Поездка в Абхазию. Часть 19. Кремль в Астрахани и дорога до Атырау

От Астраханского кремля до казахского Атырау
От Астраханского кремля до казахского Атырау

День 19. Кремль в Астрахани и дорога до Атырау. 17/08/17 ЧТВ

Астрахань — Атырау.

Пробег 385 км.

Сегодня с самого утра культурная программа — посещение Астраханского кремля. А потом наш путь будет лежать строго на восток. Предстоит прохождение российско-казахстанской границы и переезд по территории сопредельного государства до славного города Атырау. Что же меня так тянет в Казахстан?

Непривычно долго спать! Кремль откроется только в 10 часов, значит выезжать нужно не ранее полдесятого. Чем себя занять лишних два часа? Залез в интернет, пытался подыскать жилье в Атырау для компании из семи человек. Выписал пару телефонов частных квартиросдатчиков, кто предлагал трехкомнатные квартиры посуточно. Бронировать номера в отелях — дороже раза в три выйдет.

После вчерашней Элисты и степного безлюдья Астрахань производит впечатление большого города. На улицах пробки, народ спешит с утра на работу. По мостам переезжаем через основное русло Волги и несколько проток, образующих дельту реки. Запомнился необычный пешеходный мост-фонтан российско-азербайджанской дружбы.

Мост-фонтан
Мост-фонтан

На одном из островов на Заячьем бугре расположилась старинная крепость, которая помнит еще войска Ивана Грозного и ватаги Степана Разина. Треугольный в плане кремль был возведен на рубеже XVI и XVII веков, после присоединения Астраханского ханства к России. На тот момент это был самый удаленный форпост российского государства, призванный обеспечить безопасность восточной торговли а также заявить всем соседям, что русские пришли сюда всерьез и надолго. 

Недалеко от входа оставляем свои машины и с десятым ударом курантов заходим через Пречистенские ворота в высокой Соборной колокольне на территорию кремля. К нам сразу устремляется женщина с бейджиком на шее. Интересуется, не хотим ли мы послушать экскурсию? Конечно, мы хотели. Быстро оформляем все необходимое в кассе и отправляемся на экскурсию по Астраханскому кремлю.

Женщина-гид рассказала нам довольно интересно и познавательно об истории строительства кремля. Провела по его территории. Ответила на десятки наших вопросов. Общение с ней было приятным и увлекательным.

План-схема Астраханского кремля
План-схема Астраханского кремля
Кафедральный Успенский собор с колокольней
Кафедральный Успенский собор с колокольней
Башня "Красные ворота"
Башня «Красные ворота»

Но самой большой удачей было то, что на мой вопрос — можно ли куда-нибудь забраться повыше? — она ответила, что у нее есть контакты местного звонаря, по совместительству часовщика, с которым можно индивидуально договориться, и он разрешит подняться на верхний этаж Соборной колокольни. Этот подъем был, пожалуй, самым ярким впечатлением дня!

После того, как мы обошли территорию кремля, гид созвонилась с часовщиком и передала нас в его руки. Звонарь-часовщик, не сильно заморачиваясь, провел нашу группу в неприметную дверцу и, взяв небольшую денежку, разрешил самостоятельно подняться наверх, напутствовав только предупреждением: не прикасаться к подвижным частям механизма, покрашенным в красный цвет.

Это настоящее приключение — подниматься по ветхим деревянным лестницам с этажа на этаж старинной колокольни! А какой вид открывается сверху! Другим туристам такое не доступно. Можно осмотреть и колокола, в которые бьют молоточки музыкального механизма, и специальную пластину (плоский колокол), ударами по которой молот отмеряет количество часов. Пусть не везде прибрано, пыльно, но как завораживающе интересно!

Колокольня кафедрального Успенского собора
Колокольня кафедрального Успенского собора
По крутым лестницам наверх
По крутым лестницам наверх
Колокола и гири часов
Колокола и гири часов
На самом верху
На самом верху
Купола Успенского собора
Купола Успенского собора
Циферблат старинных часов с изнанки
Циферблат старинных часов с изнанки
Часовому механизму больше ста лет!
Часовому механизму больше ста лет!
Барабан с мелодией М.И. Глинки «Славься»
Барабан с мелодией М.И. Глинки «Славься»
Троицкий собор
Троицкий собор
Вид сверху вниз
Вид сверху вниз

Часам, установленным на башне, уже больше сотни лет. Они были сделаны еще до революции на фабрике Ф.Винтера (Санкт-Петербург) в 1912 году. Сегодня часы отбивают каждую четверть часа, а в 12 и 18 часов исполняют мелодию М.И. Глинки «Славься».

Тем же путем спускаемся вниз, чтобы зайти еще в нижний храм кафедрального Успенского собора. К тому времени на площади развернули торговлю сувенирные лотки. Там тоже есть, что посмотреть и улыбнуться.

Два жирафа
Два жирафа
Астраханский сувенир
Астраханский сувенир

К сожалению, время, выделенное на знакомство с Астраханью, заканчивается. Рассаживаемся по машинам и выезжаем из города на восток в сторону погранперехода Котяевка.

Между делом я позвонил по выписанным утром телефонам и попытался решить жилищный вопрос. По одному объявлению получил отказ, а по другому сказали, что в Атырау есть свободная трехкомнатная квартира, и нас будут ждать. На часах — полдень. Учитывая, что до Атырау километров 350, я рассчитывал добраться туда около шести вечера. Но не тут-то было.

Сначала нужно доехать до границы. Расстояние небольшое, но ремонты дорог нас тормозят. А в одном месте приходится переезжать через реку Бузан по платному понтонному мосту. Довольно занятно двигаться по металлическому настилу наравне с водной поверхностью, который еще и качается волнами вверх-вниз.

Опять ремонт дорог
Опять ремонт дорог
Понтонный мост
Понтонный мост

В другом месте притормозили, чтобы купить настоящий астраханский арбуз. А то Астрахань проехали, а арбуза в самый сезон и не поели. Цена местных арбузов с машины 12 руб./кг.

На границе хоть и небольшая очередь, но процедура очень затянута. Сначала на российской стороне все посмотрят, потом на казахской также пристально проверят. Мы в этот раз проходили границу с заграничными паспортами. С ними не нужно заполнять миграционные карточки. Кроме привычных оружия-наркотиков таможенники интересуются также спиртным и икрой. У нас не было ни того ни другого.

Въезжаем в Казахстан
Въезжаем в Казахстан

Потеряв почти два часа, мы наконец-то проходим все формальности. На казахской стороне сразу подступает толпа менял, предлагающих обменять российские рубли на казахские тенге. Курс вполне нормальный, можно менять. К тому же тут надо оформить казахское ОСАГО, а сделать это можно только за тенге.

Я читал, что раньше ОСАГО оформлялось хоть на один день и стоило это рублей 250 на наши деньги. Сейчас минимальный срок — две недели. Соответственно и цена такого полиса почти полторы тысячи рублей. Но нам, напуганным опять же рассказами о казахских гаишниках, не уступающих по своему коварству абхазским коллегам, приходится расплачиваться за местный грин-кард.

С границы выехали уже в шестом часу вечера. Очень скоро нормальная дорога закончилась, и началось что-то невообразимое. Я читал, что дорога до Атырау очень плохая, но насколько это правда, можно узнать, только увидев своими глазами. Кочки, ямы, волны — полный комплект всех прелестей. Похоже, что дорогу никогда не ремонтировали с момента постройки. Ехать быстрее 30-40 км/ч не удается. Только разгонишься — бац! — яма.

Нам с высоким клиренсом, крепкой подвеской и неновой машиной было полегче. Друзьям на новеньком Солярисе пришлось тяжелее. Каждый пробой подвески, удар по днищу заставлял кровью обливаться сердца. Какое-то время мы ехали вместе. Но потом, поняв, что такими темпами и заполночь не добраться до Атырау, где нас давно уже ждут на квартире, решаем, что мы поедем вперед, чтобы решить вопрос с жильем, а друзья потом подтянутся.

Не взирая на убитую дорогу, мы, тем не менее, успевали смотреть и по сторонам. За окном хоть и была пустынная степь, но и там можно было увидеть кое-что интересное.

Во-первых, это животные. Верблюды разгуливали вдоль дороги совершенно самостоятельно. А когда выходили на проезжую часть, то не заметить их было невозможно. Стада коров, табуны лошадей, отары овец или коз — все можно было увидеть по сторонам. Но самую большую опасность представляют эти блуждающие животные в кромешной ночной тьме. Когда вдруг в ближнем свете фар возникают на дороге ноги табуна вороных коней, то надежда только на тормоза и реакцию водителя.

Придорожный верблюд
Придорожный верблюд
Корабль степей
Корабль степей
Табун лошадей
Табун лошадей
Баранам ПДД не писаны
Баранам ПДД не писаны

Во-вторых, впечатляют местные кладбища, которых даже больше, чем жилых аулов. Иногда едешь, вдруг видишь на горизонте какой-то поселок из маленьких квадратных кирпичных домиков. Подъедешь ближе — а это кладбище. Над каждой могилой небольшой склеп-крепость, квадратный в плане, по углам с башенками, увенчанными мусульманским полумесяцем. Называются такие мавзолеи мазарами. По казахским обычаям важно, чтобы у каждого человека и после смерти был свой дом. Иногда, при жизни меньше уделяют внимания обустройству своего дома чем мазаров близких родственников. Тут другая мудрость — в доме жить человеку долго, а в мавзолее вечно.

Степное кладбище
Степное кладбище
Мавзолеи
Мавзолеи

В-третьих, это степь. Широкая, бескрайняя, бедная растительностью и водой. Если попадается какой-нибудь поселок, то около домов не увидишь огородика или цветника. Дома стоят, как на пустыре. Улица просто заканчивается той же степью, что и началась.

Где же выращивают арбузы, которые потом караванами фур везут в Россию? Только в одном месте встретили продавца дынь. Представляете, дует ветер, поднимает тучи пыли и несет их через дорогу. А на обочине вазовская «пятерка», у которой все окна, двери открыты нараспашку. Водителю никакого дела до пыльного бурана. Сколько надует песка, столько и выдует.

В одном месте, по моим прикидкам, можно было попытаться подъехать к берегу Каспийского моря. Все северное побережье Каспия не имеет четкой береговой черты. Камышовые заросли и плавни скрывают границу воды и суши. Только у поселка Исатай можно было бы попытать счастья в выезде к морю. Но нас ждали в Атырау. Времени на приключения совсем не было.

Еще один степной закат
Еще один степной закат

Когда стемнело, то ехать стало не лучше и не хуже. Дорога такая же убитая, только многих кочек уже не замечаешь и пролетаешь их «на бреющем». Шоссе прямое как стрела. Транспорта немного, но идут все с дальним светом.

Возникла проблема — чем заправиться? На всех заправках, которые мы миновали, а их было очень немного, предлагали только бензин Аи-92. Наш же Кашкай любит кушать 95-й. Но такого нигде не было. Тянули сколько могли. Собрались уже доставать канистру и заправляться бензином из НЗ. На последних каплях подъехали к более-менее приличной заправке и залили двадцать литров Аи-92. Кашкай не жалуясь, как ни в чем не бывало, покатил на 92-м. Не до капризов — ешь, что дают. Кругом степь да степь.

Километров за сорок до Атырау на горизонте показались какие-то огни. Мы наивные удивлялись — неужели так далеко видно город? Оказалось, действительно. Добрый час мы ехали к нему и не могли приблизиться. Только когда салон машины наполнился неприятными сероводородными запахами, поняли — где-то рядом знаменитый Атырауский нефтеперерабатывающий завод.

Еще десять минут, и мы уже едем по широкой многополосной улице, вдоль площади на которой светятся фонтаны и гуляет народ. Какой резкий переход от глухой темноты степи к свету городских улиц!

С квартирой все благополучно разрешилось. Я очень благодарен хозяевам, что они дождались нас. Снимать одну большую квартиру для нашей компании и удобнее, и дешевле, чем бронировать три номера в гостинице. Удобства те же, а комфорт даже лучше.

В первом часу ночи подъехали и наши друзья. Теперь все в сборе. Ужин уже на столе, и постель готова.

Сегодня пробег был сравнительно небольшой. Но разбитая дорога от Астрахани до Атырау всех изрядно вымотала. Странно, трасса соединяет два государства, может считаться международной, а содержится в таком ужасном состоянии. Конечно, запад Казахстана далек от его столицы, но это основной нефтедобывающий район, пополняющий казну всей страны.

Ладно. Завтра пойдем смотреть город, а потом отправимся на север, в сторону Уральска. Попробуем добраться до озера Шалкар, на берегах которого можно отдохнуть по-туристски — с палаткой и костерком. Что сбылось из наших планов, читайте в следующей статье.

Другие статьи из цикла «Путешествие в Абхазию»

Введение. Общая информация по маршруту.

День 1. Едем на юг! Пермского края…

День 2. От самарской «вертолетки» до саратовского Парка Победы

День 3. Едем через Волгоград

День 4. Пересечение абхазской границы

День 5. Пицунда. Монашеское ущелье

День 6. Озеро Малая Рица. Дача Сталина. Источники Ауадхара

День 7. Экскурсия по Пицунде

День 8. Гора Мамзышха и Гагра

День 9. Особенности абхазской медицины и форелевое хозяйство на Черной речке

День 10. Новый Афон. Достопримечательности и фото

День 11. Цены на продукты и прочие впечатления

День 12. Сухум и пещера Абрскила

День 13. Достопримечательности и маршруты для самостоятельных экскурсий.

День 14. Дорога из Абхазии в Приэльбрусье.

День 15. Канатка на Чегет.

День 16. Трекинг на Терскол.

День 17. На Эльбрус всей семьей.

День 18. Едем на машине в Элисту.

День 19. Астраханский кремль и дорога до Атырау.

День 20. Что можно посмотреть в Атырау?

День 21. Возвращение домой по дороге через Аскино.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика