Нижний Новгород: пешеходная экскурсия, канатная дорога и др.

Нижний Новгород: пешеходная экскурсия
Нижний Новгород: пешеходная экскурсия

День 3. 05/01/2016 «Мороз и солнце – день чудесный?»

Нижний Новгород: пешеходная экскурсия, канатная дорога в Бор.

Пробег за день 33 км.

Да-а! Зима, однако! Утром термометр показывал -21°С. Казалось бы — немного. Но это легко переносится, когда перебежками от одного здания до другого. А если целый день на улице? Да еще с ветром!? В общем, пешеходная экскурсия по Нижнему Новгороду предстояла стать несколько экстремальной.

Плотно позавтракав и максимально тепло одевшись, добрались на машинах до улицы Алексеевской, которая недалеко от кремля. Сразу хочу сделать небольшое отступление. С парковками в центре Нижнего Новгорода напряг. Не знаю как в будни, но и в выходной день найти место, чтобы оставить машину очень сложно. Застройка старинная, улицы узкие. Кроме того, тут и там висят запрещающие знаки, сопровождаемые табличкой с автоэвакуатором. И понимаешь, что это не просто предупреждение. Нигде раньше я не встречал такого количества эвакуаторов, которые стояли рядом, и, кажется, только ждали, чтобы кто-то неправильно припарковался. Через пять минут на месте уже был наряд полиции, который фотографировал транспортное средство и составлял протокол, не взирая на крутость номеров и марку машины. Еще через пять минут машина-нарушитель уже покоилась на платформе эвакуатора. Чтобы избежать таких неприятностей, я заранее в GoogleEarth посмотрел где местные оставляют машины и соответственно прокладывал маршрут.

Ровно в 10 часов утра мы подходили к Кладовой башне кремля, возле которой уже высилась фигура нашего проводника. Мы-то оделись тепло. А у гида из зимних вещей только шапка да варежки. Осенняя курточка и джинсы — слабая защита от холода. Но Алексей начал свой рассказ и повел нас вдоль кремлевских стен, выбирая для остановок места, максимально укрытые от ветра.

Вдоль кремлевских стен
Вдоль кремлевских стен

Нижегородский кремль имеет многовековую историю и является одним из образцов русского фортификационного искусства. Расположенная на высоком берегу у слияния Волки и Оки, крепость опоясана двухкилометровой каменной стеной высотой до 10  метров. Имеет 5 прямоугольных воротных башен и 8 круглых глухих башен. С конца XVII века кремль утратил свое военное значение. В 30-е годы прошлого столетия собирались даже частично разобрать старые стены, но начавшаяся война помешала этим планам.

Мы для начала прошли вдоль стен, огибая кремль слева. Полюбовались открывающейся панорамой на место слияния двух рек. Летом здесь, наверное, гораздо красивее. Зимой все белое, дома серые, только купола церквей золотисто-желтые.

Слияние Волги и Оки
Слияние Волги и Оки

Затем через маленькую калитку в Северной башне прошли на внутреннюю территорию кремля. По случаю раннего времени там было еще совсем пусто. Только дворники чистили дорожки, да погрузчик грузил снег в кузов самосвала. В зданиях на территории кремля сейчас расположены органы власти Нижегородской области, но сегодня выходной, поэтому чиновников видно не было.

Михайло-Архангельский собор
Михайло-Архангельский собор

Мимо памятника танку Т-34-85 (куда ж без него), мимо обелиска, посвященного конечно же Козьме Минину и князю Пожарскому, подошли к самому старому сохранившемуся каменному строению Нижнего Новгорода – собору Архангела Михаила. Церковь небольшая и ее внутреннее убранство очень аскетично. В годы советской власти она была передана краеведческому музею и потому уцелела.

Самым главным экспонатом этого храма-музея, несомненно, является могила Козьмы Минина (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий). Под серой каменной плитой лежат останки простого старосты, поднявшего народ на освобождение столицы от польских захватчиков и посадившего на стол династию Романовых.

Могила Минина
Могила Минина

После героических событий 1612 года К.Минин прожил всего четыре года, скончавшись в 1616 году во время похода на восставших татар. Сколько ему было лет никто не знает, так как точная дата рождения осталась не выяснена. В 1672 году прах великого гражданина перенесли с погоста приходской Похвалинской церкви во вновь построенный на территории нижегородского кремля Спасо- Преображенский кафедральный собор. Там останки Козьмы Минина покоились в роскошной гробнице до 1930 года, когда собор был до основания разрушен большевиками. При этом прах Минина передали на хранение в историко-архитектурный музей. И только в 1962 году, в год 350-летия похода нижегородского ополчения на Москву, останки старосты вновь были погребены. Теперь уже в Михайло-Архангельском соборе.

Кстати, Дмитрий Пожарский пережил своего соратника на 26 лет, скончавшись в 1642 году, в возрасте 63 лет. Похоронен в семейной усыпальнице на территории Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Немного передохнув в помещении, пусть не от мороза, но хоть от ветра, отправляемся дальше. Следующая остановка у экспозиции военной техники около кремлевской стены. Все нижегородские заводы выпускали в годы войны военную продукцию. Самолеты, пушки, средние танки Т-34 и легкие Т-70, самоходные установки СУ-76, автомобили-«полуторки» ГАЗ-АА и даже подводные лодки, которые посекционно перевозили к морю и там окончательно собирали.

Военная техника
Военная техника

Сегодня у стен кремля можно увидеть ГАЗ-АА, СУ-76, БА-64, ЗИС-6 с установкой «Катюша», Т-34-85, пушку ЗИС-З и зенитку 52-К. Чуть поодаль стоит самолет ЛA-7, правда, его достоверность вызывает большие сомнения — никаких технологических лючков или выхлопных патрубков мотора не увидите. Кстати, двигатели для этих самолетов АШ-82 делали у нас в Перми. Также, как и реактивные снаряды для «Катюш».

Еще здесь можно увидеть рубку подводной лодки С-13, которой командовал самый результативный советский подводник капитан Маринеску, потопивший зимой 1945 года немецкий лайнер «Густлов», перевозивший по Балтике экипажи для новых немецких субмарин. Впрочем, вместе с раненными и гражданскими беженцами. После войны его лодка использовалась в учебных целях, а затем была списана на слом. По утверждению Википедии в Нижнем стоит всего лишь ее копия. И этому верится.

Больше всего меня заинтересовали фотоколлажи, расположенные в арках крепостных стен. Если смотреть издалека, то узнаются снимки военной хроники — пикирующий Ил-2 или идущий по улице немецкого города советский танк.

Фотоколлаж
Фотоколлаж

Но если подойти поближе и приглядеться! Понимаешь, что основное изображение составлено из тысяч, десятков тысяч реальных фотографий людей военных лет. Кто-то в форме, кто в гражданке. На тебя смотрят тысячи глаз тех, кого уже нет. Очень впечатляет!

фотографии коллажа
Фотографии, из которых состоит коллаж

Выйдя с противоположной стороны кремля через ворота около Пороховой башни, мы очутились на площади перед памятником Валерию Чкалову, который стоит у последних ступеней большущей лестницы, названной его именем и спускающейся прямо к берегу Волги. Чкаловская лестница — одна из самых узнаваемых достопримечательностей города. Ее отлично видно с проплывающих теплоходов. Хотелось, конечно пробежаться вверх-вниз, пересчитав все 560 ступенек, но не в этот раз.

Чкаловская лестница
Чкаловская лестница

На площади стояла, как нам пояснил гид, и главная городская елка. Вот так раз! А где ледяные горки, снежные скульптуры, каток? Избаловали нас пермские власти. В других городах ничего такого в помине нет. Несколько передвижных каруселей из серии «для самых маленьких» и все. Нет, еще неподалеку увидели пару северных оленей и верблюда, на которых предлагалось прокатиться. Верблюд от холода был укрыт попоной из целого ковра.

Дальше мы прошли вдоль Верхневолжской набережной, на которой строились в конце XIX века самые богатые люди города. Сейчас в одном из таких особняков — доме купца Рукавишникова — располагается нижегородский краеведческий музей. В части залов восстановили оригинальную обстановку, часть предоставлена под выставку экспонатов. К сожалению его посещение тоже пока не входило в наши планы.

