Увидеть своими глазами Верблюда на Качканаре!

Верблюд на Кчканаре
Верблюд на Качканаре

Приветствую всех любителей автомобильных путешествий и пеших походов! С вами Вячеслав. Сегодня я хочу рассказать об очередной нашей поездке входного дня, которая была посвящена такому удивительно интересному месту, как гора Качканар! О том, что мы увидели, и при чем тут Верблюд, и будет мой рассказ.

Можно назвать это зарождением новой семейной традиции, но в нынешнем году также, как и в прошлом, мы решили выкроить один солнечный сентябрьский выходной, чтобы совершить поездку для восхождения на очередную вершину Уральского хребта. В минувшем году, если помните, это был поход на гору Полюд (кто не помнит, может почитать здесь) с ночевкой на турбазе «Родники». Впечатления остались самые положительные. Нынче захотелось повторить путешествие выходного дня по такому же плану: в первый день переезд, подъем на гору, спуск и ночевка на турбазе, во второй день неспешное возвращение домой с посещением попутных достопримечательностей.

Нынче в качестве главной цели нашего путешествия стала гора Качканар, расположенная на окраине одноименного города. Не трудно догадаться, что именно она дала свое название городу, а не на оборот. О происхождении топонима «Качканар» нет единого мнения. Но мне больше всего импонирует вариант тюркского происхождения: ‘качка‘ — лысый, ‘нар‘ — верблюд. Т.е. гора, похожая на лысого верблюда. Забавно?

Как оказалось, на вершине Качканара, действительно есть скала-останец, своими очертаниями напоминающая это гордое животное. Вот она и будет главной целью нашего маршрута.

Итак, едем! Сентябрьским субботним утром, как только стало чуть рассветать, наш небольшой караван из двух машин уже стартовал с окраины в направлении города Чусового. Осенью, когда сухо, катить за рулем одно удовольствие! Откроешь крышу — там голубое небо с белыми облачками. По сторонам, перемежаясь с темно-зелеными пятнами елей, желтеют листвой березки,  На полях кое-где уже пробиваются свежей травкой озимые. Глаз радуется! Два часа неспешной езды, и за окнами промелькнули улочки Чусового. Мы проезжаем его насквозь. Держим путь на север, но через десяток километров сворачиваем направо и уходим на Горнозаводск. Дорога отличного качества, только ровные участки сменяются частыми спусками и подъемами. Мы преодолеваем почти незаметный здесь хребет Среднего Урала.

Первой экскурсионной точкой на нашем пути становится стела, установленная на границе двух частей света Европы и Азии. Место это очень популярно у всех проезжающих туристов — можно сделать небольшую остановку для перекуса и фотосессии. При том, всем путешественникам бросается в глаза именно монументальное сооружение, но мало кто знает, что и на противоположной стороне дороги имеется заасфальтированная площадка, по средине которой когда-то была нанесена пограничная линия с соответствующими надписями. У стелы мы уже останавливались не раз, поэтому сейчас предпочли взглянуть на границу Европы-Азии с другой стороны.

Граница Европа-Азия
Граница Европа-Азия

Тут же недалеко проходит и граница Пермского края. А от нее и до Качканара, который расположен на территории Свердловской области, уже рукой подать. Проезжаем город до развилки, указывающей на Западный карьер. На всякий случай укажу координаты перекрестка: N 58°43’15,96″ E 59°43′21,78″ Нам туда! Больше нигде сворачивать не нужно. Едем еще пару километров, пока не упираемся в контрольный пост. Тут и паркуемся.

Таким образом, выехав из Перми в семь утра, спустя четыре часа и 280 километров пути мы остановились недалеко от шлагбаума, перекрывающего проезд на территорию Качканарского горнообогатительного комбината. Проезд на промышленную территорию ограничен, а проход нет. Тем не менее, чтобы не вызывать недовольства контролеров видом праздно шатающихся туристов, мы предпочли миновать КПП по тропинке, которая идет по кустам в 10 метрах от дороги. Никаких ограничений или заграждений там нет. Еще через двести метров вышли на большую пустую площадку для стоянки технологического транспорта и дальше шагали уже по широкой накатанной дороге.

