Путешествие по северу России. День 19. «Героическая история народа»

Подвиг Ленинграда
Подвиг Ленинграда

День 19. 30/06/15 «Героическая история народа»

Санкт-Петербург (Ленинград) – «Дорога жизни» – Осиновец – Шлиссельбург – Старая Ладога

Пробег за день 683 км.

На следующее утро мы, наверное, впервые задержались с отъездом. Обещали хозяйке выехать в 7 часов утра, но пока добудились детей, позавтракали, собрали вещи, время подошло уже к 9 часам. Конечно, позвонили, предупредили и встретили полное понимание.

Сегодня мы продолжаем наше путешествие и выезжаем из города по направлению на северо-восток. Шоссе, по которому мы двигаемся, называется коротко и ясно для всех жителей нашей страны – «Дорога жизни».

К сожалению, историко-патриотическое воспитание сейчас не в почете. Молодежь больше увлекается электронными гаджетами да телевизионными сериалами. Приходится нам, родителям, самим восполнять этот пробел. Разве можно побывать в Ленинграде и не рассказать детям о блокаде и героической обороне этого города! О подвиге Ленинграда  и его жителей.

Дорога жизни
Дорога жизни

Я не оговорился. Для меня он всегда назывался Ленинградом. Даже само слово звучит по-славянски мягко и мелодично, нежели германофильский Санкт-Петербург.

Итак, мы ехали по «Дороге жизни». Вернее, по ее 45-километровому сухопутному участку. За окном мелькали верстовые столбы, каждый из которых был своеобразным памятником подвигу ленинградцев, отстоявших город и не сдавшим его врагу. Мы с женой по очереди рассказывали детям об истории той страшной блокады. Скажешь несколько слов, и комок в горле не дает дальше говорить. Тогда рассказ подхватывает другой.

Памятник Разорванное кольцо
Памятник Разорванное кольцо

Шоссе «Дорога жизни» заканчивается у мемориала на самом берегу Ладожского озера. Две каменные дуги символизируют разорванное кольцо блокады, а отпечатанные на бетоне следы протектора автомобильных колес, уходящие в сторону озера, говорят о том, что именно здесь начинался путь в бессмертие водителей легендарных «полуторок». Чуть в стороне стоит зенитная пушка – памятник подвигу советских артиллеристов, прикрывавших ледовую переправу от налетов Люфтваффе.

После небольшой прогулки едем в поселок неподалеку, который называется Осиновец. В нем есть интересный музей, посвященный «Дороге жизни». К огромному сожалению в тот день музей не работал, но охранник на КПП был милостив и разрешил нам погулять по территории, на которой установлено много образцов различной техники. Из самых крупных можно выделить, конечно, самолет Ли-2, самоходную баржу–плашкоут, буксир «Ижорец». Малый охотник МО-4, к сожалению, был закрыт в павильоне. Кроме этого целая коллекция орудий – морских, зенитных, полевых.

Ижорец
Ижорец

Широкому кругу наших соотечественников «Дорога жизни» известна только как ледовая автомобильная переправа, связывавшая блокадный Ленинград и большую землю. Но ведь существовала еще и воздушная, и железная «Дорога жизни» (о ней я расскажу чуть позже), и водная. Как только на озере сходил лед, караваны больших и малых судов отправлялись из порта Кобона к причалам Осиновца. Еще осенью 1941 года, когда на подступах к городу вовсю гремели бои, в Осиновце уже проводились дноуглубительные работы и оборудовались пирсы для приема барж с продовольствием и боеприпасами. В обратном направлении вывозили женщин, детей и стариков. В летнюю навигацию 1941-42 годов на Ладожском озере развернулись целые морские сражения, в ходе которых немецко-финская флотилия пыталась перерезать трассу снабжения блокадного города.

в музее дорога жизни
В музее «Дорога жизни»

Именно поэтому в музее «Дороги жизни» так много экспонатов, связанных с подвигом моряков, воевавших на Ладожском озере. Приятно, что музей реконструируется. Незадолго до нашего визита там обновили уличную выставочную площадку, покрасили все экспонаты, оборудовали набережную. Позже должны были перестроить и само здание музея. Если окажетесь в тех местах, то зайдите – не пожалеете.

А мы проехали чуть дальше до железнодорожной станции, которая так и называется «Ладожское озеро». Нам она была интересна установленным в качестве памятника паровозом серии «Э». Именно такие паровозы, разработанные еще в начале века, вынесли на себе всю тяжесть грузоперевозок гражданской войны, периода индустриализации и Великой Отечественной войны. Сейчас паровоз Эш-4375 сверкает свежей краской и кажется лакированной игрушкой.