Особняк купца Рукавишникова
Особняк купца Рукавишникова

А в планах значилась прогулка по пешеходной Покровской улице. Идти до нее было совсем не близко, но по улице Пискунова тоже есть несколько интересных исторических зданий. Наш гид широкими шагами мерил расстояние, а мы вприпрыжку едва поспевали за ним. В целом, от такой индивидуальной экскурсии я ожидал чего-то большего. Очевидно, по причине мороза экскурсия вместо неторопливой прогулки и диалога свелась к перебежкам от одной точки до другой с краткими комментариями гида.

По улице Покровской
По улице Покровской

Добравшись до улицы Покровской, мы немного прогулялись вдоль нее до Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ. Его здание было построено к 1913 году и с тех пор бессменно используется в качестве главного городского банка. А фасады украшены гербами трех видов — царским орлом, советским и нынешним российским. Неподалеку обнаружился магазин сувенирной продукции, куда мы не преминули зайти, чтобы прикупить себе что-нибудь на память и немного погреться.

Здание банка
Здание банка

По той же Покровской вернулись обратно к площади Минина, откуда и начинали свой пеший путь. Но это была только первая часть экскурсии.

Коза на Покровской
Коза на Покровской

Вторая часть нашей прогулки проходила по нижним кварталам города, вдоль улицы Рождественской. Чтобы сэкономить время, мы расселись по машинам и скатились вниз по Зеленскому спуску к площади Народного единства перед собором Рождества Иоанна Предтечи, где стоит еще один памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Именно с высокого крыльца этой церкви Козьма Минин обратился к нижегородцам и призвал их идти на Москву собрав ополчение. Сейчас на площади установлен памятник — точная копия московского с Красной площади. Только, говорят, чуть-чуть пониже. А рука нижегородского старосты направлена именно в сторону Москвы.

Рождественская церковь
Рождественская церковь

От памятника мы снова пешком отправились вдоль Рождественской улицы, которая хоть и не является пешеходной, но добрую свою половину предоставила под широкий тротуар. Для трамваев и машин оставлено всего по одной полосе. По сторонам располагаются старинные купеческие особняки. А конечной нашей целью был очень красивый храм Пресвятой Богородицы, возведенный в начале XVIII и являющийся одним из лучших образцов строгановского стиля. Этот стиль, называемый еще московским барокко, отличает пышный белый декор, который на фоне красно-кирпичных стен кажется застывшей пеной. У нас в Усолье сохранились палаты Строгановых, выполненные в такой же манере.

Тут официальная часть нашей экскурсии закончилась, и мы распрощались с местным гидом, доплатив к ранее перечисленному авансу еще 1500 рублей. Общая стоимость пешеходной экскурсии стала нам 1800 рублей. Много это или мало? С одной стороны, экскурсия показалась не очень познавательной и информативной. С другой — молодой человек ходил с нами по морозу почти четыре часа. Что и как мог рассказал и показал. Опять же если поделить на две семьи, то не так уж и дорого получается.

Потом мы уже самостоятельно посетили церковь, подивившись великолепному алтарю, который как ни странно пережил большевистские времена нетронутым.

К этому времени все уже изрядно продрогли. Выглянувшее солнце добавило яркости фотографиям, но тепла от него зимой не бывает. Столбик термометра так и не поднялся выше 20 градусов, а пронизывающий ветер делал стужу совсем немилосердной. Т.к. время было давно обеденное, то мы после недолгого выбора, там же на Рождественской, зашли в кафе «Нептун» и как следует подкрепились, а также немного отогрелись.

Следующим пунктом нашей программы была канатная дорога, соединяющая Нижний Новгород с городом-спутником Бор, расположенном на левом берегу Волги. Можно сказать, что тут канатная дорога является одним из видов общественного транспорта. Многие боровчане каждый день ездят по канатке в Нижний на работу, а вечером возвращаются домой. Но для нас это, конечно, просто аттракцион. Протяженность канатной дороги 3,6 километра, а высота канатных опор достигает 80 метров. Через русло Волги кабинки движутся по самому большому в Европе безопорному пролету длиной 861 метр.

Канатная дорога через Волгу
Канатная дорога через Волгу

Добраться до станции канатной дороги можно на машине, но тут всегда проблема с парковкой. Рядом расположены жилые дома и все доступные места заняты автотранспортом их жильцов. М кое-как пристроились.

