Путешествие по северу России. День 7. «Поездка на Соловки»

причал кемь
г.Кемь. Причал

День 7. 18/06/15 «Поездка на Соловки»

Кемь-Соловецкие острова-Кемь

Пробег за день 24 км.

Кажется, как давно мы выехали из дома! А сегодня только седьмой день нашего путешествия. Прошла всего одна неделя, а сколько мы за это время уже объехали и сколько повидали! И новый день готовит нам новые впечатления. Сегодня у нас запланирована поездка на Соловецкие острова. Машина понадобится только, чтобы доехать до причала. По Белому морю мы пойдем на теплоходе «Василий Косяков».

Утро на удивление выдалось солнечным. Куда делись вчерашние тучи? Но солнышко светит, да не греет. Памятуя о выходах в северные моря, которые нам приходилось совершать, путешествуя по Норвегии, мы оделись сами и одели детей максимально тепло. Курточки с подкладом, шапки, зимние сапоги. Жар костей не ломит. Снять лишнее не долго, а простужаться и болеть нам никак нельзя. С собой рюкзак с водой и небольшим дорожным перекусом, да еще бинокль — пригодится на переходе.





За полчаса до отправления, в 7-30 мы уже на причале. «Кашкайчик» оставили на гостиничной парковке (200 руб./день). Многие путешествуют на машинах и делают также, поэтому на стоянке можно увидеть номера всех регионов от Новосибирска до Краснодара, есть даже несколько иностранных.

На палубе теплохода Василий Косяков
На палубе теплохода Василий Косяков

На море штиль! Легкий ветерок не может поднять самой мелкой зыби. Морская гладь лишь маслянисто покачивается. Женщина- контролер перед посадкой провела небольшой инструктаж по безопасности и заметила, что стало уже традицией — если стоит непогода, то туристов много, а когда тишина и солнце — корабль идет загруженный только наполовину. Так и сегодня — на борт поднялось человек 70-80, при вместимости судна 160.

в море теплоход Василий Косяков
В море. Теплоход «Василий Косяков».

Мы сначала спустились вниз — в салон, заняли места поудобнее, оставили свой рюкзак, а потом поднялись на верхнюю палубу, чтобы наблюдать за отплытием. На отходе капитан дает три гудка, от которых у многих закладывает уши.

Хотя на небе ни облачка и светит солнце, но на море холодно. И мы не пожалели, что так тепло оделись. Те, кто был в легких ветровочках, очень быстро переместились в салон, палуба опустела. А мы могли спокойно наслаждаться морским плаванием. Для детишек это в диковинку, никогда раньше не приходилось ходить по морю на корабле.

Плавание от Кеми до Соловков занимает около двух часов. Это самый короткий путь. До островов можно добраться еще из Беломорска за 4 часа или из Архангельска за 8 часов. Еще интересно, что административно Соловецкое поселение относится к Архангельской области. Получается, что мы покидаем Карелию, чтобы вечером снова в нее вернуться.

Где-то через час ходу на горизонте показалась полоска земли. Это уже Соловецкий архипелаг. Его самая высокая точка — гора Секирная, видна издалека. Не зря на ней с давних времен устроен маяк для мореплавателей.

Маяк на Секирной
Маяк на Секирной

А скоро стали различимы и главки монастырских соборов, и башни Кремля. Еще немного терпения, и наш корабль швартуется у Тамариного причала. «Василий Косяков» будет стоять здесь до вечера. В 19-00 мы на нем же вернемся обратно в Кемь.

поездка на Соловки Соловецкий архипелаг
Соловецкий кремль

По аналогии с рассказами о Валааме, я ожидал, что на всех вновь прибывших туристов набросится толпа самостийных экскурсоводов-зазывал. Но ничего подобного. В сторонке мы заметили только одного молодого человека, который предлагал экскурсию по острову на УАЗике- буханке. Подошли, поинтересовались. Со взрослого 1000 рублей, дети бесплатно. Маршрут кольцевой через Секирную, Савватьево и еще какой-то скит. Что ж, нам именно это и надо! Мне почему-то совсем не хотелось идти в экскурсионное бюро и отдавать себя в руки «официалов», которые за неменьшие деньги проведут только обзорку по Кремлю. Мы забрались в машину и заняли весь задний ряд. Очень скоро к нам присоединилось еще две семейные пары. При том одна была также с ребенком, трехлетним мальчиком.

Владимир — организатор экскурсии оказался по совместительству и водителем, и экскурсоводом. Он достаточно интересно рассказывал, говорил грамотно, был внимателен и вежлив. Из этой экскурсии мы узнали довольно много нового и интересного.

гора Секирная
гора Секирная

Первая остановка была около Филипповских садков. Игумен Филипп, управлявший монастырем в XVI веке и много сделавший для развития его хозяйства, придумал перегородить морской залив дамбой из булыжников, таким образом, чтобы морская вода проходила сквозь щели между камнями и постоянно освежалась. Летом, в период лова, часть рыбы выпускали обратно в воду, в отгороженный залив, где она и жила. А зимой рыбу вылавливали уже из садков, и была у монахов свежая треска круглый год.

Вторая остановка на Секирной горе. Последние метры приходилось подниматься пешком. По пути Владимир задерживался у информационных стендов и рассказывал об истории Соловков. Не буду все пересказывать — интернет в помощь, скажу только, что в 1923 году здесь был создан СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения, куда ссылали не только преступников, но и политических противников сталинского режима. А храм на горе Секирной был переоборудован в карцер для наказания особо провинившихся. Все это очень жутко, но часть нашей истории. Кстати, СЛОН довольно быстро закрыли. Деревья вырубили, древесину вывезли, заниматься стало нечем. Лагерь превратили в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, которая просуществовала до 1939 года. Но система, уже в виде ГУЛАГа, распространилась по всей стране.

Высота горы Секирной 73,5 метра. На ней расположен Вознесенский скит, главное сооружение которого — церковь Вознесения Господня, тот самый храм-маяк. На вершине купола, на высоте 98 метров от уровня моря, установлена специальная лампа, свет которой видно более чем за 40 километров. Жаль, что подняться туда нельзя. Но и от подножия храма открывается великолепный вид на весь Большой Соловецкий остров.

Зашли мы и в саму церковь. Сейчас она отреставрирована, действует. Но во входных дверях, как напоминание истории, сохранились отверстия глазков для тюремных надзирателей.

Спускаемся вниз по обратной стороне склона, по длинной крутой деревянной лестнице, приводящей как раз к поминальному кресту, установленному патриархом Алексием. В 2001 году Алексий II приглашал на Соловки президента Путина и заручился его поддержкой в деле восстановления обители.

Владимир уже ждет нас с машиной внизу, и мы продолжаем путь. Нужно сказать, что асфальтовых дорог на островах нет, исключительно грунтовки. Транспорт представлен в основном УАЗиками и автобусами ПАЗ. По словам Владимира, раз попав на Соловки, машина практически навсегда остается здесь. Паромного сообщения нет, и привезти автомобиль на остров очень сложно — требуется договариваться с капитанами приходящих сюда кораблей. Для туристов наиболее удобным транспортным средством является велосипед. Есть несколько пунктов проката. А проехать 10-12 километров, пожалуй, смогут многие. Больших расстояний на острове нет.

Савватьевский скит
Савватьевский скит

Мы добрались еще до одного скита — Савватьевского. Он один из старейших на Соловках и расположен в северной части Большого острова. Но свою известность во многом получил благодаря школе юнг, дислоцировавшейся здесь. В 1942 году было принято решение создать на Соловецких островах учебное подразделение, готовившее 15-16 летних мальчишек к службе на флотах воюющей страны. В течение года они проходили здесь обучение, а потом разъезжались к местам службы. Более подробно об этом можно узнать из книги Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками». Автор сам был юнгой из первого фронтового набора. Поездка на Соловки заставила меня позже перечитать его книгу. Всегда интереснее читать, если есть возможность сопоставлять написанное с увиденным. Не знаю, может быть современные экскурсоводы стараются нагнетать побольше трагизма этим событиям, или отношение советских людей к трудностям было более сдержанным, но быт и учеба соловецких юнг в книге Пикуля представлены достаточно обыденно и прозаично. По моему личному опыту служба в учебке в Пограничных войсках была более трудным испытанием.

После войны школу юнг перевели в Кронштадт, а Савватьево забросили, и только недавно начали восстанавливать братский корпус и примыкающую к нему церквушку. А Владимир отвел нас чуть в сторону и показал осыпавшиеся ямы — все что осталось от землянок-кубриков Соловецкой школы юнг.

На обратном пути мы сделали еще пару остановок — на дамбе у лесного озера и у скита, монахи которого занимаются рыболовством. Каждый скит на чем-то специализировался — где рыбу ловили, где огород разводили, где железо делали.

На островах очень много озер с чистой родниковой водой. Еще в стародавние времена монахи объединили озера каналами со шлюзами, создав, таким образом, внутреннюю транспортную сеть. Сегодня по каналам тоже проводятся экскурсии на безмоторных лодках.

Соловецкий кремль Царские ворота
Соловецкий кремль. Царские ворота

Спустя три часа Владимир высадил нас возле экскурсионного бюро у стен Кремля. Экскурсия закончилась. Время — к обеду, пора было поискать где бы подкрепиться. По совету местных нашли кафе «Кают-компания», в котором и покушали. Правда, анонсированное как бюджетное, это кафе влетело нам в копеечку. Официантка принимает заказ не по меню, а предлагает со слов выбрать из того, что есть в наличии, не называя цен. Ну, мы и заказали, хорошо промявшись с утра. А когда я получил чек на сумму больше тысячи рублей, то очень удивился. Пошел разбираться. Одна только жаренная рыба вышла рублей на 400! Оказывается, она у них на вес, 100 грамм — 200 рублей. Положили кусочек побольше — уже считается 200 грамм — двойная порция. Ладно, впредь будем умнее.

Соловки вид 500 рублевой купюры
Соловки. Вид 500 рублевой купюры

Итак, у нас еще свободных полдня для самостоятельного знакомства с островом, Кремлем и монастырем. Первым делом пойдем на берег рукотворного Святого озера, откуда открывается вид на Соловецкий Кремль, помещенный на обратную сторону 500-рублевой купюры. Получается, что мы нынче ездим «по деньгам». Интересно еще было бы сделать такие снимки в Ярославле (1000 руб.). А вот в Красноярске (10 руб.) и Хабаровске (5000 руб.) это сделать сложнее — далековато будет. А в Питере (50 руб.) и Москве (100 руб.) не так интересно.

Соловки стены крепости
Соловки. Стены крепости

Коль речь зашла о деньгах, то упомяну, что на 500-рублевке образца 2004 года по озеру плывет двухмачтовый кораблик, чего в жизни никогда не было, а на соборах установлены четырехскатные крыши, что имело место после пожара 1923 года. Т.е. там изображен не Соловецкий монастырь, а лагерь СЛОН! Позже дизайн банкнот исправили — кораблик убрали, изменили общий ракурс, на храмы вернули купола с крестами. Но старые банкноты до сих пор можно встретить в обороте. Такой вот казус, нашедший свое отражение даже на денежных купюрах.

Проходя мимо крепости не удержался, от того чтобы сфотографироваться на фоне огромных валунов, из которых сложены стены. Как монахи их ворочали? Глядя на такую мощь, с усмешкой думаешь о том, чего хотели добиться англичане, когда обстреливали Соловки во время русско-турецкой войны 1854 года. Не удивительно, что многочасовая бомбардировка не нанесла монастырю серьезного урона.

Мы зашли во двор Кремля, а там кипит стройка! Вернее — перестройка. Реставрация в полном разгаре. Некоторые церкви стоят в лесах. Много рабочих, техники с питерскими номерами. Тут же между ними снуют и туристы.

Соловки реставрация кремля
Соловки. Реставрация кремля

Погода нам благоволит. Солнышко светит. К полудню стало совсем тепло. Пришлось расстегиваться и снимать лишнюю одежду.

Походили из одного двора в другой. Везде картина одинаковая — техника, строительный мусор, леса. В дальнем углу нашли экспозицию, на которой были представлены раскопки, сделанные под сооружениями монастыря. Для детей вход бесплатный, поэтому отправили ребятишек посмотреть, а сами постояли, подождали их снаружи.

Что еще интересного видели во дворе Кремля? Стволы старинных пушек. Здоровенные деревянные бочки. Старые мельничные жернова. В некоторые хозяйственные помещения можно зайти свободно. В некоторых сидят смотрительницы и без экскурсовода не пущают.

шхуна Святой Петр
Шхуна «Святой Петр»

Все осмотрели, чем еще заняться? Направились на расположенный неподалеку мыс Селедочный. Там есть музей морского дела и мореходства. Но в сам музей не пошли, ограничились внешним осмотром шхуны «Святой Петр», вытащенной для текущего ремонта на берег. Это уменьшенная на четверть копия корабля, на котором Петр Первый ходил по Белому морю. Построить точную по размерам реплику не удалось из-за размеров ангара, в котором она создавалась.

Трое в лодке
Трое в лодке

До отхода нашего корабля оставалось еще два часа. Лениво сидеть и ждать совсем не хотелось. И вдруг я вспомнил, что на минисхеме острова, которую мне дали вчера вместе с билетами, обозначены какие-то каменные лабиринты, типа памятник неолита. Пойдем туда! Но идти надо быстро через весь поселок на другую сторону острова, а дети уже устали. Пришлось взять Вовку на плечи и «поскакать» по пыльной деревенской улице.

Для себя сфотографировал маленький домик с трубой, обшитый сайдингом и несущий вывеску «Сбербанк». Интересно было бы зайти, посмотреть соловецкий офис. Но филиал был закрыт.

лабиринт на Соловках
Лабиринт на Соловках

Когда, через 15 минут мы достигли берега моря, то были несколько разочарованы этими «каменными лабиринтами». Просто на полянке по спирали уложены камни. И все! Любой такой «памятник неолита» местные мальчишки могут соорудить за пару часов. Не беда, зато мы могли еще раз прогуляться по камням беломорского берега.

На обратном пути снова зашли в Кремль. В 18-00 открывался храм во имя святителя Филиппа. Целый день вокруг да около монастыря ходим – надо же хоть в одну церковь зайти, свечки поставить. Кроме того, здесь находятся главные святыни обители: мощи основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Рабочий день у строителей закончился, и они организованно покидают территорию монастыря. А за ними отправляемся и мы. Наша поездка на Соловки тоже подходит к концу. Пора возвращаться на причал.

возвращение в Кемь
Возвращение в Кемь

Про обратный переход рассказывать особенно нечего. Уставшие дети прикорнули на креслах в салоне, а мы с женой стояли на палубе и любовались вечерними красками Белого моря, легко парящими над водой чайками и проплывающими мимо борта безлюдными каменными островками Соловецкой гряды.

На подходе к Кеми замечаем, что небо стало хмуриться. Над сушей собирались тучи, а кое-где уже были видны полосы дождя. Как переменчива северная погода. Но мы благодарны ей за то, что для знакомства с Соловками она выделила нам одно ясное солнечное окно.

Другие статьи цикла «По Русскому Северу»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1 «Поехали!»

День 2 «Вотчина Дела Мороза в Великом Устюге»

День 3 «Поморье»

День 4 «Малые Корелы»

День 5 «Каргополь — Воронье поле»

День 6 «Первое знакомство с Карелией. День курьезов»

День 7 «Соловки»

День 8 «Хибины»

День 9 «Это загадочное слово Муста-Тунтури»

День 10 «Териберка»

День 11 «Терский берег»

День 12 «Беломорские петроглифы»

День 13 «Пять точек Карелии»

День 14 «Музей-заповедник Кижи»

День 15 «Потаенные уголки Карелии»

День 16 «Между двух границ»

День 17 «Знакомство с Северной столицей»

День 18 «Вода, вода и снова вода»

День 19 «Героическая история народа»

День 20 «В Вологде-где-где…»

День 21 «Домой!»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.