Путешествие по северу России. День 6. «Путешествие по Карелии. Первое знакомство. День курьезов»

путешествие по карелии на машине
Путешествие по Карелии. Государева дорога.

День 6. 17/06/15 «Путешествие по Карелии. Первое знакомство. День курьезов»

Пудож-Пяльма-Челмужи-ББК-Медвежьегорск-Кемь

Пробег за день 500 км.

Как жаль, что в сутках всего 24 часа! Нужно успеть и маршрут проехать, и посмотреть все интересное, и покушать, и отдохнуть. А так хочется и фотографии друзьям отправить и комментарии свои написать. И план на следующий день составить детальный.

Наше путешествие по Карелии продолжается. Мы идем с опережением графика, поэтому сегодня я решил сделать с утра два небольших заезда в деревни по пути, чтобы посмотреть другие объекты старинной деревянной архитектуры.

Кстати, если Вам самим захочется посмотреть сказочные декорации заповедных карельских красот, провести свой отпуск в режиме активного отдыха на природе, можем рекомендовать отдохнуть в Карелии с местным туроператором Алем-Тур, компанией надежной и ответственной.

В Пудоже мы запаслись свежим молоком и горячим хлебом. Настроились на скоростную езду по федеральной трассе, но не тут-то было. Сразу за поселком начинался ремонт дороги. Старое полотно полностью сняли, отсыпали новое, а все машины медленно тянулись по обочинам за переваливающимися с боку на бок фурами.

Первый утренний перегон у нас небольшой. Где-то через сто километров свернули с трассы, чтобы добраться до маленькой деревушки Пяльма, которая находится на берегу Онежского озера у впадения в него одноименной речки.

Пяльма мост через реку
д.Пяльма. Мост через реку

Проехав еще пару километров по грунтовке, остановились у неширокой, но быстрой речки, бурлящей на каменистых порогах. Через речку есть мост и по нему, кажется, проезжают легковые машины, но отсутствие каких-либо ограждений несколько смутило. Зачем нам рисковать? Прогуляемся пешком, тем более наша цель – старинная часовня — видна на противоположном берегу около деревенского кладбища. Часовня Ильи Пророка XVIII века совсем маленькая, я бы сказал крохотная. Но имеет табличку, что является памятником архитектуры и охраняется государством. Деревенское кладбище вокруг часовни под стать ей — от силы несколько десятков могил. Глядя на пластинки лемеха, которыми покрыты ее главки, на толстый слой мха, невольно веришь, что именно так и выглядит история. Вот от таких погостов уходили русские ратники на войну, чтобы потом с победой вернуться к родным могилам.

Пяльма часовня Ильи Пророка
д.Пяльма. Часовня Ильи Пророка.

Место на берегу речки очень красивое. Мы даже задержались на прибрежных камнях, чтобы немного пофотографироваться. Потом вернулись к машине и продолжили путь.

Тут я хочу рассказать один курьезный случай. Еще по пути до Архангельска мы удивлялись, встречая в глухих деревушках новенькие козырьки таксофонов. Иной раз где-то на окраине стоит столб, к нему приделан яркий пластиковый козырек-сфера, под которым висит телефон. Неужели кто-то ими еще пользуется? Для меня это так и оставалось загадкой. Но жена все просила шутки ради сфотографировать ее у такого телефона где-то в лесу или в чистом поле. И вот подъезжаем мы к Пяльме, видим — у дерева на опушке леса висит таксофон. «Обратно поедем — сфотографирую тебя здесь,» — пообещал я жене. Через полчаса той же дорогой возвращаемся назад, и что бы вы думали? Козырек висит, а таксофона нет! Я его своими глазами видел, когда ехал вперед! Куда он мог исчезнуть за 30 минут?! Мистика! Пришлось нам искать потом другой таксофон и фотографироваться около него сразу, не откладывая. Вдруг опять исчезнет!

Еще через сорок километров мы снова свернули с трассы, чтобы заехать в село Челмужи. Там тоже значилась старинная деревянная церковь, расположенная на местном погосте. И здесь наш путь также преграждал мост через речку. Мост был широким, но один его пролет почти полностью разрушен. Перебраться на другой берег можно разве что на велосипеде. Мы опять оставляем машину и идем в пеший поход.

Навигатор подсказывал, что церковь находится всего в 400 метрах. Но от моста ее не было видно, и мне показалось, что прошли мы до цели гораздо больше. При том сначала увидели кладбищенскую ограду, а уж потом за деревьями смогли рассмотреть и саму церковь. Она оказалась совсем не маленькая, а очень даже большая! Просто стоит на самом берегу, в пяти метрах от воды озера, укрытая березовой рощей со стороны деревни.

Челмужи церковь Петра и Павла
с.Челмужи. Церковь Петра и Павла

Церковь Петра и Павла или Богоявления Господня, конца XVI века, одна из старейших в Заонежье. Памятник архитектуры, ни много ни мало, федерального значения!

Также все закрыто. Мы опять ограничиваемся только внешним осмотром. Состояние этой церкви гораздо лучше. Светлые доски, говорят о том, что ее недавно подновили. Значит, есть кому следить за федеральным памятником зодчества.

Тем же путем, под невесть откуда взявшимся мелким дождиком, возвращаемся к машине. Снова выезжаем на трассу и едем дальше.

Следующей точкой путешествия у нас был еще один храм, но уже современной постройки, абсолютно отличающийся от всего ранее виденного. Находится он на берегу Беломорско-Балтийского канала (ББК) в поселке Повенец.

Подъехав к каналу, и завидев на противоположном берегу необычное сооружение, я остановил машину на первом попавшемся месте, а дальше мы пошли пешком через мост. Здесь находится первый шлюз системы ББК, который является стратегическим объектом и строго охраняется. Висят предупреждающие надписи о запрете фотосъемки. Я успел пару раз щелкнуть храм через канал, хотя это тоже запрещено. Охранник покосился на нас, но ничего не сказал.

Повенец церковь Николая Чудотворца
п.Повенец. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца (2004) построена на народные пожертвования в память всех узников ГУЛАГа, погибших при строительстве канала. Ее особенность в необычности сочетания таких материалов как бетон и дерево.

Основа сооружения – нарочито грубо отлитая из бетона четырехугольная сторожевая башня с окнами-бойницами, перекликающаяся с бетонными стенами шлюзов. Пять главок отсылают нас к традициям поморской церковной архитектуры. А звонница над входом однозначно напоминает лагерную вышку. Деревянный придел, опоясывающий бетонную конструкцию, служит логическим завершением всего собора. Именно благодаря ему, внутри церкви посетители видят теплую желтизну дерева, а не холодную серость камня.

Повенец внутри храма
п.Повенец. Внутри храма

Мы с женой зашли в собор, а дети в это время резвились на игровой площадке рядом. Через 15 минут, все осмотрев, отправились обратно. Но машины на дороге почему-то стояли. Когда мы подошли ближе то поняли причину — развели мост (он здесь поворотный), чтобы пропустить какой-то корабль. А у нас машина-то осталась на противоположном берегу! Придется тоже ждать. Охранник сказал, что идет какой-то пассажирский теплоход, а скорость судов по каналу ограничена 8 км/час.

Только через полчаса из-за поворота медленно показалась трехпалубная «Русь Великая», шедшая из Белого моря. Пассажиры теплохода махали нам руками, а мы махали им в ответ. Что ж, мы немного задержались, зато дети могли посмотреть, как корабль заходит в шлюз.

Беломорско-Балтийский канал
Беломорско-Балтийский канал

Как только мост повернули в исходное положение и открыли движение, мы добрались до своего «Кашкайчика». Хотели перекусить чаем с бутербродами, но здраво рассудив, что мост могут снова развести, решили сначала переехать через канал, а потом уж покушать.

Больше никаких экскурсионных точек на этот день я не планировал. Нам предстояло отмотать еще немало километров, чтобы добраться до Кеми. Чем мы и занялись во второй половине дня. Миновали Медвежьегорск – важный транспортный узел, где сходятся дороги из Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска. Дальше двигались уже по федеральной трассе Р-21 «Кола». Чем севернее мы продвигались, тем сильнее портилась погода. Небо заволокли тучи. Сеял мелкий дождь. 250 километров до Кеми пролетели незаметно.

Кемь. Кто из нас не помнит фразу шведского посланника из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Я, я! Кемска волость!». Вот мы и добрались до той самой «Кемской волости»!

Кемь
Кемь

Кемь была основана новгородцами еще в XIV веке, но так никогда и не стала большим городом. Сейчас в нем живет чуть больше 11000 человек. В советские времена на одноименной реке построили каскад гидроэлектростанций, да был рядом большой военный городок с аэродромом. Сейчас Кемь во многом выживает за счет транзита туристов на Соловецкие острова. Отсюда на Соловки ежедневно совершают рейсы два теплохода «Василий Косяков» и «Метелица». Прямо на берегу отстроен гостиничный комплекс, который так и называется — «Причал». Фешенебельные домики предлагают покой и уют, но за соответствующую фешенебельную плату. Других гостиниц практически нет, поэтому в Кеми я планировал снять квартиру на два дня. При чем, звонить и договариваться начал еще в Архангельске. Каждый вечер звонил, напоминал о себе, а меня кормили «завтраками». Говорили, что квартиры есть, но ждут приезда итальянцев, а те толи едут, толи нет. В конце концов все разрешилось благополучно — на въезде в город я уже знал адрес, где нас ждут. Стоимость аренды 1200 руб. за сутки показалась совсем божеской.

Правда, квартира на втором этаже хрущевской пятиэтажки явно не предназначалась для интуристов, а была оформлена в «стиле ретро». Вся мебель, техника и т.п. были родом из 70-х. Два ламповых черно-белых телевизора, катушечный магнитофон с бобинами, стиральная машина с центрифугой. На стене карта СССР. К тому же отопление уже отключили, а на улице было от силы градусов 10. Но в ванной стоял электронагреватель, который исправно подавал горячую воду.

Определившись с жильем, мы с женой решили оставить детей одних дома, а самим съездить на причал, чтобы оформить все документы на завтра. Покупка билетов не такая уж простая процедура. Например, необходимо обязательно предъявлять свидетельства о рождении детей. И не дешевая. За проезд туда- обратно всей нашей компании мы отдали 7000 рублей.

Потом подошли к стойке экскурсионного бюро, поинтересовались экскурсиями на островах. Хотелось и Кремль посмотреть, и храм-маяк на Секирной горе, и по каналам поплавать. Но молодые люди охладили наш пыл — если едите на один день, то сможете только взять обзорную экскурсию по Кремлю и монастырю, больше никуда не успеете. На Соловки, дескать, нужно ехать на несколько дней, чтобы проникнуться их благодатью. Я немного расстроился. Хотелось все-таки подняться на Секирку. И Савватьевский скит посетить, где находилась школа юнг, тоже.

На обратном пути зашли в местный «Магнит» закупили продуктов, а я даже взял 250-грамовую бутылочку коньяка (единственный алкоголь за всю дорогу). На улице шел дождь. Было пасмурно и ветрено. На завтра приготовили самую теплую одежду, которая у нас была: несмотря ни на что, наше путешествие по Карелии продолжается!

Поужинали, попили горячего чайку, и настроение сразу улучшилось. Утро вечера мудренее.

Другие статьи цикла «По Русскому Северу»

Введение. Статистика по маршруту. Общая информация

День 1 «Поехали!»

День 2 «Вотчина Дела Мороза в Великом Устюге»

День 3 «Поморье»

День 4 «Малые Корелы»

День 5 «Каргополь — Воронье поле»

День 6 «Первое знакомство с Карелией. День курьезов»

День 7 «Соловки»

День 8 «Хибины»

День 9 «Это загадочное слово Муста-Тунтури»

День 10 «Териберка»

День 11 «Терский берег»

День 12 «Беломорские петроглифы»

День 13 «Пять точек Карелии»

День 14 «Музей-заповедник Кижи»

День 15 «Потаенные уголки Карелии»

День 16 «Между двух границ»

День 17 «Знакомство с Северной столицей»

День 18 «Вода, вода и снова вода»

День 19 «Героическая история народа»

День 20 «В Вологде-где-где…»

День 21 «Домой!»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика