Старейшая в России ГЭС «Пороги»

ГЭС "Пороги"
ГЭС «Пороги»

Приветствую всех посетителей нашего сайта! С вами Вячеслав.

Сегодняшний мой пост будет посвящен одному из уникальных творений рук человеческих, коих на Урале превеликое множество. Речь пойдет о старейшей в России действующей (!) гидроэлектростанции «Пороги».

Первая в этом году наша выездная экспедиция своей основной целью имела восхождение на гору Иремель (об этом более подробно можно почитать здесь). А по пути к месту назначения было решено заехать в небольшой уральский поселок Пороги, в котором и находится одноименная электростанция.

Для того чтобы читатель проникся уникальностью этого объекта, скажу, что гидроэлектростанция (ГЭС) «Пороги» была кандидатом на внесение в список мирового наследия ЮНЕСКО, поскольку является старейшим сооружением подобного рода в России. Плотина сложена из природного бутового камня, скрепленного глиной. Расстояние от берега до берега 125 метров, ширина у основания 12,5 метров, по гребню 4 метра, высота более 20 метров.

Плотина устроена в узком ущелье, перекрывая неширокий промежуток между обрывистыми берегами быстрой уральской речки Большая Сатка. Название места пошло от каменистых порогов, на которых раньше часто разбивались лодки. С появлением запруды уровень воды повысился, и препятствия оказались на дне водохранилища. Плавай — не хочу. Но плотина не оборудована шлюзовым устройством. Так что о движении лодок вниз по реке можно было больше не думать.

Возведение плотины началось в 1908 году, а в 1910 ГЭС уже дала первый электрический ток. Установленные более ста лет назад генераторы фирмы «Бриглеб, Хансен и Ко» (Германия) вырабатывают электроэнергию по сей день!

Наличие дешевого источника электроэнергии позволило создать при электростанции небольшой завод по электродуговой плавке металлов. Новейшая технология для того времени! В лучшие свои годы завод выдавал до 500 тонн ценнейшего сплава ферросилиция.

Но это, как говорится, присказка, а сказка будет впереди.

Дорога к поселку «Пороги» достаточно красива. Мы ехали по трассе Красноуфимск-Сатка, поэтому свернув у Сулеи, добрались по асфальту до Романовки. Дальше двигались по неплохому грейдеру, который, петляя между березовых стволов, постепенно спускался к берегу водохранилища. Поселок Пороги тупиковый, дальше ехать некуда, и укатанная дорога заканчивается в аккурат около плотины ГЭС. Для любознательных координаты места — 55.2817, E 59.1383.

Около плотины имеется достаточно места для парковки автотранспорта. В выходной день здесь бывает довольно многолюдно. Приезжают автотуристы со всех окрестных областей и даже целые экскурсионные автобусы. И первое, что видят посетители — большой яркий транспарант, рассказывающий об истории этого объекта.

История плотины на плакате
История плотины на плакате

А сразу за плакатом видна и сама плотина.

Гребень плотины
Гребень плотины

Мы были там в начале мая, когда водосброс работал на полную мощь. Не сравнить, конечно, с Камской ГЭС, но тоже впечатляет, когда многие кубометры воды с пеной и брызгами обрушиваются в высоты пятого этажа.

Спустившись по металлической лестнице, можно пройти на смотровую площадку ниже плотины. Кроме структуры, выложенной из природного камня плотины, обратите внимание на две клепанные трубы водоводов огромного диаметра, подводящие водный поток к лопаткам гидротурбин, расположенных в машинном зале.

Лестница на смотровую площадку
Лестница на смотровую площадку
Ниже плотины
Ниже плотины

К машинному залу ГЭС пристроен плавильный цех, осмотреть который можно, если обойти здание с другой стороны. Завод давно уже не работает и всё, конечно, носит следы разрухи. Но нетрудно угадать, где находились электроплавильные печи. Сохранился монорельс, по которому двигались вагонетки с рудой. Сырье завозили на грузовиках из карьера в Сатке. Готовую продукцию доставляли на железнодорожную станцию Бердяуш в десятке километров от Порогов.

Плавильные печи
Плавильные печи
Заводской цех
Заводской цех

Посмотреть плотину и окружающие ее сооружения безусловно стоит. Хотя, нужно отметить, что у властей, как всегда, руки не доходят, чтобы поддерживать памятник истории в надлежащем порядке. Обрывистый берег реки ниже по течению никак не огорожен, и при большом количестве желающих запечатлеть себя на фоне рукотворного водопада, может стать причиной несчастного случая. Будьте осторожны!

Фото на память
Фото на память

Весь осмотр занимает около часу времени. Обратный путь мы решили проделать по несколько иной дороге — через станцию Бердяуш, чтобы выехать на трассу М5 «Урал» недалеко от Сатки. Отдельно останавливаюсь на этом моменте исключительно из-за красоты пейзажей, которые открываются по сторонам, когда вы едете вдоль речки Большая Сатка или забираетесь по серпантину на один из уральских хребтов.

Посещение Порогов доступно круглый год в любое время суток. В машинный зал и на саму плотину вы не попадете, но все остальное в округе сможете беспрепятственно осмотреть. В качестве основной цели путешествия такой объект рассматривать вряд ли стоит, а вот в формате одной из попутных точек — однозначно рекомендовано к посещению.

Читайте и другие статьи из той весенней поездки:

Восхождение на Большой Иремель

«Сонькина лагуна» в Сатке

Восхождение на Иремель. Советы и рекомендации


Комментариев: 2

  1. Если поговорить с местным работником, можно попасть и в машинное отделение))) И там ооочень интересно. Это настоящий музей

    1. Да, Владимир, полностью с Вами согласен. В глубине души у меня теплилась надежда, что можно будет зайти в машинный зал и увидеть все механизмы воочию. Но как найти этого местного работника? Когда мы были у ГЭС (суббота, вторая половина дня), то все двери были наглухо закрыты. Ни звоночка, ни номера телефона.
      Кстати, неплохая идея для местных работников — указать свои контакты и проводить по плотине и машинному залу экскурсии за умеренную плату.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.