Западный карьер Качканарского ГОК
Западный карьер Качканарского ГОК

Метров через 500 слева от вас появятся домики горнолыжной базы. Зимой с Качканара катаются на лыжах. Интересно, как тут с проездом на личных авто в это время?

Около базы важно свернуть с широкой дороги влево на дорожку чуть поуже, но которая ведет мимо старых отвалов чуть вверх. И по ней уже смело шагать дальше. Подъем очень пологий, а дорога накатанная, поэтому преодоление этого участка не вызывает никакой трудности. Справа от дороги за деревьями угадывается огромное пространство действующего карьера. К его краю можно подойти в нескольких местах. Местоположение первой такой смотровой площадки определяется по высокой мачте с прожекторами. Но интереснее пройти еще чуть-чуть и добраться до второй смотровой площадки, которая оборудована гораздо приличнее. Небольшой пятачок заасфальтирован, по краю установлено ограждение, а обзор никакие деревья не заслоняют. Весь Западный карьер Качканарсого ГОКа, как на ладони.

Западный карьер со смотровой площадки
Западный карьер со смотровой площадки
Мощная техника при большом приближении
Мощная техника при большом приближении

Детям, да и взрослым, будет интересно воочию увидеть, как ведется добыча полезных ископаемых. Далеко внизу ползают БелАЗы, работают экскаваторы, закладывают свои шурфы взрывники. По склонам карьера проложена железная дорога, по которой ниточками тянуться составы с платформами для вывоза руды. Самосвалы внизу перевозят руду только от места разработки до места погрузки на ж/д платформы. Наверх ее поднимают железнодорожные локомотивы. И не мудрено. Глубина карьера уже больше 200 метров! Гонять БелАЗы по нескольку десятков километров вверх и вниз будет накладно. Качканарский ГОК сравнительно молодой. Первые тонны железной руды тут добыли в 1957 году. Руда сравнительно бедная — содержание железа всего 16%, но на обогатительной фабрике его содержание повышают до 65%. А кроме железа в руде содержаться еще титан и ванадий.

Увлекшись созерцанием карьера, не стоит пропустить нужный отворот к вершине горы. Он находится, как раз не доходя метров 50 до второй смотровой площадки. Поэтому, если вы зашли взглянуть на карьер свысока, то теперь придется немного вернуться. Но не расстраивайтесь. Дальше дорога будет уже одна без каких-либо отворотов. А шагать там еще прилично. Дорога отсыпана породой из карьера, укатана колесами машин, поэтому идти несложно.  Транспорт здесь почти не ходит. За все время нас обогнала только одна «Нива» с символикой ГОКа да пронесшаяся с ревом компания из мотоцикла и квадроцикла. Если бы не шлагбаум внизу, то проехать тут смогла бы любая легковушка в любую погоду. Представляю, что тогда творилось бы на вершине горы.

Дорога на Качканар
Дорога на Качканар

Итак, следующие четыре километра у вас под ногами будет щебенка, а по сторонам лес, который несомненно красив в любое время года. Мы же застали «золотую осень». И все бы ничего, но теплое солнце пригрело и какую-то мошкару, которая стаей вилась над нами. Так что баллончик с репеллентом окажется в таком походе не лишним.

Конечной точкой этого этапа пути станет развилка дорог около дерева, веток которого не видно за массой тряпочек, повязанных путниками. Не знаю, в чем их сакральный смысл, но грустно видеть, когда на ветках того или иного дерева не первый год болтаются выцветшие ленты, завязанные какими-то путниками. Мне такие деревья напоминают рыб или птиц, подцепивших какой-то человеческий мусор и не могущих самостоятельно от него избавится. Так и беззащитные деревья тянут свои руки-ветви с просьбой освободить их от этих кусков материи, которые не могут сорвать ни ветер, ни дождь, ни время.

