Музей боевой славы в Верхней Пышме

Мемориал перед входом в музей
Мемориал перед входом в музей

Приветствую всех любителей отечественной истории, а также истории военной техники. В вами Вячеслав. Сегодня я хочу рассказать об одном довольно неординарном музее военной техники, который находится в Верхней Пышме, городе-спутнике Екатеринбурга, и носит гордое название «Боевая слава Урала».

В чем же его неординарность спросите вы? Я бы хотел сразу ответить на этот вопрос, прежде чем начать рассказ о посещении музея.

Во-первых, музей создавался как частная коллекция в 2005 году, но вскоре получил мощную финансовую поддержку со стороны руководства Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Сегодня музей располагает не только современным выставочным зданием, большой обустроенной территорией, но и одной из самых многочисленных коллекций военной техники. За десять с небольшим лет численность собранных экспонатов превысила три с половиной сотни! Здесь вы можете своими глазами увидеть такие раритеты как первый советский танк МС-1 или пятибашенный гигант Т-35.

Знаток истории воскликнет: «Откуда мог взяться Т-35? Ведь единственный сохранившийся экземпляр находится в танковом музее в подмосковной Кубинке!».

Т-35 на площадке музея
Т-35 на площадке музея

Тут и возникает «Во-вторых». Часть экспонатов музея не являются подлинными историческими образцами, а представляют собой новодел. В свое время разгорелась жаркая дискуссия — хорошо это или плохо? Правильно ли создавать полноразмерный макет танка с использованием современных материалов и технологий и выставлять его в музее в качестве исторического экспоната? А если на нем имеется несколько оригинальных деталей, например, катки или гусеницы?

Я считаю, что любой подход, направленный на увековечение памяти о подвигах наших предков, популяризацию военной истории и развитие патриотического воспитания. имеет право на существование. Ведь так здорово стоять рядом с пятибашенным гигантом и ощущать его мощь и величие, гордость за наш народ-создатель! И не надо для этого ехать в далекую Москву. Только пусть на табличке, установленной рядом с танком, будет указано, что это именно «макет», изготовленный с использованием оригинальных частей.

А делать уральцы умеют! Будь то современная техника или копия давно утраченной машины. Новодельные экземпляры сделаны очень качественно и достоверно. Неспециалисту отличить их от оригинала почти невозможно.

Свой рассказ о посещении музея я начну с того, что припарковаться около него проблематично. Стоянка для автомобилей посетителей музея есть, но найти ее довольно сложно, потому что расположена она на противоположной стороне улицы, и подъезд туда достаточно замысловатый. Поэтому перед посещением посмотрите в интернете информацию о местонахождении автостоянки.  Но парковка большая и бесплатная — это плюс.

Весь комплекс музея «Боевая слава Урала» можно разделить на три части:

  • выставочная площадка под открытым небом,
  • трехэтажное основное здание музея,
  • ангар на территории УГМК, где расположена автомобильная коллекция.

Перед входом на территорию музея есть ларек с кассами. Но вход на открытую площадку бесплатный. Билеты нужно покупать в здание музея и отдельно на автомобильную экспозицию. Кстати, рядом стоят кабинки биотуалетов, пользование которыми платно (нужно купить жетончик в кассе). Но если немного потерпеть, то совершенно бесплатно можно воспользоваться санитарными удобствами в основном здании музея (при наличии входного билета туда, естественно).

Выставка авиатехники
Выставка авиатехники

Так как наше посещение музея совпало с началом сильного дождя, то мы первым делом решили осмотреть экспозицию, расположенную в новом трехэтажном здании музея. Здание построено в 2013 году специально как выставочный корпус и оборудовано всем необходимым (лифты, пандусы и т.п.). На каждом этаже по периметру расположены выставочные площади, заполненные самыми разными экспонатами, а внутренне пространство, образуя единый свет, используется для размещения макетов самолетов, выполненных в натуральную величину — от настоящих не отличить.

В здании музея
В здании музея

Проходя мимо шеренги легких танков, я едва успевал перечислять представленные здесь модификации, не говоря уж о том, чтобы дать характеристику каждому из них. Тогда посещение музея могло бы растянуться на полдня. Но в нашем распоряжении был всего один час, потому что хотелось съездить еще и на выставку автомобильной техники, а автобус туда ходит по расписанию раз в полтора часа.

Легкий арттягач "Комсомолец" и самоходка ЗиС-30 на его базе
Легкий арттягач «Комсомолец» и самоходка ЗиС-30 на его базе
Линейка бронеавтомобилей
Линейка бронеавтомобилей

Немного расстроила экспозиция на третьем этаже, где представлена униформа и стрелковое оружие. Всегда умиляет использование для подобных выставок манекенов из магазинов одежды. Хоть и подобраны мужские манекены, но их позы и выражения лиц очень неестественны.

Третий этаж музея
Третий этаж музея

Так как музей новый, то в нем присутствуют и интерактивные витрины, на которых можно пролистать справочники по стрелковому оружию или боевым наградам.

Специально для любителей фотографии установлена противотанковая «сорокапятка» с подходящим задним фоном.

Почти в бою
Почти в бою

Как я уже говорил, для собрания раритетных автомобилей место пока нашлось только в большом ангаре на территории завода. Чтобы туда попасть нужно сесть на специальный автобус, который раз в полтора часа курсирует между площадкой музея и выставкой автотехники, проезжая при этом через заводскую проходную, где строгий вахтер пересчитывает всех пассажиров. При посадке проверяются отдельно купленные билеты, а всю группу сопровождает сотрудница музея, которая дает краткую информацию о правилах поведения на территории завода.

Спустя пять минут около бывшего цеха, переоборудованного под выставочный павильон, автобус останавливается, и всех посетителей проводят в помещение. В связи с режимом объекта выход на прилегающую территорию запрещен. А там стоит больше десятка различных интересных грузовых автомобилей и автобусов, которым не нашлось места под крышей. Один только ЗИЛ-49061 «Синяя птица», созданный специально для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов, чего стоит!

В большом светлом, сухом и чистом ангаре представлены, пожалуй, все образцы авто- и мототехники, выпускавшейся в Советском Союзе. Интересно было, например, увидеть рядом стоящие американский Форд-А и Газ-А, сделанный по лицензии на его базе. Из необычного есть еще катер на подводных крыльях, аэроглиссер. Автомобильная линейка заканчивается Москвичом-2141.

Автомобильная выставка
Автомобильная выставка
Пробка радиатора Форд-А
Пробка радиатора Форд-А
Гоночные мотоциклы
Гоночные мотоциклы
Есть не только автомобили, но и глиссер и катер
Есть не только автомобили, но и глиссер и катер

Два экспоната доступны для того, чтобы можно было посидеть и пофотографипроваться. Это ирбитский мотоцикл М-72 и мотоколяска СМЗ-3-А, которую мы видели в фильме о приключениях Шурика.

Верхом на мотоцикле
Верхом на мотоцикле
Где этот инвалид?
Где этот инвалид?

На весь осмотр выделяется примерно 1 час 15 минут. Хотя гид, сопровождавшая группу, признавалась, что все укладываются минут в 40. Остальное время сидят, скучая на лавочке, ожидая выхода на посадку в автобус. Если это всем известно, то почему бы не сделать рейсы автобуса чаще? Или не предусмотреть возможность осмотра уличной экспозиции грузовиков? Нам отведенного времени тоже хватило с лихвой: и пройти два раза, и нафотографироваться.

Возвращаемся на площадку музея тем же порядком. Дождик прошел. Асфальт быстро подсыхает под лучами летнего солнца, а у нас наконец-то появилась возможность осмотреть технику, установленную под открытым небом.

На открытой площадке, как я уже говорил, стоит несметное количество самой разной военной техники, как Красной Армии, так и союзников. Ничего немецкого я не увидел. Есть несколько самолетов разных эпох. Заканчивая реактивным перехватчиком МиГ-25 и стратегическим бомбардировщиком Ту-16. В подлинности многих современных экспонатов сомнений не возникает. А вот подводная лодка типа М («Малютка») всего лишь макет, полностью лишенный внутреннего оборудования.

Железнодорожная техника
Железнодорожная техника
Малый охотник
Малый охотник
Стратегический бомбардировщик Ту-16
Стратегический бомбардировщик Ту-16

Нужно сказать, что макеты сделаны очень качественно. Проходя мимо бронепоезда, состоящего из паровоза и двух бронеплощадок, я получил настоящий шок. Таких экземпляров не сохранилось! Но вот он — стоит передо мною, сверкая свежей краской. Не веришь — потрогай. Танковые башни начала войны с характерной фактурой литой брони.

Единственный минус уличной экспозиции — никуда нельзя забраться. Все танки-пушки стоят за ограждением, и ведется видеонаблюдение. Стоит кому-то попытаться нарушить это правило, как через громкоговорители по всей площадке разносится грозное предупреждение. Не сомневаюсь, что для самых непонятливых нарушителей порядка быстро прибудет и наряд охранников.

Бронетехника союзников
Бронетехника союзников

На палубу некоторых катеров можно подняться — есть соответствующие трапы. Но только в сопровождении гида, проводящего экскурсию. При следующем посещении музея, думаю, что надо взять экскурсовода-сопровождающего. Он, наверное, больше сможет рассказать об истории появления отдельных экспонатов музея.

Три часа на территории музея пролетели незаметно. Многое мы прошли очень быстро, только мельком взглянув. Но и этого времени хватило чтобы переполниться впечатлениями до краев. Экспозиция музея постоянно пополняется. А это значит, что у нас еще не раз будет возможность приехать в Верхнюю Пышму и посетить музей с таким говорящим названием «Боевая слава Урала»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика