Памятники военной техники. Бронекатер проекта 1125

Бронекатер проекта 1124
Бронекатер проекта 1125

Приветствую всех любителей военной техники и истории родного края! С вами Вячеслав.

Очередной мой рассказ будет посвящен не совсем обычному объекту военной техники. Необычность его в том, что он представляет собой образец не наземного вооружения, и даже не воздушного, а морского. Если быть точнее – речного! Речь пойдет о бронекатере проекта 1125.

Объект. Бронекатер проекта 1125.

Местонахождение: город Пермь, ул. Буксирная, 4, у проходной судостроительного завода «Кама»

Координаты: N 58°02’02,34 E 56°02’17,19.

Доступность: удовлетворительная. К памятнику можно подъехать совсем близко, место для парковки также присутствует, но вот забраться на него весьма проблематично. Катер установлен на бетонном пьедестале трехметровой высоты с покатыми боковыми стенками. Без специальных приспособлений не залезешь. Может оно и к лучшему?

История типа

История создания советских речных бронекатеров восходит к ноябрю 1931 года, когда командованием РККА было утверждено техническое задание на их разработку. В июне 1932 года проектированием катеров занялась организация «Ленречсудопроект». Главным конструктором был Бенуа Юлий Юльевич.

В качестве основного вооружения было предложено использовать артиллерийские орудия, установленные в типовых танковых башнях. Особые требования предъявлялись и к габаритам катера. Они должны были удовлетворять железнодорожным стандартам СССР при перевозке по железной дороге на платформе.

К концу 1932 года были готовы два проекта катеров. Малый (проект 1125) – с установкой одной танковой башни, и большой (проект 1124) с двумя танковыми башнями.

С 1934 года началось серийное строительство новых кораблей на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького в Татарстане.

В ходе производства конструкция катеров неоднократно изменялась, и, неверное, трудно было найти два абсолютно идентичных экземпляра. Например, орудийная башня первоначально использовалась от танка Т-28 с короткоствольной пушкой КТ-28, затем пушку заменили на более мощную Л-10, а после завершения производства танка Т-28 на бронекатера стали ставить башни от «тридцатьчетверок», как сварные из катанных бронелистов, так и литые шестигранные «гайки».

Различным было и зенитное вооружение. Пулеметы ДТ на турелях, крупнокалиберные пулеметы ДШК в различных комбинациях, и даже пушки Лендера ставили на палубы катеров.  В годы войны часть бронекатеров оснащалась системами залпового огня, превратившись в речные «катюши».

Всего за 10 лет производства было выпущено 154 единицы бронекатеров проекта 1125. В ноябре 1942 года в соответствии с приказом Государственного комитета обороны Пермский судостроительный завод № 344 также перешёл от изготовления речных буксиров к выпуску бронекатеров. Поэтому памятник бронекатеру перед проходными заводами имеет самые веские основания для своего существования. На пермском предприятии с 1942 по 1948 годы были изготовлены катера с заводскими номерами от № 136 до № 248.

Малые бронекатера, прозванные «речными танками», принимали активное участие в Сталинградской битве, а затем без них не обходилось освобождение ни одного крупного города, стоящего на берегу реки.

Малый бронекатер хроника
Малый бронекатер. Хроника

Отметилась в истории и флотилия катеров на Ладожском озере, которая охраняла перевозки по «Дороге жизни», отгоняя немецкие, финские и итальянские корабли. Чтобы продлить период навигации катеров в период ледостава, смекалистые советские моряки «одели» корпус судна в деревянную «шубу». Доски толщиной 40-50 мм осуществляли защиту днища и бортов (на 100—150 мм выше ватерлинии) корабля. Эта так называемая «шуба» почти совсем не изменяла осадку корабля благодаря плавучести дерева, но надежно защищала его корпус от плавучих льдин, превращая катера в миниледоколы.

Еще один показательный образец действий бронекатеров связан с десантом и захватом Имперского моста через Дунай в Вене. 11 апреля 1945 года отряд катеров прорвался к единственному уцелевшему мосту австрийской столицы, высадил штурмовые группы на обоих берегах, а затем поддержал их огнем прямой наводкой. Решительные действия советских солдат и катерников позволили предотвратить взрыв моста, а затем удержать его и разорвать взаимодействие немецких частей на разных берегах Дуная, что стало одной из решающих причин их скорой капитуляции и освобождения города.

Как ни удивительно, но катера проекта 1125 сегодня можно довольно часто встретить на постаментах в городах России и Украины. Мне известно о 12 таких памятниках. Учитывая их общее выпущенное количество, можно сказать, что каждый двенадцатый катер стал монументом.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Водоизмещение полное, т – 32,2.

Длина, м – 22,87.

Ширина, м – 3,54.

Осадка, м – 0,56.

Силовая установка – бензиновый двигатель «Паккард» 1х900 л.с.

Скорость хода, узл. – 20 (37 км/ч).

Вооружение: 1х1 — 76,2мм пушка Ф-34 в башне, 2х2 – 12,7 мм турели.

Экипаж, чел. – 12.

История экземпляра

А сейчас, пожалуй, о самом интересном.

Какой именно катер установлен на постаменте в Перми, достоверно установить не удалось до настоящего времени. В Википедии он именуется АК-454 (артиллерийский катер). Переклассификация с БК (бронекатер) на АК действительно проводилась в 1950-е годы. Но катера БК-454 в составе флотов и речных флотилий Советского Союза не значилось. Катер АК-454 был, но совсем другого проекта (пр.191М постройки Ижорского завода).

Бронекатер орудийная башня
Бронекатер. Орудийная башня

Не добавляет ясности и нанесенный на борту номер «181». Возможно, это строительный номер катера, который соответствует тактическому БК-140. Тогда можно утверждать, что он был заложен 09.04.1944, и вступил в строй 13.03.1945 года. Включён в состав Днепровской флотилии и доставлен на р. Шпее 12.06.1945, т.е. уже после окончания боевых действий. В 1950-е годы был переведён в состав Амурской флотилии.

Бронекатер пулемет
Бронекатер. Пулемет

К сожалению, это только предположения. Перед началом реконструкции катера и установки его на пьедестал, проводилась дефектация судна, но никаких закладных досок или шильдиков с указанием, что это за катер, где и когда построен, обнаружено не было. Единственное, что удалось найти, это клейма на орудии главного калибра катера, но задачу они не упростили. О тщательности поисков говорит такой пример, что в документах был зафиксирован найденный на борту корабля электрический выключатель, выпущенный в 1943 году.

Бронекатер нос
Бронекатер. Нос
Бронекатер корма
Бронекатер. Корма

История памятника

С историей самого монумента ситуация несколько более ясная.

Все источники сходятся в том, что памятник был создан по инициативе директора судостроительного завода «Кама» Ивана Павловича Тимофеева, которому удалось привезти уцелевший экземпляр с Дальнего Востока из состава Амурской флотилии. И 9 мая 1974 года катер занял свое место перед проходными завода.

Авторы памятника — известный пермский скульптор Анатолий Александрович Уральский и архитектор Мендель Иудович Футлик.

Катер, ориентированный на запад, установлен на бетонном основании, облицованном серым мрамором. На северной стороне постамента размещены 16 мраморных плит, на которых высечены имена 192 рабочих и служащих завода, погибших в Великой Отечественной войне, а в центре — металлическая табличка с надписью: «Здесь заложена 9 мая 1975 г. капсула с Обращением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и ударников IX пятилетки к комсомольцам и молодёжи 2000-го года. Вскрыть 9 мая 2000 г.»

Пионерский сбор
Пионерский сбор

В 2014 году памятник прошел капитальную реконструкцию. Настолько основательную, что даже бетонный постамент был полностью демонтирован, а на его месте возведен новый. Сам катер также прошел капитальный ремонт, в результате которого были выполнены следующие работы.

  1. Замена днища (место сопряжения с постаментом). Если бы данная работа не была бы проведена, судно бы просело на постамент.
  2. Были заменены внутренние шпангоуты на новые (сваренные в коробку швеллера), что даст возможность судну простоять достаточно долго.
  3. Была снята прежняя краска. В местах где коррозия съела металл, была точечная замена на новый материал.
  4. Проведена антикоррозийная обработка всего судна, после чего были проведены покрасочные работы.
  5. Также были проведены работы по замене лееров, отбойников и т.п.
  6. Выполнено укомплектование судна: рында, спасательные круги и т.д.
Бронекатер общий вид
Бронекатер. Общий вид

Пермская общественность была не на шутку взволнована размахом проводимых работ, не без оснований опасаясь, что катер может «исчезнуть» из списков памятников и «всплыть» в одной из частных коллекций. К счастью, все завершилось благополучно, и к 70-летию Победы катер вернулся на свое законное место.

Это интересно. А куда же делось то самое письмо, заложенное в капсулу для «комсомольцев и молодёжи 2000-го года»? Есть информация, что в период реставрации капсула хранилась в сейфе муниципального учреждения культуры «Городской центр охраны памятников». Где же она сейчас?

Статьи о других пермских памятниках военно-технической истории

Истребитель-перехватчик МиГ-31

Бронекатер проекта 1125

Танк Т-34 на Сибирской

122-мм пушка у цирка г. Пермь

Один комментарий

  1. На борту бронекатера, указан заводской № 181, его тактический № «БК-140». Заложен 09.04.1944, вступил в строй 13.03.1945. Включён в состав Днепровской военной флотилии (ДВФ). Доставлен на Шпрее 12.06.1945, уже после окончания ВОВ. После ликвидации в 1945 г. ДВФ переведён в состав Дунайской военной флотилии (ДуВФ), затем в резерве и на консервации. В 1965 г. все бронекатера проектов 1124 и 1125 были переклассифицированы в артиллерийские катера. В середине 60-х гг. «АК-140» был перевезён на Амур и включён в состав 49-й Краснознамённой бригады речных кораблей КТОФ (Хабаровск). На рубеже 60-70-х гг. выведен из состава флота и списан. По ходатайству администрации Пермского судостроительного завода «Кама» доставлен в Пермь и установлен в качестве памятника на площади перед заводоуправлением. Торжественное открытие — 9 мая 1974 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.