики лесопильного агрегата до сих пор двигаются, и при желании их можно раскрутить. Но этот памятник уже более поздней истории.

Станина лесопилки
Станина лесопилки

Побродив между развалин, направляемся к караульной избе, возле которой раньше был въезд на территорию завода. Рядом с каждым объектом установлены информационные таблички, из которых можно получить необходимый минимум информации.

Караульная изба
Караульная изба

Закончив осмотр заводских построек, идем в сторону церкви. Попутно можно заглянуть к небольшому памятнику, установленному в честь 50-летия революции.

Свято-Троицкий храм постепенно реставрируется. Но его ворота заперты на замок, а высокая паперть пока представляет собой кучу грунта и камней. Мы прошли вдоль стройных стен, любуясь фигурной кирпичной кладкой. Как он выглядел более ста лет назад можно увидеть на фотоснимке Прокудина-Горского в начале статьи. К сожалению, мысль поискать точку, с которой была сделана та самая историческая фотография, пришла в мою голову только по возвращению домой.

Свято-Троицкий храм
Свято-Троицкий храм

Если идти вдоль улицы в сторону реки Чусовой, то на ближайшем перекрестке следует обратить внимание на ветхое деревянное здание, которое, тем не менее, также является историческим памятником – лавкой первого в истории России (!) кооперативного потребительского общества, основанного в 1864 году управляющим Кыновского завода. Вот так! Именно с уральского Кына начиналась кооперация на Руси.

Кооперативная лавка
Кооперативная лавка

Перейдя по еще одному автомобильному мосту снова на левый берег Кына, мы подошли, наконец, к тому самому памятному знаку, обозначающему начало Пермского края. Знак представляет собой изображение медведя в известном пермском зверином стиле. И это тоже не случайно. Из шести известных блях с таким же рисунком  пять были найдены именно здесь, на этом самом месте у подножия Плакун-горы. Как знать, если хорошо поискать в округе, то может быть и вам улыбнется удача. Конечно, это шутка.

Начало Пермского края
Начало Пермского края

По одной из версий, когда-то на высокой Плакун-горе было капище вогульского племени. Семейным знаком местного князька был медведь, потому его и изображали на различных украшениях и предметах культа.

Обязательно сделайте остановку на фотопаузу. Как же побывать в Кыну и не запечатлеться на память на фоне начала Пермского края!

Возвратившись на правый берег Кына, продолжим нашу прогулку в сторону Чусовой, до которой остается чуть более ста метров. Пройдя мимо заборов двух турбаз, оказываемся на берегу этой самой знаменитой уральской реки. Ее отличие от других рек состоит именно в том, что только Чусовой удалось прорезать камень Уральских гор, и по ней можно сплавится от Ревды на востоке до Перми на западе. По этой же реке осенью 1581 года поднимались и струги Ермака Тимофеевича. От поселка Кын остается всего тридцать километров до того места, где казацкие дружины свернули с Чусовой на впадающую в нее Серебрянку. Там сейчас установлен памятный знак.

Чусовая в сентябре
Чусовая в сентябре
Лодки на Чусовой
Лодки на Чусовой

Еще одна достопримечательность поселка Кын — это старинная пристань, сложенная из огромных камней. Сентябрь – самое меженное время, когда уровень воды в реке минимальный. Поэтому сейчас спуститься к основанию пристани не составит труда. А весной в половодье она скрывалась под водой на 2/3 своей высоты. Плоскодонные барки могли подходить к самому берегу и принимать на борт тяжелый груз. Трудно сказать, впечатляет или нет. Приходилось нам видеть стены Соловецкого монастыря, сложенные из более крупных булыжников. И длина пристани не так уж велика. Но осознание того, что можно в прямом смысле слова «прикоснуться к истории», конечно, волнует.  Лежат эти камни уже несколько веков и повидали все железные караваны, что  мчались по высокой воде вниз по Чусовой.

Пристань из валунов
Пристань из валунов
Чусовая - Итиль
Чусовая — Итиль

В Чусовском краеведческом музее доводилось видеть нам настоящий якорь-лот, найденный на дне реки. А здесь, на берегу Чусовой, установлен памятник железным караванам, представляющий собой увеличенную в несколько раз модель такого лота. К памятнику ведет опять же мощеная плиткой дорожка. Около необычного монумента есть лавочка, где можно посидеть, рассказать детишкам историю тех самых сплавщиков и немного отдохнуть, любуясь на Чусовую, которая делает здесь крутой изгиб.

Памятник железным караванам
Памятник железным караванам

Но знакомство с Кыном будет неполным, если не взглянуть на поселок с одного из окружающих его склонов. Подняться на Плакун-гору по крутой гравийной дороге — непростая задача для монопривода, но вполне преодолимая. Проехав вдоль верхней улицы до крайнего дома, можно было бы прогуляться по голому склону пешком. Но нас манили новые места, и мы скатились вниз в сторону Бабенок. Там тоже есть высокое место с отличным видом на Чусовую и домики Кына.

Тут мы и устроили привал.

Над Чусовой
Над Чусовой

На этом знакомство с Кыном можно считать состоявшимся. Нам предстояла дорога обратно к дому.

Расположение Кына и его значение для развития Пермского края таковы, что сюда не получится заехать походя, мимоходом на часок. Такую поездку нужно планировать на целый день и целенаправленно ехать в этот таежный тупичок. Нелишним будет и предварительно созвониться с работниками музея и договориться о встрече или организации экскурсии.

Особая прелесть Кын-завода в том, что это настоящая «застывшая история». Развитие цивилизации почти не коснулось этого уголка за последние сто лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика