Путешествие «Русь-Беларусь» Часть 8. Брестская крепость. Бессмертный подвиг

Вход на территорию Брестской крепости
Вход на территорию Брестской крепости

День 8. 04/06/16 СБТ «Бессмертный подвиг»

Брестская крепость — Паровозы — Форт № 5

Пробег 33 км

Итак, мы добрались до самой западной точки нашего путешествия по Беларуси — города Бреста. Здесь у нас была запланирована первая длительная остановка. В округе так много интересных мест! И все их хочется посетить! Мы выбираем самые знаковые — Брестскую крепость и Беловежскую пущу.

Сегодня можно было бы поспать подольше, но… Вчера на въезде в город жена увидела рекламный плакат какой-то ярмарки трикотажа и о-очень просила туда заехать. Чтобы не откладывать это дело в долгий ящик (в планах шоппинга не значилось, и время на него не предусматривалось), решили отправиться за покупками с самого утра. Тем более, что ярмарка открывается в шесть часов — к прибытию московского поезда, а к часу дня уже сворачивает свою работу.

Подъехали по указанному адресу. Там на территории какой-то промзоны несколько зданий переделано под торговые помещения. Вдоль коридора двери налево-направо и везде одежда висит. В основном женская. Поэтому мы с Вовой присели в уголке, а нашим девушкам дали полную свободу действий.

Через час с небольшим, удовлетворив покупательские потребности, все были готовы ехать в сторону Брестской крепости. Просчитав дальнейший маршрут, я решил парковаться не у входа, а чуть подальше, на противоположной стороне проспекта, около музея паровозов, в который мы собирались зайти после крепости.

Проходим сквозь символические ворота в форме пятиконечной звезды и оказываемся на территории крепости. В центре огромной замощенной плиткой площади, перед мемориалом ее защитникам, происходит какое-то торжественное мероприятие, похожее на принятие присяги — оркестр, гости, молодые бойцы в камуфляже.

Мемориал защитникам крепости
Мемориал защитникам крепости

Мы же немного задержались около выставленных танков. Кроме привычных Т-34-85, СУ-100, ИСУ-152 здесь был и довольно раритетный Т-44. Сделанный, как развитие «тридцатьчетверки», в конце войны на поля сражений он уже не попал, но стал базой для самого массового в мире семейства танков Т-54/55.

Т-44
Т-44

Далее, двигаясь вдоль развалин крепостной стены, подошли к Холмским воротам. Те самые ворота, которые ведут на запад, и которые изображены на знаменитой картине. Стены специально не реставрируют, сохраняя на кирпичной кладке следы попаданий пуль и снарядов.

Холмские ворота
Холмские ворота

Несколько неуместно здесь смотрятся жених с невестой, которые улыбаются и фотографируются на фоне мемориальной доски, обозначающей место расстрела комиссара Гаврилова.

По мосту можно перейти через ров и погулять по одному из островков, окружающих крепостные бастионы. Но мы возвращаемся обратно на территорию крепости, чтобы задержаться около экспозиции артиллерии. Выставленные пушки, как впрочем и танки, не имеют никакого отношения к обороне крепости в июне 1941 года. Самым мощным оружием обороняющихся были 45-мм противотанковые орудия.

Пермские пушки
Пермские пушки

Пока дети ползали по артиллерийским экспонатам, мы разговорились с пожилой парой, которые оказались тоже автопутешественниками из Подмосковья. Вывезли в Беларусь своих внуков. Но они уже посмотрели Минск и поделились с нами своими впечатлениями. Особенно настоятельно рекомендовали посмотреть комплекс «Линия Сталина». Что ж, в моих планах этого пока не было. Надо будет «погуглить».

Обходя площадь вокруг мемориала по кругу, мы добрались до самого музея обороны Брестской крепости. Чтобы знакомство с этим объектом было наиболее полным и завершенным, я решил взять экскурсию с местным гидом. Благодаря живому рассказу история воспринимается гораздо интереснее. Но, нужно сказать, что эта экскурсия меня не «зацепила». С одной стороны в советские времена подвиг героев Брестской крепости превозносился, как образец мужества и самопожертвования, и нас воспитывали в таком духе. С другой стороны рассказ гида был мало эмоциональным и как-то не соответствовал торжественности обстановки.

В залах музея обороны Брестской крепости
В залах музея обороны Брестской крепости

После музея, снова выйдя на площадь, наконец-то подошли к самому мемориалу и вечному огню перед ним. Народу здесь уже почти не было. Думаю, что после обеда в крепости становится совсем пусто.

Памяти павших
Памяти павших

Отдав дань памяти павшим героям, отправляемся к выходу. Брестская крепость — самый западный форпост наше страны, принявший на себя первый удар фашистских войск 22 июня 1941 года. Пусть она не смогла сдержать их лавину, но навсегда осталась примером героизма и стойкости советского народа. И я хочу, чтобы наши дети тоже это знали и помнили.

Купив по пути белорусского мороженного (денек все-таки жаркий), отправляемся в музей паровозов. Хотя сейчас по железным дорогам паровозы не ходят, но есть в них что-то такое притягивающее. Железные гиганты с кучей труб, механизмов и разных устройств. К тому же в Брестском музее железной дороги есть немало более современных электровозов и тепловозов. А учитывая, что во многие из них можно подняться, посидеть в кабине, посмотреть внутреннее устройство, то такому музею вообще нет равных.

В музее паровозов
В музее паровозов

Локомотивы стоят на нескольких параллельных ветках, и их тут собрано порядка трех десятков. Пока в каждый заберешься, пофотографируешься, покрутишь-повертишь разные ручки, время пролетает незаметно.

В кабине паровоза
В кабине паровоза
На тепловозе
На тепловозе

Хорошо, что до нашего пристанища отсюда рукой подать. Пять минут, и мы дома. Обеденный перерыв.

Но на сегодня запланирован для посещения еще один объект — Форт № 5. Это одно из укреплений, входившее в комплекс Брестского укрепрайона. Так как форт находится на некотором отдалении, он очень хорошо сохранился и сейчас открыт для посетителей. Чтобы добраться до него, нужно ехать в сторону пограничного перехода и, не доезжая пары сотен метров, свернуть в сторону. Вообще, Брест — приграничный город, и это невольно ощущаешь. От крепости пятьсот метров до Буга, а противоположный берег уже польский. И от форта № 5, если немного отойти в лес, то скоро натолкнешься на линию ИТЗ пограничников.

Итак, подъехав на автостоянку возле форта, мы были лишь вторыми. В будке перед мостиком заплатили за вход и послушали пару слов про историю этого сооружения. Форт представляет из себя комплекс бетонных укреплений, в центре которого находится казарма, а от нее в три стороны ведут подземные потерны к бастионам и тыловому укреплению. Весь комплекс окружен рвом с водой и находится, как бы на острове. Потерны — это скрытые ходы сообщения, но строятся они на поверхности из бетона, а потом засыпаются сверху слоем земли. В бастионах имеются бойницы, как для пулеметов, так и артиллерийских орудий, которые обеспечивают круговую оборону и обстрел всех подходов к укреплению.

Противотанковые пушки перед центральной казармой
Противотанковые пушки перед центральной казармой

Внутри форта холодно и темно. Поэтому для его посещения обязательно нужно одеваться потеплее и брать фонарь помощнее. Фонарь у нас с собой был. Кофты тоже все одели, кроме меня. Я вспомнил об этом, когда мы уже зашли внутрь. Моя рассеянность стоила мне простуды на всей обратной дороге.

Перед главной казармой небольшая выставка противотанковых пушек. В самом помещении пусто. На стенах несколько картинок, рассказывающих о строительстве крепости. Никакой обстановки не сохранилось. Только голые бетонные стены и земляной пол. Форт несколько раз переходил из рук в руки, и каждый новый хозяин наводил свои порядки. Кое-где сквозь побелку можно различить надписи черным готическим шрифтом. В последние годы до передачи форта в музейное ведение здесь располагались армейский склады.

Готические надписи на стенах
Готические надписи на стенах

Хорошо, что в потернах поддерживается относительный порядок. Никакого мусора и грязи нет. Может быть, ничего примечательного в этих темных пустых коридорах и нет, но дети были в полном восторге от прогулки с фонарем по настоящим, немного жутковатым подземельям.

В подземных переходах
В подземных переходах (фото со вспышкой)
Наблюдательный пункт на поверхности
Наблюдательный пункт на поверхности

В некоторых местах имеются выходы наружу, но вся местность густо поросла кустарниками и высокой травой, поэтому снаружи гулять не так интересно, как под землей. К тому же на небе стали сгущаться тучи, и скоро закапал дождик.

Тыловой бастион
Тыловой бастион

Обойдя все коридоры, мы вернулись к главному входу, чтобы броском добежать до машины под потоками разразившейся летней грозы.

Добравшись до дома, немного обсушились. А там и дождь закончился, снова выглянуло солнышко. Так как этот вечер у нас был свободен, то решили пойти погулять по пешеходной улице Бреста, которая до сих пор называется Советской.

Пешеходная улица Бреста
Вообще-то улица пешеходная, а не «пешелётная»
"Счастливый" сапог
«Счастливый» сапог
Памятник 1000-летию Бреста
Памятник 1000-летию Бреста
Наши дети
Наши дети

Прогулка удалась на славу. Помытая мостовая сверкала в лучах закатного солнца. После дождя было немного свежо. Малолюдно. Когда уже возвращались обратно, на улице стало заметно больше молодых людей. Ночная жизнь города постепенно оживала. А мы отправляемся отдыхать. Завтра у нас недалекий выезд до Беловежской пущи.

Другие статьи из цикла «Путешествие «Русь-Беларусь»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1. Набережная Брюгге в Йошкар-Оле? Это надо видеть!

День 2. Музей тракторов в Чебоксарах и Большое Болдино Пушкина

День 3. Родина Ильи Муромца

День 4. Рязанские сказки и Куликовская быль

День 5. Куда пойти с детьми в Туле?

День 6. Брянск. Музей партизанской славы. Гомель

День 7. Белорусское Полесье

День 8. Брестская крепость. Бессмертный подвиг

День 9. Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще

День 10. Достопримечательности Гродненской области

День 11. На машине по Минску

День 12. Музейный комплекс «Линия Сталина»

День 13. На машине в Несвиж, Барановичи и Мир

День 14. Белорусская россыпь или «Путешествие к центру Европы»

День 15. Едем на машине в Ржев и дальше на восток

День 16. Ярославский дрифтинг и терем Снегурочки в Костроме

День 17. Возвращение домой. Что самое интересное в Беларуси?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.