паровоз
Памятник паровозу

Как вы думаете, кого больше интересует подвиг советского народа? Ни у мемориала «Разорванное кольцо», ни в музее «Дороги жизни» мы не встретили никого из наших соотечественников. А тут к паровозу следом за нами подкатил большой туристический автобус полный… китайцев! Конечно, они наперегонки побежали фотографироваться, облепили паровоз со всех сторон. Но почему именно они, а никто другой, приехали сюда?

Тут я хочу сделать еще одно отступление. В самом начале своего повествования я указал четыре причины, побудивших меня объехать земли Русского Севера. Но была и еще одна причина – пятая.

Вы никогда не задумывались, почему официально блокада Ленинграда длилась почти два с половиной года (872 дня, была снята 27 января 1944 года), а в военной летописи воспевается подвиг водителей, обеспечивших движение по «Дороге жизни» только зимой 1941-42 годов. Нисколько не хочу умалять их героизм. Но почему не пишут о зимах 1942-43, 1943-44 годов? Кто возил грузы в блокадный город? Ответ – железнодорожники! Именно их подвигу я хочу посвятить эти строки своего рассказа.

В январе 1943 года в результате операции «Искра» войскам Волховского фронта удалось освободить город Шлиссельбург и отбить узкую полоску суши вдоль берега Ладожского озера, соединившись с войсками Ленинградского фронта. Эта полоса прибрежных лесов и болот шириной 6-8 километров насквозь простреливалась врагом, но через 17 дней по ней уже был проложен железнодорожный путь, а 7 февраля 1943 года в город пришел первый состав с продовольствием.

33 километра железной дороги вошли в историю как «Дорога Победы».

По началу удавалось пропустить только 2-3 пары поездов в обе стороны. Затем перешли к караванному способу, когда в одну ночь все составы шли в город, на следующую ночь – обратно. За сутки стало проходить до 25 поездов! Сравните это с автоперевозками. Тысяча «полуторок» смогут доставить 1500 тонн грузов. Это сопоставимо с грузоподъемностью одного (!) железнодорожного состава! Конечно, жизнь в блокадном городе сразу стала налаживаться. Увеличили продуктовый паек, а войска уже не испытывали дефицита боеприпасов.

Перевозки по «Дороге Победы» обеспечивала 48-я паровозная колонна особого резерва (ПКОР). Надо ли говорить, чего стоило провести железнодорожный состав под огнем врага по узкому перешейку, который железнодорожники называли «коридором смерти». Каждый рейс в блокадный город был примером героизма и самопожертвования. Из состава паровозной колонны в 600 человек погиб каждый третий.

Ветеран войны дядя Толя
Ветеран войны дядя Толя

А теперь о пятой причине, которая побудила меня приехать сюда, на южный берег Ладожского озера. В составе 48 ПКОР служил родной дядя моей жены – Федулов Анатолий Яковлевич. В январе 1943 года, приписав себе год, в неполных 17 лет дядя Толя по распределению военкомата попал в железнодорожные войска. Все годы войны он водил воинские эшелоны. Сначала в качестве помощника, а затем машинистом. Не раз ходил и в блокадный Ленинград через тот самый «коридор смерти». Кто сможет оценить сколько человеческих жизней спасли эшелоны с продовольствием, которые доставил в город молодой сержант железнодорожных войск?

День Победы дядя Толя встретил в Кенигсберге. После войны вся его жизнь была тесно связана с железной дорогой. Скоро нашему почетному железнодорожнику исполнится уже 90 лет. Он живет далеко от нас – на БАМе, в городе Тында. Пока позволяло здоровье, каждый год приезжал сюда, на Урал. В нашей семье его очень любят и уважают. И я просто считал своим долгом побывать в тех местах, где дядя Толя водил поезда в далеком 1943 году.

Вернемся к нашему путешествию. Так как станция находится почти у самого озера, то после осмотра паровоза мы не преминули остановиться на берегу и немного погулять среди сосен. В выходные дни здесь, очевидно, бывает много отдыхающих, а в будни остаются только бутылки, мусор и следы костровищ.

Дальше у нас был небольшой переезд до Ладожского моста, который на самом деле перекинут через Неву, но недалеко от ее истока из озера. Мост примечателен тем, что в его левобережном устое, прямо в земляном пандусе устроен музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Сам музей небольшой. Единственный экспонат – 40-метровое полотно диорамы, представляющее одновременно все эпизоды семидневной операции «Искра», в результате которой был пробит тот самый коридор, связавший окруженный Ленинград с большой землей. А на месте нынешнего моста была построена переправа и низководный железнодорожный мост через Неву.

диорама Прорыв блокады Ленинграда
Диорама «Прорыв блокады Ленинграда»

Не менее интересна и выставка военной техники на площадке перед музеем. Здесь стоят такие редкие танки как Т-38, Т-26, БТ-5, КВ-1, КВ-1с. Их особенность в том, что все они были непосредственными участниками боев за Ленинград, а позже подняты поисковиками кто из болота, а кто и со дна Невы.

Танк КВ-1
Танк КВ-1

Представляете восторг Вовы, когда спустя пару месяцев после поездки он смотрел журналы «Танкомастер» и вдруг вскрикнул: «Это же тот самый танк, который мы видели!» Я сначала сам не поверил, но потом пригляделся – точно! В статье рассказывалось об операции подъема танка КВ-1, утонувшего на переправе в районе Невского пятачка, а позже отреставрированного и установленного на площадке около музея.

стела
Стела, посвященная подвигу железнодорожников

На левом берегу Невы расположен и старинный город Шлиссельбург, который благодаря своему стратегическому расположению имеет богатую историю. Как не заехать сюда? Тем более на окраине города установлена стела, посвященная подвигу железнодорожников той самой 48 паровозной колонны.

Мы проехали по главной улице города в поисках еще каких-либо достопримечательностей. И такие нашлись!

У самого истока Невы находится остров с расположенной на нем крепостью «Орешек». Он во все века являлся ключом к судоходству по реке. Во время последней войны немцы так и не смогли захватить крепость, но изрядно ее разрушили. Сейчас старинные стены и башни отстраиваются заново. На остров организуются экскурсионные поездки. Жаль, что у нас не было предусмотрено на это достаточно времени.

А еще в одном из скверов мы опять увидели выставку зенитных корабельных орудий. Ох, дети сегодня налазятся по военной технике! Примечательно, что собрание образцов вооружения организовано каким-то местным депутатом. Еще бы таблички установить поясняющие что есть что. Например, про такую четырехствольную артустановку я до сих пор ничего не знал.

зенитка
Зенитка

Пара зениток могли вращаться вместе с рубкой, чем вызвали дополнительный восторг у детей. И пушка, и карусель одновременно.

Пока дети кружатся, я скажу пару слов про нашу машину. В Ленинградской области мы чуть было не «обсохли». На подъезде к Сосновцу загорелась красная лампочка датчика уровня топлива в баке. Я не сильно обеспокоился – чай не Заполярье – заправимся где-нибудь. Но пока ехали до музея-диорамы по местным дорожкам никаких АЗС нам не встретилось, а бортовой компьютер неумолимо уменьшал величину пробега на остатке бензина в баке. Конечно, канистра НЗ стояла в багажнике, и можно было так не переживать, но все равно ощущения не из приятных. Заправиться мы смогли только на окраине Шлиссельбурга, когда бензина оставалось всего на 7 километров

Еще мы посетили здешний шиномонтаж. Я стал замечать, что заднее правое колесо немного подсело. Вытаскивать компрессор из-под пола багажника поленился и просто заехал подкачать колесо в придорожную мастерскую. Давление в шине, действительно, составляло лишь половину нормы. Потом, уже после возвращения домой, колесо пришлось ремонтировать, удалять из протектора застрявший в нем саморез. А тогда я заплатил 20 рублей за подкачку и поехал дальше. И это были все расходы на ремонт машины за все время нашего путешествия.

волхов
р.Волхов

Закончив со Шлиссельбургом, мы выезжаем по трассе «Кола» на восток. Если никуда не сворачивать, то она нас приведет снова в Мурманск. К сожалению, нам туда уже не надо. Не доезжая до моста через Волхов, сворачиваем на дорожку, идущую по левому берегу этой реки. Когда-то по Волхову пролегал знаменитый торговый путь «Из варяг в греки». Именно по тому в незапамятные времена здесь была построена крепость Ладога, названная по речке, впадающей в Волхов. Забавно, что маленькая речушка дала название городу, а город уже передал свое имя большому озеру. Поселок, расположенный у впадения Ладоги в Волхов, сейчас называют Старой Ладогой, а Новая Ладога появилась в 1704 году по указу Петра I в устье Волхова на берегу Ладожского озера.

