Поездка в Абхазию. День 3. Едем через Волгоград

Музейный комплекс "Сталинградская битва"
Музейный комплекс «Сталинградская битва»

День 3. Едем через город-герой Волгоград. 01/08/17 ВТР

Камышин — Волгоград — Сальск.

Пробег 717 км.

Наше автопутешествие в Абхазию продолжается. Сегодня мы едем через Волгоград, в котором запланирована экскурсионно-познавательная остановка, и дальше на юг — в сальские степи. Погода совсем наладилась. Весь день было солнечно и жарко. Но кондиционер в машине — это вещь!

Наш новый путевой день начался с переезда. От места ночевки до Волгограда было почти 200 километров. Это оптимальное расстояние для утреннего пробежки.

По своему опыту путешествий могу рекомендовать именно такой график движения. Подъем с рассветом, т.е. часов в пять утра по местному, выезд в шесть. Дети дорогой доспят. Затем переезд часа четыре до крупного города, куда вы попадете как раз к открытию музеев. Экскурсионная программа часа на два, потом обед в городском общепите и выезд дальше по маршруту. Во второй половине дня можно запланировать посещение еще одного города, интересного места или просто ехать до сумерек. С наступлением темноты (часов 8-9 вечера) ищется место для ночлега. Получается не очень утомительно, с перерывами часов 10-12 в движении. Пробег за день 700-800 км каждому вполне под силу.

Мы накануне не доехали до Камышина, остановились в придорожном отеле. Поужинали, помылись, отоспались и к утру были готовы отправиться снова в путь. Сегодняшний маршрут движения пролегал через Волгоград, но мы с друзьями заранее договорились о том, что в городе наши дороги ненадолго разойдутся. Они поедут на Мамаев курган, а мы в музей-панораму Сталинградской битвы.

Внимательный читатель может задать вопрос — почему я так мало внимания уделяю нашим попутчикам? Ведь мы едем на юг на двух машинах, двумя семьями, а пишу я больше о своих впечатлениях. Прошу не беспокоится. Чтобы не писать об одном и том же, мы с Дмитрием договорились, что я составлю хронологическое описание нашей поездки, а он возьмет на себя подготовку отдельных статей о самых интересных местах, оставивших наиболее сильные впечатления. И у посетителей нашего сайта будет еще возможность познакомиться с его точкой зрения, а также увидеть его великолепные фотографии.

Мы в Волгограде с детьми уже были пять лет назад. Тогда обстоятельно походили с экскурсоводом по склонам Мамаева кургана. А вот посетить музей-панораму Сталинградской битвы нам в тот раз не удалось — просто не хватило времени. Только погуляли по его смотровой площадке. Сегодня мы целенаправленно поехали именно в этот музей.

Музей-панорама "Сталинградская битва"

Место для парковки на улице Советской, чуть выше музея, уже знакомо. Приехали даже рано, до открытия оставалось еще минут 20. Но их потратить не составит труда, если ваши дети любят лазить по танкам и другой военной технике. Вдоль парапета выстроилось несколько десятков образцов различного вооружения Красной (позднее Советской) армии. От привычных пушек М-20, ЗиС-З до таких редких экземпляров, как танки Т-26, Т-60, бронеавтомобилей БА-20, БА-64.

Выставка техники около музея
Выставка техники около музея

На площадке перед входом в музей одиноко стоит Т-34 выпуска сталинградского тракторного завода. СТЗ выпускал танки до самого начала битвы за город, когда уже на заводской территории шли бои, а «тридцатьчетверки» за воротами сборочного цеха оказывались на передовой. Конечно, в условиях тотального дефицита материалов и перестройки промышленности на военные рельсы, конструкцию танка старались максимально упростить. Т-34 выпуска СТЗ узнается по цельнометаллическим опорным каткам, лишенным обрезиненного обода.

Т-34 обр.1941
Т-34 обр.1941 выпуска СТЗ

Чуть в стороне выстроилась линейка тяжелых танков — современный Т-72, послевоенный ИС-3,  а рядом ИС-2, ИСУ-152. Очевидно, после реконструкции размещение экспонатов изменилось. Раньше тут был и самолет Ил-2. Куда делся штурмовик? Зато появился целый железнодорожный состав из паровоза и четырех вагонов.

Тяжелые танки
Тяжелые танки
Железнодорожный состав
Железнодорожный состав

Часы показывают 10-00, и мы отправляемся в музей. В холле, около кассы наблюдаем какое-то оживление. Понимаем, что тут спонтанно формируется группа из посетителей, желающих отправиться на организованную экскурсию по музею. Мы, конечно, не упустили возможности присоединиться. Взрослый билет с экскурсией стоил 400 рублей, школьный 200, дошкольники бесплатно. Фотосъемка только платная.

Экскурсия начинается с посещения самого верхнего зала, в котором расположена панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Все стены круглого помещения заняты крупнейшим в России живописным полотном размером 16х120 метров, изображающим разные моменты завершающего этапа Сталинградской битвы в конце января 1943 года. Группа художников работала над этим произведением с 1948 до 1950 года. Первоначально панорама экспонировалась на Мамаевом кургане, но в 1964 году ее перенесли в специально построенный комплекс музея Сталинградской битвы.

У зрителя должно складываться ощущение присутствия на вершине Мамаева кургана в разгар боев по уничтожению окруженной немецко-фашистской группировки. Достаточно интересное и эпичное полотно. Обязательно для посещения, особенно с экскурсоводом, который расскажет о множестве исторических персонажей, присутствующих на картине.

После осмотра панорамы мы спустились вниз, чтобы обойти еще семь залов, расположенных вокруг центрального круглого Триумфального зала. Каждый из залов рассказывает об одном из этапов Сталинградской битвы. Много настоящих исторических экспонатов. Например, винтовка прославленного снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время боев за город 225 солдат и офицеров противника, включая 11 снайперов.

Снайперская винтовка Василия Зайцева
В залах музея. Снайперская винтовка Василия Зайцева

Экскурсия продолжалась больше часу. За это время музей наполнился самостоятельными посетителями, которые, ничуть не тушуясь, присоединялись к нашей экскурсии. Кроме залов с экспонатами на нижнем уровне есть еще четыре диорамы более скромного размера, показывающих отдельные моменты сражения.

«Стойкость победившая смерть»
Диорама «Стойкость, победившая смерть»

Когда мы уже покидали музей, то весь его вестибюль был заполнен новыми группами экскурсантов. Приятно, что это место так посещаемо, что в народе жива память о великом подвиге наших предков.

От пищи духовной переходим к пище физической. На минус первом этаже музейного комплекса нашлись туалеты а также предприятие общепита, что-то среднее между кафе (удобные диваны и интерьер) и столовой (раздача блюд). Там мы и решили подкрепиться под легким дуновением кондиционера. Благо, наши друзья уже спустились с Мамаева кургана и присоединились к нам.

Что еще интересного можно рассказать про музей Сталинградской битвы? На площадке перед входом разместился навес аттракциона «Танковый бой». На небольшом макете местности метров 5 на 5 можно «покатать» на танке. Есть две «тридцатьчетверки» и два «Тигра». Выполнены в масштабе 1:8. Немаленькие такие «танчики». Достаточно сказать, что гусеницы у них металлические и звякают при движении очень натурально. Управляются модели дистанционно с помощью джойстика. Цены кусаются — за 5 минут 200 рублей. Мы немного сторговались и поездили на двух танках за 300 руб.. Впечатления ниже среднего. Пустая трата времени. Сколько-нибудь захватывающего боя не получилось. Больше времени потратили на тыканье туда-сюда, пытаясь совладать с управлением.

Аттракцион "Танковый бой"
Аттракцион «Танковый бой»

Около музея, как я уже упоминал, есть неплохая экспозиция военной техники. Есть даже несколько образцов трофейного немецкого оружия: бронетранспортер «Ганомаг», противотанковая пушка 5 cm Pak 38, тяжелая полевая гаубица 15 cm sFH, 8,8 сm зенитная FLAK 18/36, малокалиберная зенитка 20 mm FLAK 38.

Экспозиция трофейной немецкой техники
Экспозиция трофейной немецкой техники

Около разрушенной мельницы Гергардта появилась копия фонтана «Бармалей», который стал знаменит, благодаря фотографиям Э.Евзерихина, запечатлевшего контраст между беззаботно резвящимися детьми и ужасающей картиной разрушений.

Разрушенная мельница
Разрушенная мельница и фонтан «Бармалей»

Около часу дня мы продолжили наше движение на юг. Навигатор прокладывал путь до Ростова-на-Дону, а потом по трассе М4 на юг, как более быстрый. Но мы предпочли узкие местные дорожки, чтобы двигаться по направлению на Сальск. Пусть их покрытие было не всегда идеальным, но отсутствие фур и транзитного транспорта делало передвижение более быстрым и комфортным.

На выезде из Волгограда опять теряем напарников. У каждого свой навигатор. И стоит нам выпустить друг друга из поля зрения, как эта хитроумная штуковина уводит куда-нибудь в сторону. Для связи между машинами мы используем портативные радиостанции Midland. Но нужно признать это решение неудобным и неоправданным. При заявленной дальности связи в 10 км, устойчивая связь между машинами возможна на расстоянии до 300-400 метров. Внешней антенны нет, а кузов автомобиля отлично экранирует сигнал. Кроме того, питание от трех батареек ААА. В режиме ожидания их хватает на пару дней. А если немного говорить, то только на один день. Подзарядки от сети автомобиля нет. Но преимущество использования перед телефоном очевидное — не надо набирать номер и ждать — нажал кнопку и говоришь. Бывает нужно просто перекинуться парой слов между машинами, не выходя и не опуская стекол.

Итак, когда мы потеряли друг друга из видимости, уже никакие «Але, але! Прием!» не помогали. Связались по телефону. Но попробуйте быстро и четко ответить на вопрос «Где ты едешь?» в незнакомом городе. Или понять ответ на другом конце провода. Короче, поехали опять порознь. И надо же так случиться, что через несколько десятков километров упираемся в хвост колонны — а перед нами наши друзья. Где-то навигатор срезал путь и вывел их вперед.

Сразу за Волго-Донским каналом вдоль дорог появляется много торговцев рыбой. Выглядит несколько странно, когда вокруг только сухая степь. Откуда, спрашиваю, такое изобилие? Говорят, что с Цимлянского водохранилища. Предлагают копченых судаков, карпов, толстолобика, белорыбицу и много другого. Есть и осетровые, но дороже. Взяли пару рыбок к вечернему пиву.

Тут же наконец-то смогли купить местный арбуз. Пусть не очень большой. Но вполне уже спелый и сладкий. В поисках тени для привала проехали несколько десятков километров. Вокруг степь да редкие заросли какого-то кустарника. С трудом нашли отворот для небольшого привала. Одолели половинку арбуза и дальше в путь!

С ночным пристанищем вопрос решился опять достаточно легко и быстро. Темнота нас застала в пути — немного не доехали до Сальска. Увидели около дороги комплекс из трех или четырех гостиниц, свернули, а там уже нас ждут. Парковщики зазывают каждый к своему отелю, помогают удобнее поставить машину. Мы выбрали гостиницу пусть и не новую, и без кондиционера, но с большими номерами. А цена 1800 рублей показалась более оправданной.

Итак, сегодня мы проехали через Волгоград, сделав в нем очень познавательную остановку. Потом миновали Волго-Донской канал и очутились на территории Ростовской области. До моря осталось совсем чуть-чуть. Завтра нам предстоит добраться до Пицунды.

Другие статьи из цикла «Путешествие в Абхазию»

Введение. Общая информация по маршруту.

День 1. Едем на юг! Пермского края…

День 2. От самарской «вертолетки» до саратовского Парка Победы

День 3. Едем через Волгоград

День 4. Пересечение абхазской границы

День 5. Пицунда. Монашеское ущелье

День 6. Озеро Малая Рица. Дача Сталина. Источники Ауадхара

День 7. Экскурсия по Пицунде

День 8. Гора Мамзышха и Гагра

День 9. Особенности абхазской медицины и форелевое хозяйство на Черной речке

День 10. Новый Афон. Достопримечательности и фото

День 11. Цены на продукты и прочие впечатления

День 12. Сухум и пещера Абрскила

День 13. Достопримечательности и маршруты для самостоятельных экскурсий.

День 14. Дорога из Абхазии в Приэльбрусье.

День 15. Канатка на Чегет.

День 16. Трекинг на Терскол.

День 17. На Эльбрус всей семьей.

День 18. Едем на машине в Элисту.

День 19. Астраханский кремль и дорога до Атырау.

День 20. Что можно посмотреть в Атырау?

День 21. Возвращение домой по дороге через Аскино.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.