Путешествие по северу России. День 12. «Беломорские петроглифы»

Беломорские петроглифы

День 12. 23/06/15 «Беломорские петроглифы»

Умба – Кандалакша – Беломорск — Медвежьегорск

Пробег за день 800 км.

Утром нас разбудили запахи свежей ароматной выпечки. На первом этаже, оказывается, была пекарня! Галка сходила туда, и на завтрак у нас были великолепные пироги и булочки!

Перекусив, уложив в багажнике свои пожитки, мы вполне отдохнувшие были готовы продолжать путешествие. Сегодня у нас день переездов. На пути только одна точка – петроглифы (рисунки древнего человека) около Беломорска. Где будем ночевать – не известно, докуда удастся доехать.

Из Умбы обратно через Кандалакшу выезжаем на трассу «Кола». Какое удовольствие катить по ровному асфальту! Вчерашний день был интересным, но очень трудным для меня, как водителя.

трасса Кола
Трасса «Кола»

Снова пересекаем Северный полярный круг и въезжаем в Карелию. Получилось, что за время поездки мы пересекали СПК четыре раза! С выездом из Мурманской области исчезла и жара. В Карелии снова похолодало до 10-12 градусов. Хорошо, что дождя нет.

Проехали знакомый уже отворот на Кемь. Еще через 100 км сворачиваем в сторону города Беломорска. Но в самом городе ничего интересного нет, кроме последнего шлюза Беломорско-Балтийского канала. А мы, не доезжая чуть-чуть, съезжаем по самодельному указателю «Беломорские петроглифы» на грунтовку.

Вообще в здешних местах есть несколько точек, где были найдены рисунки древнего человека, но самая доступная и посещаемая – это ЗалАвруга. Вот, к ней мы и приехали.

Мостик через речку

Недалеко от дороги площадка для машин. За ней мостик в три жердочки через речку. Дальше прямая тропинка через лес до самого места. Осматривать петроглифы можно бесплатно самостоятельно, но мы решили заплатить экскурсоводу, чтобы узнать побольше и увидеть все самое интересное. Часовая экскурсия для группы 5-6 человек стоит 500 рублей. День был будний, посетителей почти никого нет, экскурсоводы свободные были.

Молодая девушка, которую нам представили научным сотрудником, вооружившись прутиком, повела нас «на скалу». Так на местном сленге называется каменное плато, где находятся рисунки древних людей.

Мостки на каменное плато

Когда-то здесь был берег моря, и волны сгладили прибрежные камни, образовав так называемые «бараньи лбы» — ровные, чуть выпуклые каменные поверхности. Именно на них и были обнаружены петроглифы. Следует заметить, что рисунки не нарисованы, а выдолблены на камнях. За тысячелетия поверхность камней покрылась песком, илом, перегноем, но современные ученые расчистили всю территорию от наносов, и сейчас в окружении леса нам представляется для обзора довольно большая площадка каменного плато.

экскурсия каменное плато
Экскурсия

Похожий музей под открытым небом мы посещали в норвежской Альте. Там все серьезно – проложены деревянные мостки, огороженные канатами, с билетами получаешь инструкцию на русском, рисунки подкрашены охрой, за сход с тропы огромный штраф в инвалюте. Здесь все гораздо проще. Деревянные мостки тоже есть, но ходить можно прямо по камням. Когда экскурсовод позвала нас подойти поближе к изображению, мы даже оторопели от неожиданности – как можно так запросто ходить по рисункам, которым шесть тысяч лет?

Для наглядности рисунки подкрашивают белой краской, но она быстро стирается, поэтому разглядеть сюжет бывает не просто. Спасает то, что можешь подойти очень близко, с любой стороны, и даже погладить рукой шершавую поверхность камня. Картинки беломорских петроглифов типичные – сцены охоты, животные, люди. Самый примечательный, наверное, рисунок – древнейшее изображение лыжников – три человеческие фигуры с лыжами на ногах. Его даже хотели сделать символом олимпиады в Сочи 2014, но не прошел по конкурсу. Есть в нем что-то карикатурное.

Наскальные рисунки лыжники
Наскальные рисунки. Лыжники

После экскурсии мы еще просто побродили по камням, любуясь окружающей природой. Кроме нас было еще 3-4 человека посетителей да скучающие продавцы неадекватно дорогих сувениров. Даже тоненькая брошюрка стоит 200 рублей. Не проще ли посмотреть информацию в интернете? Дети нашли себе занятие в разглядывании мелкой живности, которая обитает в лужах, собирающихся в каменных впадинах. Кстати, «на скале» почти нет комаров. Если по дороге через лес они нещадно нападали на нас, то на открытом месте все исчезли.

Белый шаман

Напоследок потерли рукой изображение «белого шамана». Говорят, это приносит удачу.

На обратном пути нам навстречу попалась сначала небольшая группа иностранцев, а потом с полсотни наших соотечественников, которые подъехали на туристическом автобусе. Это мы, оказывается, удачно зашли! Спокойно без толчеи и гомона все посмотрели и пофотографировали.

На этом вся экскурсионная программа этого дня была выполнена, и мы отправились дальше в путь.

Пока наш экипаж наматывает сотню за сотней километры по трассе, остановлюсь на паре моментов, которые могут быть интересны читателю, но были упущены мною ранее.

При подготовке путешествия я собирал и распечатывал информацию по городам, которые нам предстояло посетить. Как правило, это была развернутая историческая справка из Википедии и просто какие-то интересные факты. Километров за 40-50 до такого города жена доставала распечатку и зачитывала вслух, чтобы у детей составилось более полное впечатление. Это, конечно, не профессиональная экскурсия, но хоть что-то.

Был у нас с собой ноутбук, но мобильного интернета не было. Пользовались только Wi-Fi в квартирах и гостиницах. Я перед поездкой скачал пару десятков фильмов и записей телепередач, в которых рассказывалось об интересных местах по нашему маршруту. Тоже, чтобы дети смотрели по ходу. Но у них такие фильмы не пользовались спросом. В движении оказалось гораздо интереснее смотреть в окно. А вечером в гостинице сил хватало только перекусить и добраться до постели. Пришлось досматривать их уже после возвращения. Были еще фильмы для детей из категории «советской классики», но до них дело дошло только по дороге домой на самых длинных перегонах.

Дети

Про наших детей вообще рассказ отдельный. Боюсь их сильно хвалить, чтобы не сглазить. Но практически всю дорогу не возникало проблем ни со здоровьем, ни с дисциплиной. Мы были одной командой, в которой мнение каждого участника важно и принимается остальными. Практически не было никаких капризов и разных «хочу-не хочу». Конечно, путешествие само по себе мобилизует, но нельзя сбрасывать со счетов и взаимоотношения родителей, которые своим примером показывают, как нужно уважать друг друга и находить компромиссы.

Про питание в дороге. Если мы ночевали в квартире, то больших проблем с завтраком-ужином не было. Кроме того, жена практически всегда умудрялась приготовить нам с собою в дорогу обед, который помещался в большой металлический термос. Всегда был и термос с чаем. Если ночевали в гостинице, то утром заливали в термос кипяток, и на обед у нас кроме бутербродов были пюре, суп или лапша быстрого приготовления. Может быть такая пища считается не очень «здоровой», но не нужно забывать, что всегда были и овощи (огурцы, помидоры) и фрукты (яблоки, бананы). Яблоки особенно выручали, когда детишкам просто хотелось что-то погрызть дорогой.

А в тот день, с учетом посещения каменного плато с беломорскими петроглифами, мы поставили рекорд, одолев 800 километров. Доехать получилось до Медвежьегорска. Решили в нем заночевать. Стали искать гостиницу. Но это оказалось непросто. Заранее координат я не выписал, а указателей никаких не было. Пришлось прибегнуть к помощи местных жителей. Они подсказали в центре города большую муниципальную гостиницу «Онежская». В ней мы и остановились. Трехместный номер подороже чем в Умбе. Удобства в коридоре. Но и мы не прихотливы. Нам бы только переночевать, отдохнуть и набраться сил. Завтра всерьез начинаем знакомиться с Карелией!

Другие статьи цикла «По Русскому Северу»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1 «Поехали!»

День 2 «Вотчина Дела Мороза в Великом Устюге»

День 3 «Поморье»

День 4 «Малые Корелы»

День 5 «Каргополь — Воронье поле»

День 6 «Первое знакомство с Карелией. День курьезов»

День 7 «Соловки»

День 8 «Хибины»

День 9 «Это загадочное слово Муста-Тунтури»

День 10 «Териберка»

День 11 «Терский берег»

День 12 «Беломорские петроглифы»

День 13 «Пять точек Карелии»

День 14 «Музей-заповедник Кижи»

День 15 «Потаенные уголки Карелии»

День 16 «Между двух границ»

День 17 «Знакомство с Северной столицей»

День 18 «Вода, вода и снова вода»

День 19 «Героическая история народа»

День 20 «В Вологде-где-где…»

День 21 «Домой!»