Старая Ладога
Старая Ладога

Нам же интересна именно Староладожская крепость. По результатам раскопок археологов выдвинуто предположение, что дерево-земляное укрепление появилось здесь еще до 753 года. В одном из толкований «Повести временных лет» указывается, что именно ладожане призвали на правление варяжского конунга Рюрика, который и правил здешними землями с 862 по 865 годы. Уже после перебравшись вместе с дружиной вверх по течению реки в Новгород. Отсюда берет начало версия, что Старая Ладога была первой столицей древнерусского государства. Данная трактовка истории, конечно поддерживается местными исследователями, ведь она ставит маленькое село в один ряд с такими городами, как Великий Новгород и Киев.

Как было на самом деле сейчас узнать трудно. Я же хотел посмотреть именно крепость, как образец русского фортификационного искусства. За много лет цитадель не раз перестраивалась и до наших дней дошла в виде развалин, но усилиями современных историков и реставраторов, сейчас производится полная реконструкция стен и башен. На момент нашего посещения было возведено две башни и два пролета крепостной стены. Третья башня стояла еще без крыши. Конечно, это уже новодел, но строители стараются воспроизводить все по старинным технологиям.

Макет крепости
Макет крепости
Георгиевская церковь
Георгиевская церковь

В крепости действует музей, экспозиция которого разместилась в уже отстроенных башнях. А за крепостными стенами укрылся один из древнейших русских храмов – Георгиевская церковь. Ее строительство относят ко второй половине XII века, т.е. еще домонгольскому периоду. После музея мы зашли в этот храм и посмотрели оригинальные фрески. К сожалению (или к счастью?) внешние стены храма находились на текущей реставрации и были закрыты лесами.

Во дворе крепости ведутся археологические раскопки. Студенты-историки просеивают каждую горсть земли в поисках древних артефактов.

Так как в стоимость билетов входило еще посещение археологического музея, мы решили сходить и до него. Музей располагается на некотором отдалении, в двухэтажном доме на противоположном берегу Ладожки. В свое время, находясь на важном торговом пути, крепость процветала. И сейчас в округе часто находят клады с предметами персидской и арабской культуры, стеклянными бусинками «глазками» — первыми русскими деньгами. Все это можно увидеть в залах музея. Жаль только, экскурсии не предполагается.

Что еще можно посмотреть в Старой Ладоге? На окраине села находится Свято-Успенский монастырь, в который была сослана первая жена Петра I — Евдокия Лопухина, последняя равнородная неиноземная супруга русского монарха.

В километре от поселка на высоком берегу над излучиной Волхова высятся три кургана. Один из которых, опять же по версии ряда историков, может быть могилой Вещего Олега. Официально считается, что князь Олег после укуса змеи был погребен в Киеве. А в «Новгородской первой летописи», древнейшем сохранившемся памятнике новгородского летописания, указывается что Олег хотел уйти за море, но смерть застала его в Ладоге.

Мы остановились и поднялись на курганы, благо они у самой дороги. Место действительно красивое. Правда, сами курганы уже не раз перерыты, и ничего примечательного археологи в них не нашли. Тем не менее, памятная доска о Вещем Олег и охране государством на входе присутствует.

На этом нашу сегодняшнюю экскурсионную программу можно было считать законченной. Остаток дня был посвящен переезду. Постарались пройти как можно больше. Миновали Тихвин, затем Череповец. На ночевку остановились в мотеле около Шексны, немного не доехав до Вологды.

Придорожный мотель был приятен тем, что все номера имели отдельный вход с улицы, и машину можно было поставить чуть ли не у самых дверей. Не нужно далеко таскаться с чемоданами.

Другие статьи цикла «По Русскому Северу»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1 «Поехали!»

День 2 «Вотчина Дела Мороза в Великом Устюге»

День 3 «Поморье»

День 4 «Малые Корелы»

День 5 «Каргополь — Воронье поле»

День 6 «Первое знакомство с Карелией. День курьезов»

День 7 «Соловки»

День 8 «Хибины»

День 9 «Это загадочное слово Муста-Тунтури»

День 10 «Териберка»

День 11 «Терский берег»

День 12 «Беломорские петроглифы»

День 13 «Пять точек Карелии»

День 14 «Музей-заповедник Кижи»

День 15 «Потаенные уголки Карелии»

День 16 «Между двух границ»

День 17 «Знакомство с Северной столицей»

День 18 «Вода, вода и снова вода»

День 19 «Героическая история народа»

День 20 «В Вологде-где-где…»

День 21 «Домой!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика