Путешествие по северу России. День 15. «Карелия на автомобиле: все потаенные уголки»

Карелия на автомобиле
Карелия на автомобиле

День 15. 26/06/15 «Карелия на автомобиле: все потаенные уголки»

Петрозаводск – Кинерма — водопад Койринойя – водопад Юканкоски – водопад Ахвенкоски – Рускеала – «Черные Камни» — Сортавала – Ландепохья — Ихала

Пробег за день 480 км.

Так незаметно пролетела и вторая неделя нашего путешествия. Сегодня у нас еще один день на знакомство с Карелией. Мы просто поедем по Карелии на автомобиле от одной точки до другой, будем ставить «галочки» в своем путевом дневнике.

Если Вам самим захочется посмотреть сказочные декорации заповедных карельских красот, провести свой отпуск в режиме активного отдыха на природе, можем рекомендовать отдохнуть в Карелии с местным туроператором Алем-Тур, компанией надежной и ответственной.

С утра, собравшись и позавтракав в номере, покидаем гостеприимную гостиницу и выезжаем из Петрозаводска на запад. Первой нашей целью была деревня Кинерма, разрекламированная как образец настоящего, оригинального карельского зодчества. Деревня небольшая, с десяток домов, но стоит здесь уже 450 лет, и многие ее постройки имеют вековую историю. Благодаря энтузиазму двух местных бабушек, Кинерму пытаются раскрутить, превратить в посещаемый туристический объект.





Кинерма
деревня Кинерма

До главной площади деревни мы добрались около 9 часов утра. Дети спали в машине и никуда не пошли, а мы с женой совершили небольшую прогулку по деревенским улицам, которые были абсолютно пусты.

В Кинерме
В Кинерме

Признаться, увиденное нас не впечатлило. Смотреть после Малых Корел и Кижей на старые покосившиеся избушки, как-то не очень. В любой нашей уральской деревне есть все тоже самое. Для полноты картины, навстречу попался еще местный «космонавт». Заросший волосами мужичок непонятного возраста и назначения брел куда-то на автопилоте, явно мало что соображая после вчерашнего.

Церковь, расположенная в центре деревни, тоже никак не тянула на памятник истории. Желтея свежим брусом, под новеньким шифером она красовалась следами недавнего капитального ремонта. От былого, очевидно, осталась только одна главка, поставленная под навесом на крыльце.

На весь осмотр нам хватило получаса времени. Специально заезжать сюда явно не стоило. Так только – для «галочки». Единственное, что нас заинтересовало — это цветущие на огородах кусты. Украшенные белыми пышными шарами растения смотрелись очень нарядно. Как же они называются?

Продолжаем путешествие по карельским лесам. По заведенным координатам навигатор ведет нас к водопаду Койринойя, но на отвороте дороги на Питкяранту мы неожиданно увидели необычный мемориальный комплекс, мимо которого не смогли проехать. Это оказался «Крест скорби». Позже из интернета я узнал, что здесь проходили одни из самых кровопролитных боев советско-финской войны 1939-40 годов. И в 2000 году совместными усилиями российской и финской сторон был установлен памятник, представляющий из себя крест, с двух сторон которого изображены женские фигуры скорбящих по погибшим сыновьям русской и финской матерей. Лица женщин утоплены внутрь чугунного креста, и это еще больше добавляет трагизма всей композиции. Рядом установлена мемориальная доска, а в лесу можно еще увидеть остатки укреплений и окопов той войны.

Крест скорби
Крест скорби

Очень скоро дорожка приводит нас к первому на сегодня водопаду. Его оригинальное название Койринойя, а на русский переводится как «Собачья канава».

Водопад Собачья канава Койринойя
Водопад Собачья канава или Койринойя

По узкому руслу бежит речка, а потом с пеной и брызгами обрушивается с четырехметрового обрыва. Подъехать можно почти к самому водопаду. Но места около него мало. Двум машинам только разъехаться. Хорошо, что с утра мы здесь были единственными. Есть памятный знак, рассказывающий, что когда-то тут был построен целый завод. Но сейчас от него абсолютно никаких следов не осталось. Пофотографировались. Посмотрели на валуны из розового гранита, который превозносят путеводители – ничего особенного. Водопадик симпатичный, но не выдающийся. Заехать к нему безусловно стоит. На полчасика. Дольше здесь делать просто нечего.

Возвращаемся на трассу, попутно остановившись еще у одного небольшого мемориала. Среди сосен за невысокой оградкой две братские могилы – одна с финской войны, другая с Великой Отечественной.

Колесим на автомобиле по Карелии дальше: пересекаем асфальтовое шоссе и снова углубляемся в лес по неровной грунтовой дороге. Следующий водопад Юканкоски, он же «Белые мосты», считается самым высоким в Карелии – аж 18 метров, но найти его не просто. Спасибо интернету, в котором есть пошаговые инструкции — сколько метров проехать, куда повернуть, какие ориентиры увидеть.

По пути к водопаду
По пути к водопаду

Через десяток километров сворачиваем еще глубже в лес и едем по совсем узкой дорожке. Но дорога достаточно накатанная, без глубокой колеи, поэтому как всегда говорим себе, что если заедем совсем в глухомань, то можно будет развернуться и выехать обратно. Некоторое разнообразие вносят речки, которые переезжаем по деревянным мостикам.

Водопад Юканкоски Белые мосты
Водопад Юканкоски или Белые мосты

Среди леса вдруг оказываемся в каком-то дачном кооперативе. По обе стороны дороги садовые домики, около них снова невысокие кусты с белыми шарами цветов. Интересно, что же это?

Строго следуя всем указаниям инструкции добираемся до места. Здесь мы уже не первые. На полянке стоит видавшая виды «Нива». Оставляем и мы свой «Кашкай», чтобы через несколько десятков метров спуститься по шаткой деревянной лестнице на дно каньона, по которому течет нужная нам речка, и сразу же видим искомый водопад.

Разбиваясь на несколько струй, вода в желтых брызгах пены стекает по каменным уступам. В окружении крутых склонов, заросших елями, уголок кажется совсем диким и забытым. Это ощущение подчеркивают и несколько бревен, упавших с водопада и застрявших на камнях. Но вот за нами появляется еще парочка туристов, и понимаешь, что не такая уж это глухомань. Дорога в сухую погоду доступна для любых легковушек.

Поднявшись наверх, прошли чуть выше по течению речки и сделали несколько кадров водопада с верхней точки. Можно было бы задержаться чуть подольше, но стаи комаров отбивали такое желание.

На обратном пути, проезжая дачный кооператив, любопытство пересилило, и Галка пошла узнать у местных жителей, что же такое цветет у них в садах. В результате, разговорилась с одной женщиной, и та предложила выкопать для нас отводку. Но так как мелких отростков не нашлось, то мы стали обладателями целого кустика, пусть небольшого, но с хорошими корнями и цветами на ветках. В машине про запас имелось пластмассовое ведро – вот оно и пригодилось. С осторожностью поместили в него растение с достаточным  количеством земли. Полили, и весь остаток пути у нас в багажнике цвела калина. Да! Это оказалась декоративная калина, которую еще называют бульденеж. Мы решили, что это будет наш сувенир из поездки для бабушки. Посадим на даче – должна прижиться.

водопад Ахвенкоски
водопад Ахвенкоски

Выбрались на трассу и двинулись в сторону Рускеалы. Чем дальше едешь на автомобиле по Карелии на запад, тем меньше русских названий, а все больше финских и карельских, которые порой не сразу и выговоришь.

Не доезжая до Рускеалы несколько километров, останавливаемся еще у одного водопада Ахвенкоски, который знаменит тем, что на его берегах снимали фильм «А зори здесь тихие». Находится он у самой дороги, поэтому туристов ну очень много. На парковке несколько десятков машин. Кафе, сувениры, тир. Мы для начала перекусили своими бутербродами с чаем, а потом уж пошли осматривать окрестности. Справа вдоль берега небольшого озера, в которое и впадает порожистая речка, есть тропа, украшенная различными садовыми скульптурами, изображающими лесных жителей – то пеньки с глазами, то кикимора или леший. Пока дети с каждым сфотографируются, вот время и пройдет. Дошли до самого водопада. Пофотографировались и там. Потом вернулись, чтобы ехать дальше.

Наша следующая остановка на Рускеальских мраморных карьерах. Когда-то здесь добывали мрамор, но потом карьеры затопило водой, и сейчас они представляют собой очень живописные озера, обрамленные крутыми мраморными обрывами. Вокруг проложили дорожку для туристов, есть прокат лодочек, через весь карьер протянута 400-метровая «тарзанка». Паркинг вмещает до сотни автомобилей. При оплате входа на руку надевают пластиковый браслет, с которым можно входить и выходить с территории парка в течение дня.

Рускеальские мраморные карьеры
Рускеальские мраморные карьеры

Мы просто прогулялись по тропе, любуясь местными пейзажами. В одном месте можно даже зайти в штольню и оказаться под землей. Потом дорожка увела в сторону к другим карьерам, где добыча велась еще не так давно. Без какого-либо рассказа это может быть не очень интересно – везде просто валяются большие и маленькие куски мрамора. Вертикальная стена показывает естественные волны и переливы рисунка в камне. Пошли в обратном направлении. Небо стало хмуриться, и скоро закапал мелкий дождик. На лодочках покататься не удалось. Очередь человек 10-15, но каждый катается по часу, а лодок не так много, поэтому стоять пришлось бы долго.

Мрамор
Мрамор

Чем тут еще можно заняться мы не знали. К счастью, увидели на стене рекламу частного зоопарка «Черные камни», про которые нам раньше «брянские ёжики» рассказывали. Позвонили, договорились об экскурсии и помчались туда. Километров 20 в сторону финской границы, но половина их них по грунтовке между двух заборов, огораживающих частные охотничьи владения.

Не знаю, насколько это правомерно, но если есть деньги, то, наверное, можно все. Какой-то предприниматель выстроил туристическую базу на берегу озера и огородил себе не одну сотню гектаров леса для охоты. Обзавелся личными охотничьими угодьями. Потом еще захотел организовать зоопарк. Судя по тому, что мы были в нем единственными посетителями, рентабельность зоопарка с большим знаком минус, но хозяина это мало беспокоит.

Частный зоопарк
Частный зоопарк

Территория зоопарка большая. Вольеры просторные. Дорожки асфальтированные. Животные в основном копытные. Без экскурсовода ходить здесь было бы совсем не интересно, поэтому потраченных на экскурсию средств совсем не жалко. Нашим экскурсоводом была Марина, которая по совместительству еще и ветеринарный врач этого хозяйства. Рассказывала интересно, отвечала на все вопросы, которыми мы старались ее грузить. Гуляли около часа, все что можно посмотрели, а также узнали много интересного о закулисье таких частных зверинцев.

Тем временем погода разгулялась, снова стало солнечно, время подходило к пяти часам вечера. Мы решили на обратном пути еще раз заехать на Рускеальские карьеры и попытать счастья на прокате лодочек. И в этом нам повезло. Поток туристов уже схлынул, парковка опустела. Лодочник на причале вытаскивал из воды свободные ялики. Мы купили билеты на прокат лодки и через пять минут, облаченные в спасжилеты уже покачивались на воде.

на воде
На воде. Красоты Карелии

Что еще можно рассказать про эту прогулку? Склонившееся к горизонту солнце красиво подсвечивало мраморные берега, и фотоаппарат щелкал без умолку. Голубело небо. Зеленели свежей листвой деревья. К нам подплыла утиная семейка, и дети были в полном восторге. На лодке можно заплыть в гроты, которые нависают над водой. Послушать, как гулко раскатывается под сводами эхо. Все по очереди посидели на веслах. Я в одном месте даже высадился на берег — вышел на маленьком пятачке под обрывом. Вглубь горы уходила штольня, предусмотрительно закрытая решеткой. Отведенного часа нам вполне хватило, чтобы проплыть вдоль всего каньона.

На лодке идем на веслах
На лодке. Идем на веслах

Вернулись к машине, чтобы продолжить поездку. Наш путь лежал в сторону Сортавалы, а очередной целью было только найти ночлег. И, кажется, все складывалось удачно. Я позвонил в недорогую гостиницу, оборудованную в общежитии ПТУ, забронировал двухместный номер. Но когда мы до нее добрались, то администратор отказалась нас заселить, т.к. с нами было двое детей. Предложила взять еще один номер, но это совсем не входило в наши планы по бюджету. Поэтому я развернулся и решил поискать другие варианты ночлега. Как потом оказалось, это решение было не совсем удачным. Центральная гостиница у моста оказалась занята. Отель на Фанерной улице был заполнен иностранцами – сегодня пятница и финны приехали к нам отрываться в пьяном угаре. Еще один отель оказался жилой многоэтажкой без вывесок. Железные двери никто не торопился открывать, а наличие автобуса и машин на соседней стоянке говорило, что нам тут тоже ничего не светило. На удачу заехал еще в старую совковую гостиницу в центре городка. Но там администратор насчитала нам такую плату за один номер, что в общежитии можно было бы снять целый этаж. Не солоно хлебавши, поминая недобрым словом такой негостеприимный городок Сортавала, мы решили ехать дальше по маршруту, надеясь найти что-то по дороге.

городок Сартавала
городок Сартавала

Сортавала, по всему видно, город старинный, с налетом европейского стиля. И, может быть, было бы интересно погулять по его улочкам, но… у нас не сложилось. Также из наших планов выпало посещение острова Валаам. На это мероприятие нужно целый день и по финансам, наверное, сопоставимо с Кижами. Отложили его на будущее. Ведь мы наверняка сюда еще вернемся!

Выехали из Сортавалы уже около девяти часов вечера и отправились вдоль западного берега Ладожского озера в сторону Приозерска. Дорога туда была очень примечательной. Изобиловала грунтовыми участками, крутыми поворотами, спусками и подъемами. Как будто старую гужевую дорогу чуть подравняли да так и оставили. Не зря здесь часто проходят автогонки. Деревни и поселки, финские названия которых совершенно не запоминаются, пролетали за окном. А мы высматривали указатели на какую-нибудь придорожную гостиницу или гостевой дом.

В одном месте остановились. На третьем этаже старого административного здания сделан ремонт, и оборудованы гостиничные номера. Администратор, скучая смотрела телевизор, судя по всему, посетителей в гостинице не было. Но двухместный номер она нам четверым предоставить отказалась, а три тысячи за трехместный – мне показалось дороговато.

Где-то в лесу заправились на безымянной автозаправке и поехали дальше по здешним буеракам. Добрались до городка Ландепохья (единственное название запомнил). Спросили у местного жителя про гостиницу, он отправил куда-то в сторону вокзала: «Левая поворотка там, а потом правая поворотка». Интересный местный говор.

Через какое-то время нашли длинное деревянное двухэтажное здание, по словам аборигенов, являвшееся гостиницей. На первом этаже гремела музыка, и гуляла свадьба. На втором были гостиничные номера, темно и ни одной живой души. Потолкался в запертые двери, но администратора так и не нашел. Плюнул, решил ехать дальше.

Наташа уже прикорнула. Вова долго держался, но как только ему сказали, что можно спать, остановки пока не предвидится, выключился и свесился со своего кресла головой прямо в коробку с игрушками. Мы поехали по Карелии на автомобиле дальше — искать ночлег.

отбой
отбой

Уже совсем стемнело (не Заполярье все-таки), когда мы проскочили мимо какой-то вывески о гостинице около ж/д переезда в поселке Ихала. Остановились, развернулись, решили попытать счастья еще раз. Гостевой дом оказался тоже переделанным из какой-то конторы или бывшей школы. У молоденькой девочки-администратора из всего оборудования был только ноутбук, с которым она сидела за старым канцелярским столом. Номера были только четырехместные, но мы пообещали использовать только три кровати и сошлись в цене. Да, в 12-м часу ночи как-то легче договариваться о стоимости номера.

Принесли, уложили детей и сами тоже – спать. День был долгим и насыщенным. Поездка по Карелии на автомобиле завершена.

Другие статьи цикла «По Русскому Северу»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1 «Поехали!»

День 2 «Вотчина Дела Мороза в Великом Устюге»

День 3 «Поморье»

День 4 «Малые Корелы»

День 5 «Каргополь — Воронье поле»

День 6 «Первое знакомство с Карелией. День курьезов»

День 7 «Соловки»

День 8 «Хибины»

День 9 «Это загадочное слово Муста-Тунтури»

День 10 «Териберка»

День 11 «Терский берег»

День 12 «Беломорские петроглифы»

День 13 «Пять точек Карелии»

День 14 «Музей-заповедник Кижи»

День 15 «Потаенные уголки Карелии»

День 16 «Между двух границ»

День 17 «Знакомство с Северной столицей»

День 18 «Вода, вода и снова вода»

День 19 «Героическая история народа»

День 20 «В Вологде-где-где…»

День 21 «Домой!»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.