Путешествие «Русь-Беларусь» Часть 3. Родина Ильи Муромца

Муром - родина Ильи Муромца
Муром — родина Ильи Муромца

День 3. 30/05/16 ПНД «На южных рубежах Руси»

Арзамас — Муром — Касимов — Рязань

Пробег 461 км

Утро следующего дня было пасмурным. Хотя дождя уже не было. И это радовало.

Планы на день у нас сегодня достаточно грандиозны — посетить два старинных города: Муром — родину Ильи Муромца, и Касимов — не менее древний городок, столицу бывшего Касимовского ханства в мещерских лесах Вечер провести в рязанском аквапарке. К тому же интересен был и сам Арзамас — второй по величине город Нижегородской области. Чтобы все успеть пришлось встать пораньше.

Первым делом мы проехали в центр Арзамаса. Оставили машину на Соборной площади перед Воскресенским собором и пошли гулять пешком.

Воскресенский собор Арзамаса

Начали с посещения самого собора, большого и величественного. Прихожане только еще подходили и подъезжали к утренней службе. Осмотрев храм внутри и обойдя его снаружи, мы решили немного пройти по улочкам города до соседних церквей. С площади в прямой видимости были купола еще пяти или шести храмов. Некоторые из них, правда, оказались закрыты на ремонт, некоторые вообще не действовали. Но то, что Арзамас в свое время был зажиточным купеческим городом — несомненно. А славу себе на ярмарках он снискал благодаря луку и гусям, которых тут во множестве разводили.

Благовещенская церковь

Заглянув к памятнику Ленину, спрятавшемуся в кустах около центральной площади, и посетив нужное всем заведение неподалеку, мы отправились дальше в путь.

До Мурома ехать сравнительно недалеко. Каких-то 160 верст. Но как изменилась погода! В Муроме по-летнему светило солнце, было безоблачно и жарко. По заранее выписанным координатам проехали в центр города и, оставив машину, пошли осматривать монастыри. Самым первым на нашем пути оказался и самый древний Благовещенский мужской монастырь, с которого начиналась история города.

Благовещенский монастырь

Пройдя через надвратную церковь, мы очутились на небольшой ухоженной территории перед главным монастырским храмом. Тут наше внимание привлек невзрачный мужичок, торговавший в сторонке сувенирами и путеводителями по городу. Увидев табличку «Экскурсии» мы поинтересовались у него что почем. Самая короткая часовая экскурсия по монастырю стоила 500 руб., более длительная по центру города 1000 руб. Решив, что долго нам здесь задерживаться не приходится, а все интересное можно выспросить и в ходе короткой экскурсии, мы согласились на осмотр монастыря с гидом. Не смотря на свой непрезентабельный вид, наш экскурсовод оказался великолепным рассказчиком и знатоком истории. К тому же, он сам был и автором краткого путеводителя по Мурому. Одним словом, произвел на нас самое благоприятное впечатление. Не сравнить с болдинской теткой. Рассказал про все много и интересно. Провел по храму и монастырю. А плату за свои услуги согласился взять только после окончания экскурсии, когда мы уже направились к выходу. Растроганные такой учтивостью, мы даже купили у него путеводитель, тем более что текст в нем был как на русском языке, так и на английском. Пусть дочка читает, упражняется дорогой.

Иконостас Благовещенского собора

Так как время уже к обеду, то мы хотели было откушать в трапезной монастыря, но нас оттуда со всей учтивостью попросили, т.к. на обед должна прибыть местная братия. Все шесть человек. Мы нисколько не расстроились. Напротив располагался женский монастырь с точно такой же трапезной и большим выбором блюд. Из этого обеда нам особенно запомнилась окрошка, в которой вместо колбасы или мяса была добавлена мелко порубленная рыба типа кильки или мойвы. Не скажу что очень вкусно. Просто необычно. А вот квас в монастырской трапезной отменный! Мы даже взяли литровую бутылку с собой. Такого вкусного квасу я давно не пробовал.

Насытившись пищей телесной, отправились дальше обозревать окрестности. И первым делом зашли, конечно, к памятнику святым Петру и Февронье Муромским. Чтобы запечатлеть их, так сказать, в оригинале. У нас уже подобралась целая коллекция таких памятников в разных городах. А этот, понятно, самый главный.

Муромские Петр и Февронья

От памятника прошли на территорию Свято-Троицкого женского монастыря, где в главном храме находиться рака с мощами святых Петра и Февроньи. Жаль фотографировать там нельзя. Даже при небольшом количестве посетителей не хотелось беспокоить их бликами своей фотовспышки. Прикоснувшись к раке и погуляв еще по округе, мы направились в сторону машины.

Соборный храм Свято-Троицкого монастыря

Следующей целью был Окский сад — местный парк культуры и отдыха. Дойти до него триста метров не составляло труда, но потом возвращаться обратно не хотелось и мы это расстояние проехали на машине. С парковками в Муроме никаких проблем нет. Это точно.

Окский сад, как можно догадаться из названия, находится на берегу реки Оки. Что интересно, граница между областями проходит как раз по реке. Получается, левый берег, на котором расположен Муром, относится к Владимирской области, а противоположный — уже Нижегородская область.

Илья Муромец с колеса обозрения

Но главное в парке, это конечно, памятник былинному русскому богатырю Илье Муромцу. Стоит он на высоком постаменте высоко подняв в правой руке обнаженный меч. В XIII-XIV веках именно здесь проходила граница древнерусского государства, а за Окой начинались уже ордынский владения, откуда не раз приходила на Русь беда в виде полчищ кочевников. И стояли тут богатыри русские, несли службу на заставе пограничной.

После обязательной фотосессии на фоне памятника, отправляемся на аттракционы. Не все ж детей по монастырям да храмам водить. Набор каруселей стандартный, зато билеты не очень дорогие. Вид с колеса обозрения не впечатлил. Центр города малоэтажный и весь скрывается под зеленью деревьев. Только Илья Муромец со своим мечом грозит кому то за рекой.

В Окском саду

Потратив на развлечения выделенный бюджет, возвращаемся обратно к машине. По плану была еще прогулка по Спасскому монастырю. Но от нее решили воздержаться. И так много времени потратили. Просто проехали вдоль каменных стен, которые окружают старинную обитель.

Зато на выезде мы остановились еще у одного «Ильи Муромца», но более современного. Так назывался бронепоезд, действовавший на фронтах Великой Отечественной войны. Сейчас в Муроме на пьедестале установлен только бронепаровоз от него. Огромная стальная коробка на колесах. Никаких выступающих частей, так что даже не взобраться на него. Но подъехали на пять минут. Обошли, потрогали. «Прикоснулись к истории». И дальше на выезд.

Бронированный "Илья Муромец"
Бронированный «Илья Муромец»

Следующей нашей точкой был небольшой, но тоже старинный русский городок Касимов, названный так в честь хана Касима, который перешел на службу к русскому царю, за что и получил в управление здешний удел. С тех времен в Касимове осталась мечеть с минаретом да несколько гробниц — самого хана и его потомков. Вот этот минарет и был нашей целью.

Ханская мечеть ныне музей

И тут, я должен сказать, нам очень повезло. Потому что в мечети, через которую ведет вход на минарет, располагается краеведческий музей. И понедельник у него выходной день. Но на наше счастье случилось такое совпадение, что в тот день в Касимове остановились два или три теплохода, совершающих круизы по Оке. А так как достопримечательностей в городке не очень много, музейных работников попросили выйти на работу и открыть минарет для посетителей. А тут как раз и мы заявились! Музейные тетушки, узнав, что мы не с теплохода, а сами по себе, сильно не упрямились и продав положенные билеты по 50 рублей пустили на лестницу минарета.

Подъем на минарет

Нужно сказать, что эта башня весьма необычна. Мало того, что в средней полосе России нет больше такого же старого минарета, он еще и построен вопреки канонам. Мы привыкли видеть минареты стройными как иглы, окружающие мечеть. Этот же больше похож на чурку, или толстое бревно. Невысокий, широкий, неправильной формы в плане, со смещенной набок верхушкой-окончанием. Но узкая винтовая лестница в толще башни имелась, и привела нас на верхнюю площадку башни, огороженную толстым каменным парапетом. Кроме лестницы в башне ничего нет. По словам музейщиц вся толща минарета заполнена землей и камнями.

На площадке минарета

Осмотрев город Касимов сверху, мы направились к ханской гробнице (текие), расположенной неподалеку. Гробница Шах-Али хана ничего интересного из себя не представляет. Кирпичная постройка, огражденная железной решеткой. Только по арабской вязи над входом можно догадаться, что это не простая сарайка, а памятник истории.

Вообще в Касимове много интересных музеев, например, самоваров или колоколов. Но, как я уже говорил, в понедельник у них был выходной. А у нас уже не оставалось свободного времени. И так с посещением главной достопримечательности нам несказанно повезло.

Едем дальше. Курс на Рязань!

Рязанский аквапарк называется «Горки», но находится он не в самом городе, а далеко за его окраиной. Там, на болотах, построили целый развлекательный комплекс с гостиницей, аттракционами и собственно аквапарком. Не знаю, кому уж будет интересно подняться на колесе обозрения, если вокруг ничего кроме кустов и болот не увидишь.

Надо сказать, что расположенный обособленно аквапарк не имеет своего внятного адреса, а по координатам его найти тоже не просто. И хотя у нас было описание, как нужно добираться до аквапарка из Рязани, но мы ехали с другой стороны, и поэтому немного заплутали.

Тем не менее, около семи часов вечера въехали на пустую стоянку перед аквапарком. Неужели рязанцы не любят купаться? Я пошел на разведку. Оказалось, только накануне в выходные было открытие летнего купального сезона. А сегодня последний понедельник месяца — санитарный день. Вот это облом! А дети уже настроились пошлепаться в водичке.

Что делать? Пришлось срочно менять планы. Сегодня вечером идем гулять по Рязани, а завтра с утра снова в аквапарк.

Проехали до рязанского кремля, расположенного на высоком холме в центре города. Может быть по причине понедельника, но место для парковки у входа нашлось достаточно быстро.

Колокольня

Через тенистый парк прошли к Глебовскому мосту, построенному через ров, окружающий кремль. Сразу за мостом возвышается огромная соборная колокольня. Подсвеченная спустившимся к горизонту вечерним солнцем, она смотрелась очень здорово. Вообще, весь комплекс кремля выглядел очень празднично и нарядно. За колокольней в три этажа высится Успенский собор с голубыми куполами.

Успенский собор

Признаться, у нас на тот момент возникла потребность посещения туалета, поэтому мы сначала отправились через монастырское подворье в сторону объекта, обозначенного на схеме кремля буквами WC. Но тут нас ожидало разочарование — туалет работал до 18 часов и уже был закрыт. Вообще рабочее время всех музейных экспозиций кремля закончилось и нам пришлось довольствоваться только внешним осмотром старинных зданий.

Погуляв по территории кремля мы снова вернулись через Глебовской мост в парк и пошли в сторону церкви Спаса-на-Яру, около которой расположен памятник известному русскому поэту Сергею Есенину. Памятник довольно оригинален по своему замыслу. Художник изобразил Есенина только по грудь, но с раскинутыми в стороны руками, стремясь как бы подчеркнуть широту русской души.

Есенин

Солнышко склонялось все ниже, и мы решили озаботиться вопросом жилья. Квартиру я бронировал через сайт Суточно.ru. Утром еще прозвонил по своей брони, и мужской голос подтвердил что нас ждут. Вечером нужно было уже договариваться где и как встретиться. Мужчина дал телефон своей жены, которая занимается сдачей квартир, но та ничего о нашей заявке не знала и квартира была занята. Мы оказались в несколько подвешенном состоянии. Благо, рязанские квартиро-сдатчики быстро сориентировались и смогли предложить нам другой приемлемый вариант, но до заселения нужно было подождать около часу.

В Рязани растут грибы с глазами

Этот час мы использовали с максимальной пользой. Заехали в небольшой скверик, где находится симпатичная композиция, посвященная поговорке «В Рязани растут грибы с глазами. Их едят, а они глядят». И потом немного еще погуляли у памятника Евпатию Коловрату — тоже известному былинному богатырю, уроженцу Рязани.

В назначенное время подъехали по нужному адресу — хозяин уже ждал там. Расположенная на первом этаже хрущевской пятиэтажки квартирка была вполне приличная. При нас хозяин подключил принесенный Wi-Fi роутер, и появился интернет. Единственным нюансом было составление договора аренды. Обычно ограничивались задатком или фотосъемкой паспорта. Тут и задаток взяли 1000 рублей и в бланк договора аренды вписали все данные. Что ж, если хозяевам так спокойнее, мы не возражаем.

Сегодняшний день у нас получился очень интенсивным. Практически, мы познакомились с самыми интересными достопримечательностями четырех (!) городов. Все они входили в состав южного оборонительного рубежа Руси, поэтому имеют древнюю и славную историю, так или иначе связанную с защитой Родины. Не даром Муром является родиной Ильи Муромца — святого покровителя пограничных войск и ракетных войск стратегического назначения России.

Другие статьи из цикла «Путешествие «Русь-Беларусь»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1. Набережная Брюгге в Йошкар-Оле? Это надо видеть!

День 2. Музей тракторов в Чебоксарах и Большое Болдино Пушкина

День 3. Родина Ильи Муромца

День 4. Рязанские сказки и Куликовская быль

День 5. Куда пойти с детьми в Туле?

День 6. Брянск. Музей партизанской славы. Гомель

День 7. Белорусское Полесье

День 8. Брестская крепость. Бессмертный подвиг

День 9. Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще

День 10. Достопримечательности Гродненской области

День 11. На машине по Минску

День 12. Музейный комплекс «Линия Сталина»

День 13. На машине в Несвиж, Барановичи и Мир

День 14. Белорусская россыпь или «Путешествие к центру Европы»

День 15. Едем на машине в Ржев и дальше на восток

День 16. Ярославский дрифтинг и терем Снегурочки в Костроме

День 17. Возвращение домой. Что самое интересное в Беларуси?