На посадку небольшая очередь, которая проходит мимо кассы. Билет на одного взрослого в обе стороны стоит 180 рублей. Не так уж и мало, если каждый день кататься. В кабинку помещается максимум восемь человек. И если гости не торопясь стоят, ждут своей очереди, чтобы занять кабинку всей компанией, то местные жители часто подходят без очереди и запрыгивают внутрь, если видят что осталось хоть одно свободное место.

Передвигаться по канатной дороге забавно. Покачиваешься между небом и землей. Только чуть поскрипывают ролики, да посвистывает ветер. Кабинки хоть и не отапливаемые, но закрыты со всех сторон, и прижавшись к соседу можно немного согреться. Все путешествие занимает от силы минут 15. Иногда, говорят, во время сильного ветра дорога останавливается, и некоторые бедолаги по полчаса сидят в неведении ожидая, когда же можно будет продолжить свой путь. Мы добрались до противоположного берега вполне благополучно — без остановок.

В городе Бор как-то сразу неуловимо меняется атмосфера. Это уже не областной центр и мегаполис, а небольшой провинциальный городок с чистым снегом и неторопливыми прохожими.

Атомная бомба РДС-4
Атомная бомба РДС-4

Чтобы наша прогулка через Волгу имела какой-то познавательный смысл, мы подошли к памятнику героям Великой отечественной войны с вечным огнем, а потом обошли экспозицию военной техники, расположенной около Дома культуры. Там были представлены в основном образцы современной техники. Но присутствовала и рубка подводной лодки С-101, такой же, как и в кремле. Но эта, все-таки, в оригинале — снятая с настоящего корабля. Из необычного здесь можно увидеть первую тактическую авиационную атомную бомбу РДС-4, которая была принята на вооружение в 1954 году и имела даже свое собственное имя «Татьяна». Нижний Новгород и после войны оставался крупнейшим центром оборонной промышленности, в котором изготавливалось все — от танковых катков до ядерного оружия.

Кабинка канатки
Кабинка канатки

Тем же способом — по канатной дороге — мы вернулись обратно на нижегородский берег. Зимний день короток. В пятом часу уже сгустились сумерки. А по прибытии мы оказались в ярко освященном вечернем городе. Конечно, все к этому времени устали и продрогли. Но отдохнуть и согреться можно будет дома. Впереди у нас еще один объект — собор святого благоверного князя Александра Невского, расположенный на самой стрелке у слияния Оки и Волги.

Собор Александра Невского
Собор Александра Невского

Собор, выполняющий сейчас функции кафедрального, был построен в 1880 году, но после недавней реставрации, в лучах подсветки он смотрится как новенький. Изначально храм строился для купцов, приезжающих на ярмарки, и поэтому не имел своего постоянного прихода. В годы советской власти был превращен в склад, лишился своих куполов, и неоднократно горел. Реставрация началась в 1983 году, а внутреннюю роспись завершили только в 2010. Рядом с собором на временной звоннице установлен 60-тонный колокол «Соборный» — третий по величине в России после московского Царь-колокола и колокола в Троице-Сергиевой Лавре. Его высота и диаметр составляют 4 метра. В будущем «Соборный» планируется перенести еще на 300 метров дальше — на самую оконечность стрелки, которую пока занимают сооружения речного порта.

Подъехав к собору, мы были приятно удивлены наличию большой и свободной парковки. Да и сам храм произвел на нас впечатление. Не часто бывает так, что помещение внутри кажется гораздо больше чем снаружи. Собор Александра Невского один из таких. Да и иконостас высотой 23 метра — творение уже современных мастеров, впечатляет.

По случаю вечернего времени посетителей было немного, и мы имели возможность не торопясь обойти все и внимательно рассмотреть.

На этом сегодняшнюю экскурсионную программу можно было считать выполненной. День получился очень насыщенным и познавательным.

Добравшись до нашей квартиры, мы отогрелись, сообразили нехитрый ужин и стали строить планы на следующий день — что еще можно успеть посмотреть в Нижнем Новгороде, чтобы не очень много ходить по улицам и не сильно мерзнуть. К сожалению, многие музеи в выходные дни не работали, а интересующие нас объекты находились под открытым небом. Что ж, будем греться в машинах во время переездов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.