Дерево у развилки
Дерево у развилки

Те, кто ставит своей первой целью посещение буддистского монастыря «Шад Тчуп Линг», могут смело сворачивать направо, чтобы через четверть часа и один километр пути оказаться у его ворот. Мы же решили монастырь оставить на обратный путь и прошли по дороге прямо. Где-то впереди ожидалось небольшое рукотворное озеро.

Пройти мимо озера, конечно не получится, но за большими валунами, раскиданными по берегу, сразу его не увидеть. Небольшой навес с лавками, столом и очагом будет вам ориентиром. За импровизированной беседкой увидите и озерко. Возможно, когда-то геологи в поисках места для нового карьера раскопали котлован, но по каким-то причинам забросили его. А яма заполнилась дождевой водой, образовав довольно симпатичный ландшафтный уголок.

Рукотворное озеро
Рукотворное озеро

Под навесом около озера мы решили сделать привал на обед. Дети давно уже просили кушать. Да и рюкзаки нести будет легче, если их содержимое равномерно распределить по желудкам туристов.

Не смотря на имевшееся у нас довольно подробное описание маршрута, взятое с сайта «Ураловед» (ссылка), тут мы немного сбились с пути. До сих пор шагали по хорошей наезженной дороге, вот и продолжили по ней движение дальше. Но широкая дорога забирала влево, прочь от видневшейся уже над деревьями вершины Качканара, а потом начинала разветвляться. В поисках правильного маршрута, и надеясь, что дорога все-таки повернет в нужном направлении, мы прошли по ней метров 500, пока не поняли тщетность этой затеи и не вернулись назад к озеру. В описании рекомендовалось обойти озеро слева. Мы так и сделали, но ушли не туда. Совет обойти озеро следует понимать буквально, т.е. обойти его по берегу, а в лесу за озером найдется уже тропинка в сторону вершины горы. Поэтому, вернувшись к озеру мы углубились в лес и стали обходить его по берегу по часовой стрелке. Наша попытка была вознаграждена тем, что скоро среди травы и корней деревьев стала просматриваться нахоженная тропа, а когда она объединилась с такой же, ведущей с правого берега, и пошла вдоль неширокой просеки, то все сомнения отпали — мы на верном пути!

Продолжаем путь на Качканар
Продолжаем путь на Качканар

А путь этот становился все круче. Все чаще стали попадаться камни и останцы скал. Когда же мы добрались до небольшой лавочки, то тропинка совсем потерялась. Всё потому, что дальше предстояло преодолеть несколько десятков метров курумника. А на камнях, сами понимаете, следов не остается. Впрочем, при достаточной внимательности сбиться с пути невозможно. Дорогу подскажут все те же тряпочки на ветках деревьев.

Преодолев очередное препятствие, мы оказались уже среди огромных камней и скал, которые не пускали лес на вершину горы. Меня удивили камни, которые непонятным образом удерживались на вершине других скал. Как будто некий великан взял и поставил их туда для своей забавы. Подойди, толкни рукой, и они с грохотом упадут вниз.

Скалы-останцы
Скалы-останцы
На горе
На горе

Поднявшись по тропинке еще выше, мы вышли к небольшому навесу-беседке, откуда тропинка раздваивается. Налево пойдешь — к Верблюду попадешь, направо пойдешь — в монастырь придешь. Мы решили сходить сначала налево, тем более за ближайшими камнями вдруг появились легко узнаваемые шея и голова верблюда. И открывающиеся на всю округу виды завораживали!

Вид на Полуденный Рог
Вид на Полуденный Рог

К моему удивлению здесь оказалось довольно много народу. Если до сих пор мы шли почти в полном одиночестве, то у Верблюда оказалось еще два десятка таких же любителей побродить по горам и осеннему лесу. Очевидно, стартовав чуть раньше нас (внизу у шлагбаума было довольно много машин и даже микроавтобус), они прошли до буддистского монастыря, а потом поднялись к Верблюду. Мы же отправились в путь позже и шли другой дорогой. Справедливости ради, нужно отметить, что вернуться обратно через монастырь гораздо легче, а вот тропинку от Верблюда до озера найти будет не просто, если не знаешь, где она проходит. Так что наш маршрут я бы мог смело рекомендовать путешественникам, которые не ставят своей главной целью посещение монастыря. Туда вы потом тоже сможете попасть. Только получится не с парадного входа, мимо барабанов и ступы, а как бы с тылу — через двор и подсобные помещения.

На спину Верблюда можно без труда забраться. Но тут, как с Эйфелевой башней. Единственное место, откуда ее не видно, находится на самой башне. Также и с Верблюдом. С его спины скала впечатления не производит — надо смотреть со стороны. К тому же наверху очень сильный ветер. Нас с Верблюда чуть не сдуло. И внизу ненамного легче. Осенний ветерок уже не ласкает прохладой, а пронизывает холодом до самых косточек. Не смотря на яркое солнышко, пришлось срочно утепляться: надели на себя все, что было.

Фото на фоне Верблюда
Фото на фоне Верблюда

Верблюда мы увидели, что дальше? А дальше опять вступает в силу фактор времени. Хочется побыть наверху подольше. Сходить и на Северный рог (он совсем недалеко), и на Полуденный Рог, и поискать скалу Гагарина с установленным макетом ракеты. Но на часах уже пятый час. Обратно идти не близко, а темнеет вечером раньше. Поэтому отметившись у самой значимой и интересной скалы, было принято решение отправляться вниз по дорожке через монастырь. Его постройки хорошо были видны сверху.

Вид на монастырь
Вид на монастырь

На пути от Верблюда до монастыря есть тоже довольно интересная скала. На ее раздвоенной вершине покоится камень, который попал туда непонятно как. Скорее всего, конечно, это результат выветривания. Но до чего чудные формы принимает природа!

Интересная скала
Интересная скала

Что сказать про буддистский монастырь  «Шад Тчуп Линг»? Сооружение довольно необычно для нашей местности. Не говоря уж о месте его нахождения. На скале белеет многометровая статуя Будды, опоясанная строительными лесами. Отчего у буддистов такая мания к гигантомании? Или только так можно привлечь внимание их бога?

На задворках монастыря извивается зеленая фигура азиатского дракона, сделанного из подручных материалов. И в целом на территории монастыря как-то неухоженно. Не знаю, каково внутри, но в округе валяются какие-то стройматериалы, хлам и мусор. Что здесь делают ржавые остовы нескольких легковушек? Только около ступы поддерживается относительный порядок.

Будда и дракон
Будда и дракон
Ступа и главный храм
Ступа и главный храм

Нас никто тут не ждал. Да и мы старались не привлекать внимание обитателей убогих жилищ, приютившихся на скалах.

Автомобильной дороги к монастырю нет, и все материалы приходится доставлять на руках. В крайнем случае до подножия утеса, на котором расположился монастырь, можно доехать на квадроцикле. Оттуда устроена импровизированная канатная дорога для подъема грузов на верх.

Вечерний лес
Вечерний лес

Мы идем вниз, а навстречу нам попадаются все новые туристы с рюкзаками и палатками. Такой способ путешествия, нужно сказать, тоже оправдан. Поднялся, переночевал где-то на горе в палатке, зато потом весь день можешь лазить по скалам и обойти все окрестности. Но у нас другие планы. Где-то нас ждут теплые постели в номере на турбазе «Дикий рай».

Обратный путь ничем примечательным не был отмечен. Как и ожидалось, через 15 минут после выхода из монастыря мы подошли к развилке с деревом, разукрашенным тряпочками. Оттуда по дороге вниз до карьера и дальше до парковки. К машинам мы подошли в сумерках в половине восьмого вечера. Получается, наш поход, как бы он легок не казался вначале, составил восемь с половиной часов, за которые мы прошагали километров 15-16.

Что можно сказать, подводя итог нашему осеннему восхождению на гору Качканар? Гора эта несомненно красивая и интересная, чем-то напоминающая Помяненный камень в Красновишерске: такие же камни-останцы, разбросанные на приличной территории, для обследования которой одного дня явно маловато. Но самую известную скалу на Качканаре — Верблюда — увидели и теперь можем с гордостью говорить, что мы там были.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика